Найти тему
Школа для жизни

Какие школьные предметы россияне считают самыми полезными и бесполезными?

Оглавление

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл опрос среди 1600 россиян старше 18 лет с целью узнать, какие предметы школьной программы они считают важными и бесполезными для жизни. Участникам предложили назвать до пяти дисциплин.

Самые полезные школьные предметы

Респонденты выделили несколько наиболее значимых предметов:

  • математика — 54%;
  • русский язык — 47%;
  • история — 30%;
  • физика — 27%;
  • литература — 25%.

Также были отмечены:

  • химия — 16%;
  • информатика — 12%;
  • география — 11%;
  • биология — 10%;
  • иностранные языки — 9%.

Если сравнить результаты опроса с исследованиями 2009 и 2019 годов, то можно заметить, что 15 лет тройка самых популярных предметов остаётся неизменной. Однако количество голосов, отданных за эти дисциплины, изменилось.

В 2019 году 72% респондентов высказались за важность математики, 64% — за русский язык, а 38% — за историю.

Интересно, что в 2009 году интерес к математике и истории был ниже: о их пользе говорили 50 и 24% опрошенных соответственно. Количество респондентов, которые считали русский язык важным, было таким же, как сейчас — 47%.

В 2019 году россияне были оптимистично настроены по отношению к школьным предметам. Почти все дисциплины набрали больше голосов, чем в 2024 году.

Исключением стали труд, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и экономика. В этом году их востребованность даже возросла по сравнению с предыдущими годами.

Информатика – значимый предмет для современного человека, это подтверждают данные опроса: 12% респондентов признают ее важность. Биология пользуется поддержкой 10% респондентов, что не изменилось с 2019 года.

Особенно заметно снижение интереса к иностранным языкам: в 2019 году их считали полезным школьным предметом 23% респондентов, а в 2024-м — только 9%.

Бесполезные предметы

В этом году, как и пять лет назад, в списке бесполезных предметов лидируют:

  • ОРКС/религия — 4%
  • музыка — 4%
  • ИЗО/рисование — 4%
  • «Разговоры о важном» — 3%
  • химия — 3%.

Определить, какие предметы не пригодятся детям в будущем, оказалось непросто. 63% традиционно затруднились с ответом на вопрос. Лишь 8% участников уверенно заявили, что все школьные предметы могут быть полезны во взрослой жизни.

Перспективные сферы деятельности

ВЦИОМ выяснил, какие профессии россияне считают наиболее перспективными для детей и внуков.
Лидируют:

  • здравоохранение и медицина — 27%;
  • информационные технологии — 20%;
  • инженерия — 12%.

Также были отмечены:

  • педагогика — 8%;
  • военное дело — 8%;
  • экономика и финансы — 5%;
  • юриспруденция — 5%;
  • строительство — 5%

По 2% респондентов отметили предпринимательскую, научную, спортивную и творческую (связанную с искусством) деятельность.

Интересно, что по сравнению с прошлым годом снизился престиж профессий в военной сфере (на два процентных пункта), здравоохранении (на три процентных пункта), финансах (на один процентный пункт) и искусстве (на три процентных пункта).

18% опрошенных считают - молодые люди должны сами выбирать свою профессию.

В рамках исследования респондентов также спросили, поддерживают ли они идею введения курса логики в школьную программу. С таким предложением выступила Яна Лантратова, первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению. Большинство поддержали эту инициативу — 59%. 23% — нет, 11% остались безразличны.