Найти тему

Первый позитивизм (Позитивизм О. Конта) Часть 1. История и философия науки для панков-интеллектуалов

!ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Это ни в коем случае не научный текст, это вольный пересказ и интерпретация теории, необходимой для кандидатского минимума.

Жил-был в середине 18-начале 19 века во Франции такой дядька: Анри Сен-Симон - много умных книжек он писал (возможно при этом он попивал Бургонское и закусывал пармезаном, до подлинно не известно). В некоторых из своих книжек он задвигал такую телегу, что дескать научность - это высший этап человеческого познания (Дальше уже настолько преисполняются в своем познании, что этот мир абсолютно понятен...).

Был у Анри ученик, звали его (нет, не Буратино) Огюст Конт, тоже не глупый был товарищ. Он проникся идеями своего учителя и несколько модернизировал их.

Изображение, сгенерированное нейронной сетью по запросу «Первый позитивизм Огюста Конта»
Изображение, сгенерированное нейронной сетью по запросу «Первый позитивизм Огюста Конта»

Старожилы поговаривают, что именно благодаря Огюсту Конту социология отделилась от Философии и стала сильной и независимой наукой.

Огюст Конт соглашался с древней присказкой «где застой - там отстой», всячески ратовал за прогресс науки, кричал «долой метафизику, да здравствует позитивная философия». Под термином позитивный он понимал не «улыбчивый и доброжелательный» как мы сейчас, а «научный». Позитивное знание, согласно О.Конту - это точное, достоверное и полезное знание, отличающееся от сомнительных представлений и утверждений (видимо уже тогда существовали инфо-цыгане).

Со своими представлениями О. Конт не был отличающимся от всех Дартаньяном, он был одним из «первыйнах» (как модно говорить в интернетах), кто оценочно относился к науке. «Наука не роскошь, а средство производства», - возможно кричал в кабаках Монпелье О.Конт.

Как раз в те времена произошла революция (любили их Французы), но в образовании: его основой признали фундаментальные науки, да разошлись по домам (у кого чай с круассаном стынет, а у кого бутылочка Бургонского томится...).

О. Конт считал, что наука должна быть независима от влияния других областей культуры и философии. При чем наука на них влиять может, а они на нее нет (нечестно как-то выходит, ну да ладно...). Философия науки начинается в том, что наука пыталась отказаться от философии. (Забавно, не правда ли? Интересно, чем же все закончилось...).

Огюст Конт в позитивизме хотел выявить общие законы развития научного знания (Почему химии и физике можно выявлять законы, а нам нельзя?). Он считал, что если абстрагироваться от философии и культуры, то можно открыть законы развития науки (как он себе это представляли, учитывая, что наука является составной частью культуры я не знаю...).

Как выяснилось позже эту установку соблюсти нереально (
не повезло, не фортануло...).

изображение, сгенерированное нейронов сетью по запросу "Первый позитивизм Огюста Конта»
изображение, сгенерированное нейронов сетью по запросу "Первый позитивизм Огюста Конта»

Но не только этим знаменит О. Конт: он еще придумал три стадии истории (может слышали? старожилы поговаривают, что они соответствуют трем стадиям развития человеческого духа):

  1. Теологическая. Это когда человек объясняет все божественной сущностью
  2. Метафизическая. Тут все объясняется абстрактными сущностями и идеями
  3. Научная. Тут уже чин-чинаром, все объясняется точными законами

В отличие от представителей второго и третьего позитивизма О. Конт не считал классическую философию «ерундой какой-то»: он относил классическую теорию к метафизической фазе и считал ее как-бы промежуточным этапом, благодаря которому ослабло теологическое мышление и случился переход к научному. («Позитивному» как сказал бы О. Конт). Я же говорил - не глупый был товарищ, вон какое загнул... Философия по его мнению как-бы породила науку, а потом отмерла потому что стала не нужной. («Мавр сделал свое дело, Мавр может уходить...» так сказать). При чем, как говорят старожилы, О. Конт никак не обосновывал это а заявлял как очевидную данность (Ну и так понятно же).

Изображение, генерированное нейронов сетью по запросу «Первый позитивизм Огюста Конта»
Изображение, генерированное нейронов сетью по запросу «Первый позитивизм Огюста Конта»

Представим, что вы ученый (гордость подъезда и т.д...). Но вы не просто ученый фундаментальных наук, который исследует общие вопросы, а специализированный - вам приходится решать специальные задачи, но для того, чтобы их решать вы принимаете на веру общепринятые принципы фундаментальных теорий (а вы говорили религия и наука далеки друг от друга...), а то иначе устанешь доказывать, жизни не хватит на это. А исследовать специфический вопрос когда? Без этого мы топтались бы на месте. И в какой-то момент вы забудете, что то, что вы считаете истинным, на самом деле только теория, которая может оказаться ложной. Из-за этого у вас складывается иллюзия что философия никак не влияет на науку, и она не нужна. (И так же все очевидно, что она там доказывает еще и на какие еще фундаментальные вопросы пытается ответить..?) Позитивизм подписывался такого рода иллюзиями. Но теория на то и теория, что она не доказана и может оказаться ложной. (Не ловко как-то получается, не правда ли?)

Позитивизм заявлял переход на следующий этап, уход от философии (метафизики). Он ставит перед собой задачу исследовать процесс познания. (Как известно: Назвался груздем - полезай в кузов.) Для этого ему приходится отвечать на всякие дурацкие и не очень вопросы по типу: Что такое познание? Какова его функция? Как соотносится чувственный опыт и научность? Кто виноват? Что делать? Но как в старом анекдоте есть нюанс: по сути ему приходится отвечать на вопросы, которыми занималась непосредственно философия (метафизика). И никуда он толком то и не ушел. (Никогда такого не было и вот опять...)


Источник, на котором я основывался: Степин В.С., История и фиолософия науки: Учебник / В.С. Степин. - 6-е изд. - М.: Академический проспект, 2024. - 487 с.