Найти в Дзене
Босх с тобой!

10 свадебных платьев на картинах русских художников

Оглавление
«Прихо́д колдуна́ на крестья́нскую сва́дьбу» — картина русского художника Василия Максимова (1844—1911), оконченная в 1875 году.
«Прихо́д колдуна́ на крестья́нскую сва́дьбу» — картина русского художника Василия Максимова (1844—1911), оконченная в 1875 году.

В XVIII веке свадебные платья в России не имели того символического значения, которое мы приписываем им сегодня. В сельских регионах не существовало единого образа «свадебного платья». Невесты выходили замуж в своих лучших нарядах, которые могли быть яркими и богато украшенными. Основной цвет свадебных платьев того времени — красный, символизировавший радость и счастье. Традиционный костюм состоял из рубахи, сарафана или юбки, украшенных вышивкой и бисером. Фата как отдельный элемент не использовалась, вместо неё невесты носили головные уборы: кокошники, венцы или платки, которые могли быть украшены лентами и перьями.

«Неравный брак» — картина русского художника Василия Пукирева. Работа была написана в 1862 году,
«Неравный брак» — картина русского художника Василия Пукирева. Работа была написана в 1862 году,

В XIX веке свадебная мода постепенно начала менять курс в сторону большей стандартизации. С влиянием моды Западной Европы, особенно после свадьбы королевы Виктории в 1840 году, когда она надела белое платье, этот цвет стал ассоциироваться с чистотой и невинностью, а также стал символом свадебного наряда. Однако этот тренд был воспринят не сразу. Белые платья на русских свадьбах стали встречаться в основном в высших слоях общества и в крупных городах. Для крестьянства и мелкой городской буржуазии до конца века оставались актуальными яркие платья, особенно красные и синие.

Фасоны свадебных платьев в это время также стали более разнообразными. В моду вошли корсеты, подчеркивающие талию, пышные юбки на кринолинах и сложные многослойные конструкции. Рукава платьев могли быть длинными и объёмными, а декольте — скромным или более открытым, в зависимости от времени года и модных веяний.

Фата в XIX веке приобрела популярность, особенно в городах. Она стала символом чистоты и невинности, что укрепляло её значение в свадебном наряде. Фата могла быть длинной и покрывать невесту с головы до ног, а также украшалась кружевом или вышивкой.

Фирс Журавлев "Перед венцом" (ранее 1874)
Фирс Журавлев "Перед венцом" (ранее 1874)

Начало XX века: Эпоха модерна и революция

Начало XX века принесло новые веяния в свадебную моду. Влияние стиля модерн сказалось на силуэтах платьев. Они стали более прямыми и лаконичными, ушли массивные кринолины и пышные юбки.

К венцу (Прощание). Владимир Егорович Маковский , 1894,
К венцу (Прощание). Владимир Егорович Маковский , 1894,

Невесты начала века предпочитали платья с заниженной талией и легкими, струящимися тканями. Мода на белый цвет продолжала оставаться главенствующей, хотя в отдельных случаях платья могли быть светло-розовыми, кремовыми или бежевыми.

"В ожидании шафера", Илларион Прянишников, ок. 1890.
"В ожидании шафера", Илларион Прянишников, ок. 1890.

После революции 1917 года и с приходом советской власти свадебная мода подверглась серьёзным изменениям. В первые десятилетия после революции институт брака и семейные традиции пересматривались. В связи с этим свадебные церемонии упростились, а наряды стали гораздо менее пышными. Белое платье оставалось в обиходе, но его стали шить из простых тканей, без роскошных украшений. Часто невесты выходили замуж в обычных нарядах, поскольку война и экономические трудности не позволяли соблюдать традиции.

Александр Романычев, "Отец и мать." 1918
Александр Романычев, "Отец и мать." 1918
А. А. Бучкури. Свадебный поезд. 1912.
А. А. Бучкури. Свадебный поезд. 1912.

Советская эпоха: 1930-1960-е годы

В 1930-е годы свадебные церемонии в Советском Союзе постепенно возвращались в обиход, однако акцент на простоте и практичности сохранялся. Платья стали шить из недорогих материалов, таких как хлопок и сатин. Мода на белые платья сохранялась, но стиль был весьма сдержанным: простые силуэты, минимум украшений и декора. Фата осталась частью свадебного наряда, но она стала короче и проще.

Ю.И. Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962. ГТГ
Ю.И. Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962. ГТГ

После Великой Отечественной войны свадебная мода вновь начала меняться. В 1950-е годы, с приходом стиля «нью-лук», популярного в Европе и Америке, фасоны свадебных платьев стали более женственными. В моду вернулись платья с пышными юбками, акцентом на талии и кружевом. Белое платье снова заняло центральное место, а фата стала важным элементом образа, часто украшенная кружевами.

-9

Назаренко Александр Григорьевич. Свадьба. 1971
Назаренко Александр Григорьевич. Свадьба. 1971

С 1970-х годов свадебная мода в Советском Союзе начала постепенно подстраиваться под мировые тренды. Женщины стали больше экспериментировать с фасонами и материалами. Появились платья с более разнообразными силуэтами: прямые, приталенные, А-силуэт. Также в моду вошли платья с длинными рукавами, высокими воротниками и простыми, но элегантными линиями.

А какое свадебное платье было у вас? Или о каком вы мечтали? А может платье как на картине было у вашей мамы, бабушки или тети?

Пишите в коментарих!