Найти тему
Лекторий Dостоевский

Элегантный прагматизм советской моды

После Революции, провозгласившей свободу, равенство и братство похлеще, чем у авторов этого лозунга и кого бы то ни было еще, эта триада распространялась на все стороны жизни. На культуру повседневности - кухню, быт, манеру одеваться - прежде всего. Приоритет рабочим и крестьянам сориентировал и бытовые привычки, в том числе, моду, в смысле практичности, гендерной универсальности, функциональности с некоторыми элементами элегантности. Дамы, избавившиеся от громоздкого гардероба имперского прошлого, полюбили лаконичные шляпки-клош, футлярообразные платья до середины икры или щиколотки, мотоциклетные куртки и туфли без каблука.

-2

Не возбранялось ни курение, ни занятия спортом, ни вождение автомобиля - поэтому женский силуэт вплоть до войны был словно более элегантным вариантом силуэта мужского.

-3

Наигравшись в унисекс, женщины захотели вернуться к более женственному образу. Так всегда бывает - амплитуда широка. От мальчишеских коротких стрижек и сигарки в углу рта, женщины СССР вернулись к приталенным фасонам пальто и платьев, отдаленно напоминавшим дореволюционный царский шик. Апогеем "новой-старой" женственности был образ Золотого века Голливуда - а ведь это была эпоха завороженности кинематографом.

-4

Челки валиком, локоны, "марсельская волна" в прическах, плиссированные юбки, яркий макияж (разработанный бывшим соотечественником Максимилианом Факторовичем, позже ставшим Максом Фактором) стали ориентиром и для наших соотечественниц.

Джеральдин Беннет, звезда Голливуда предвоенного времени
Джеральдин Беннет, звезда Голливуда предвоенного времени

Для мужчин, мода которых меняется категорически медленнее, классика оставалась неизменной - полюбившиеся благодаря Георгу V брюки со стрелками, кепки-восьмиклинки (они же лондонки), двубортные пиджаки и свободные, словно на размер-другой больше, брюки.

-6

Но наступила война. Большинство тканей, красок, производств пошло на помощь военным. Для повседневной одежды в тылу оставалось минимальное число вариантов. В ходу оставались практичные ткани и цвета - долговечные, прочные, не маркие, теплые. Шерсть, сукно, хлопок. Никаких излишеств в виде рюш, оборок - все для фронта. Практичная теплая надежная обувь без украшений. В определенном смысле одежда "гражданских" даже визуально напоминала о фронте - создаваясь на манер шинелей. Даже если в гардеробе оставались "признаки былой роскоши", это либо выменивалось на рынке за продукты, либо перешивалось. Для платьев "по особым случаям" просто пришивались манжеты и воротнички. Даже с нравственной точки зрения носить что-то праздничное казалось не комильфо.

Макинтош 1940-х гг.
Макинтош 1940-х гг.

К концу 40-х годов экономика начала восстанавливаться, и со временем появились первые модные журналы, которые делились советским населением советами по правильному сочетанию одежды и аксессуаров. Это была помощь для многих женщин, которые ранее не имели представления о моде и стиле - а лишь о практичности и функциональности одежды.

В 1947 году появился "Модный журнал", который стал самым популярным изданием о моде в СССР на протяжении многих лет. В моде в целом и после войны оставались скромные деловые костюмы, платья-сарафаны и юбки до щиколотки, а у мужчин - пальто реглан, длинные плащи и шляпы. Стали популярными цветочные принты, ткани "в горошек", у мужчин - костюмы и свитера в клетку, ромбик, полоску. Вернулась любовь к беретам.

-8

После фестиваля молодежи в 1957 году, да еще и с достижениями Пьера Кардена (платье "песочные часы", "нью лук" и так далее) мода изменилась решительно. С появлением иностранных гостей со всего мира, наши соотечественницы полюбили головные уборы, напоминающие тюрбан у народов Латинской Америки и стран Карибского бассейна, Африки. Появились напоминавшие кимоно блузки и халаты.

-9

Мужчины открыли для себя яркие, почти кричащие цвета. В 1960-х, с эрой космоса, в обиход вошли активно разрабатываемые государством искусственные материалы. Синтетика была писком моды, отсылала к невероятным, невиданным доселе возможностям человечества. А еще синтетические ткани изготавливали очень яркими, вырви глаз. И это обещало праздник, которого поколению войны так долго не хватало.

-10

Журнал "Советская женщина" стал более ярким и модным: в нем начали появляться статьи о новейших модных трендах, таких как пышные юбки-колокольчики и эффектные украшения. В этот период времени в СССР также стали появляться магазины современных модных товаров. Можно было купить билет на модный показ и после него даже получить консультацию от модельера-конструктора одежды. В этот период стали становится модными джинсы, сандалии, разнообразные цветные наряды и аксессуары. Глядя на рок- и эстрадных звезд с обложек виниловых пластинок из-за рубежа, молодежь тоже стремилась быть на них похожими. Мода стала более свободной, креативной и цветной.

70-е годы стали временем активного продвижения молодежной культуры в СССР. Новые технологии и повышенный уровень жизни позволили людям свободнее выражать себя и экспериментировать с внешним видом. Наиболее популярным стилем того времени стали буффанты, широкие брюки и юбки, кафтаны и косухи. Помните минимализм периода войны? Здесь маятник снова качнулся в противоположную сторону - теперь стало модным (потому что возможным) применять много тканей, много кожи, аксессуаров, украшений. Сумки с бисером и бахромой, широкие пояса, ремни и застежки на обуви, юбки и платья макси, брюки-клеш. Если в войну мы наблюдали в моде стиль "гипо", теперь правил бал "гипер".

-11

Для мужчин были характерным элементом стиля семейные комплекты, которые состояли из длинных брюк, серой рубашки и более короткой жилетки. Были популярны кожаные куртки и кожаные ботинки с цепями, а также меховые жилетки.

-12

К 80-м годам в СССР пришли серьезные экономические и социальные изменения. Предчувствуя эпоху Перестройки, отвергая вообще все советское, многие люди стали ориентироваться только на западные стили и тенденции моды.

Одной из ярких тенденций тех лет стало использование денима. Он был популяризирован в первую очередь благодаря американской же социокультурной и музыкальной среды, где джинсовые куртки и джинсы стали символами свободы и молодежной моды. В которой так же преобладали тенденции, заимствованные из зарубежных музыкальных субкультур - панка, рока, тяжелого металла, диско.

-13

В начале 90-х годов произошло переломное событие в мировой истории моды - Валентино и Армани впервые представили свои коллекции моды в России. Это частично помогло изменить концепции восприятия моды в нашей стране. Молодежь, особенно в городах, полностью приняла западные элементы в свою одежду.

-14

Знаменитые пиджаки малинового цвета, по одной из версий - реакция на знаковый показ Версаче в те же годы, во время которого мужчины выхаживали по подиуму в ярких бордово-алых пиджаках. Сочетание изысканности, брутальности и маскулинности - с непривычным броским цветом пришлось по душе нашим нуворишам, "новым русским". Впрочем, с их появлением, всему советскому, в том числе, и моде, пришел конец.