Часто встречаю мнение о том, что современная музыкальная аппаратура, исполнительское мастерство и концертное шоу в целом становятся всё лучше, а вот музыка - всё хуже. Касательно того, почему такое происходит, точки зрения совершенно разные. Но суть в большинстве случаев примерно такова: «Деградируем, дамы и господа, деградируем!»
В принципе, если посмотреть на существующее ныне обилие кавер-групп, переигрывающих (пусть даже профессионально и с задором) великое наследие прошлого, а также на дефицит новых(!) действительно ярких звёзд, которые творят музыкальную историю прямо сейчас, вышеописанное мнение кажется не таким уж надуманным и беспочвенным. А потому с ним так и тянет согласиться, принять за истину в последней инстанции и как-то с этим жить.
Но давайте не будем этого делать. По крайней мере, пока. Вместо этого обратимся к вечному закону эволюции, который гласит: «Каждое новое поколение всегда умнее предыдущего». В том смысле, что первое берет из опыта предшественников всё самое лучшее, создаёт на этой базе что-то новое, более прогрессивное и тем самым движет человечество вперёд. Это вполне естественный процесс. Так происходит всегда и во всех сферах человеческой деятельности.
Музыки этот процесс тоже, разумеется, касается самым непосредственным образом. И вот тут возникает существенное противоречие. Ведь множество фактов говорит о том, что музыкальное творчество сегодня не эволюционирует, а, напротив, деградирует?! Так что же происходит на самом деле?
Чтобы отделить истинное от ложного, предлагаю воспользоваться методом исключения. Начнем с вечного закона эволюции. Может, именно в наше время он утратил свою былую силу и трансформировался, скажем, в «закон деградации»? Ну, это вряд ли! Закон эволюции потому и вечный, что никак не меняется, перманентно силён и, что называется, всегда в тренде.
Значит, дело в чем-то другом. Как насчёт самой современной музыки? Точнее, представлений музыкантов о ней, а также о самих себе?... И вот тут свет в конце тоннеля действительно начинает просматриваться и даже вполне уверенно мерцать.
Может казаться, что, к примеру, 60-70-е годы прошлого века – это времена, когда музыка была действительно великой. Тогда на мировой сцене главенствовали The Beatles, Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath и прочие легендарные коллективы. НО! Если мы ознакомимся с музыкальными чартами тех лет, то к своему глубочайшему удивлению в 99% случаев увидим имена, которые сегодня нам не скажут вообще ничего (!). Это значит, что групп-однодневок с одним мелькнувшим где-то хитом и тогда было превалирующее большинство. Просто человеческая память избирательна, а потому в ней остаются только настоящие «жемчужины».
Да, прошлое мировой музыки действительно полно громких имен. Но справедливо ли мы проводим его сравнение с музыкой сегодняшнего дня?
Когда мы говорим о музыке прошлого, то обычно подразумеваем суммарные достижения многих десятков лет: начиная с 1950-х и заканчивая примерно 2010-ми, т.е. примерно 60 лет, а то и более. Естественно, за это время накопилось существенное количество «бриллиантов». А вот когда речь заходит о современной музыке, зачастую имеются в виду достижения примерно последних 5-ти лет. Итого: 60 против 5-ти. При таком подходе преимущество прошлого над настоящим является 12-кратным. Справедливое состязание?
Чтобы свет в конце тоннеля не только увидеть, но и максимально к нему приблизиться, давай приведем свои представления о музыке прошлого и настоящего к единому знаменателю.
Если мы возьмем сумму музыкальных достижений прошлого только за один год (скажем, за 1975-ый) и сравним с аналогичным показателем 2023-го года, то увидим, что соотношение действительно крутых хитов и песен-однодневок будет примерно одинаковым (!).
И вот на этот момент есть смысл обратить самое пристальное внимание, хорошенько его прочувствовать, а также осознать, какие преимущества он даёт. А даёт он очень многое. Например, позволяет избавиться от совершенно надуманного «комплекса неполноценности», который на фоне великих достижений прошлого испытывают по факту многие современные музыканты.
Кстати, упомянутая выше многочисленность кавер-групп – это не только тенденция сегодняшнего дня. На самом деле подобное имело место всегда. Более того, именно в кавер-бэндах начинали свою карьеру многие величайшие исполнители, оттачивая мастерство и осуществляя закономерный переход к собственному уникальному творчеству.
В общем, с нынешними музыкантами всё ОК! И каждый способен стать новым Богом музыкального Олимпа.
Да, правила игры поменялись значительно и под них нужно умело адаптироваться, проявив определённую изобретательность и гибкость. Но все ценные уроки и достижения прошлого, а также новые технологии, позволяющие подняться на желанную вершину максимально коротким путём, сегодня доступны, как никогда прежде. Так что время сейчас для новых музыкальных побед просто идеальное!