Секретный совет Эйнштейна для безграничного интеллекта
Теоретическая физика встречается с глубинной психологией?
«Я написал эту историю для тебя, но… ты уже слишком взрослый для сказок. Однако когда-нибудь ты будешь достаточно взрослым, чтобы снова начать читать сказки. Тогда ты сможешь достать её с какой-нибудь верхней полки, смахнуть пыль и рассказать мне, что думаешь об этом. Скорее всего, к тому времени я уже буду слишком глухим, чтобы услышать, и слишком старым, чтобы понять». — К.С. Льюис
Когда-то давно жила молодая мама, которая восхищалась знаменитым учёным, доктором Альбертом Эйнштейном.
В своём глубоком восхищении она надеялась, что её сын однажды станет учёным.
Однажды она подошла к Эйнштейну и спросила его, какие книги лучше всего подготовят её ребёнка к научной карьере.
Эйнштейн с улыбкой ответил:
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были ещё умнее, читайте им больше сказок».
Конец. И в чём мораль этой истории?
На первый взгляд, это действительно сбивает с толку. Особенно из уст теоретического физика.
Тем не менее, Эйнштейн твёрдо верил, что главным ингредиентом науки является креативность. Способность соединять и объединять разные идеи, быть «мастером метафор».
Сказки, по его мнению, лучше всего стимулируют этот творческий импульс.
Причём это касается не только детей. Взяв страницу из книги Дж. Р. Р. Толкина, Эйнштейн считал, что не существует такого понятия, как «писательство для детей», особенно когда речь идёт о сказках.
Что же особенного в этих удивительных историях? Что они из себя представляют и чему мы можем у них научиться? И почему Эйнштейн рекомендовал нам их читать?
Рассмотрим это с точки зрения юнгианской психологии и сравнительной мифологии, чтобы понять важность сказок и почему они являются ключом к раскрытию творческого потенциала нашего разума.
Важность сказок
«Сказки — это чистейшее и простейшее выражение коллективных бессознательных психических процессов». — Мари-Луиза фон Франц
Сказки похожи на сны. Это старинные волшебные истории, которые передают моральные уроки и развлекают нас на протяжении тысячелетий.
Золушка, Белоснежка, Гензель и Гретель, Рапунцель, Принц-лягушка, Спящая красавица.
Эти истории существовали в разных культурах и эпохах столько же, сколько существует письменная и устная история.
Многие из этих классических сказок связаны с вневременными и архетипическими образами, как в сюжете, так и в изображении персонажей, и в значительной степени остались неизменными с момента их появления.
Золушка в форме истории о Родописе восходит к первому веку до нашей эры. Красавица и Чудовище также имеют свои корни в древности.
Мари-Луиза фон Франц, мастер юнгианского анализа, считала, что сказки — это зеркала (метафоры) психологических процессов, происходящих глубоко внутри нашего сознания.
Например, «путь героя», наиболее полно описанный Джозефом Кэмпбеллом, — это процесс, при котором эго формируется из бессознательного.
Этот сюжет можно встретить повсюду в литературе, драме, мифах и сказках. Он описывает «модель существования», которая важна для здорового психологического развития и правильного взаимодействия с миром.
Мы видим этот мономиф в таких произведениях, как «Звёздные войны», «Гарри Поттер» и «Хоббит».
Другие истории изображают архетипические формы. В «Гензеле и Гретель» представляется архетип «пожирающей матери», когда ведьма в волшебном доме из сладостей откармливает детей.
Это предупреждение о склонности людей оставаться в буквальном и психологическом смысле инфантильными, зависимыми и гедонистическими, когда мать останавливает развитие ребёнка во взрослого. Это переживается как «комплекс матери».
Сказки, в отличие от мифов или легенд, считались самим Юнгом лучшим материалом для изучения «сравнительной анатомии психики».
«Сказка — как море, а саги и мифы — как волны на нём; сказка может стать мифом и снова погрузиться в сказку». — Мари-Луиза фон Франц
Сказки обычно очищают культурный контекст, присутствующий в великих мифологиях, благодаря чему базовые модели (архетипы) легче различить.
Скрытый источник мудрости Эйнштейна
Так в чём же здесь важность? Как это связано с точкой зрения Эйнштейна?
Я думаю, Эйнштейн настаивал на том, что сказки необходимы для развития, не только потому, что они усиливают творческое мышление, но и потому, что они затрагивают бессознательное, которое, как утверждал сам Эйнштейн, сыграло большую роль в его открытиях.
Эйнштейн часто впадал в лёгкие периоды сна и состояния, подобные сновидениям, в которых, по его словам, его разум мог решать проблемы, которые сознательно решить не удавалось.
Об этом рассказывал не только Эйнштейн, но и многие великие мыслители, приписывающие свои открытия, идеи и изобретения снам.
Нильс Бор увидел во сне электроны, вращающиеся вокруг ядра атома, что помогло ему разработать модель атомной структуры.
Дмитрий Менделеев, русский химик, утверждал, что идея периодической таблицы пришла ему во сне, где все элементы были организованы по атомной массе и другим свойствам.
Сам Эйнштейн однажды пережил яркое воображаемое видение, в котором он представлял себя летящим на луче света, что впоследствии стало основой его теории относительности.
С точки зрения психоанализа, мы можем понять, как сны, представляя бессознательное, могут связывать идеи и собирать их воедино так, как это часто не удаётся в бодрствующем состоянии.
Сказки, таким образом, не только благодаря своей творческой и поучительной природе, но и предоставляют нам возможность понять бессознательные процессы и развитие.
Эйнштейн, казалось бы, интуитивно понимал колоссальную силу сказок. Не только для творческого мышления, но и для психологического роста, и для того, чтобы учить нас, как действовать и что ценить.
Например, усвоение черт и «образа действия» героя может помочь людям обрести большую вовлечённость и смысл в жизни.
Через смирение, веру и дух искреннего приключения люди могут выйти за пределы своей зоны комфорта и отдалиться от огороженных садов бессознательного блаженства.
И делая это, они узнают о себе больше, чем предполагали.
Они адаптируются к сложностям жизни, и их эго укрепляется соответствующим образом.
Читая сказки, мы направляемся к источнику творчества, а именно к бессознательному.
И, возвращаясь к этим историям, мы попадаем в мир, совершенно отличный от нашего. Мир, который существует вне времени и места, но одновременно происходит во всех временах и местах (в далёком-далёком королевстве…)
Именно на этой плодородной почве рождаются новые идеи и совершаются открытия, будь то научные или личные.
«Поскольку сказка находится за пределами культурных различий, она легко перемещается. Язык сказок кажется международным языком всего человечества — всех возрастов, всех рас и культур». — Мари-Луиза фон Франц
Сказки возвращают нас к истинному центру, и из этого места мы можем снова начать задавать вопросы миру и разгадывать все его загадки.
Сон — это личная сказка, а сказка — это коллективный сон. Эйнштейн, осознавал он это или нет, понимал, что это истинное место рождения всей мудрости.
Так что, возможно, стоит отложить пыльные философские тексты или очередной бестселлер и погрузиться в мир воображения, который находится за завесой.
Это был совет Эйнштейна для будущего нашего поколения и для любознательного ребёнка, который всё ещё живёт в вас. Читайте больше сказок, и, возможно, вы будете жить долго и счастливо...