Много учителей было всяческих, а теплее всего вспоминаю свою учительницу по русскому языку, которая учила меня всего несколько раз. Вот представьте себе!
Детство мое прошло по больницам. Уточняю: по советским больницам.
Поэтому не удивительно, что появление этого человека в моей жизни оставило такой серьезный след в памяти.
Я тогда была в санатории Министерства Обороны СССР в Евпатории. Эта структура была построена таким образом, что приезжали дети надолго и чтобы не отставать от школы там они тоже учились.
Здоровье у меня было очень слабое и из-за перемены климата, приехав из зимнего Ярославля в Крым в январе, когда в Ярославле сугробы двухметровые, а в Крыму даже что-то цветет и море, я сразу же разболелась. Да так, что меня отправили на постельный режим. И вот все дети ушли из 40 местной палаты, а палаты были оборудованы в залах старинного поместья, и я там лежу одна.
И вдруг входит она.
Учительница русского языка. Русский у меня был всегда очень слабый. Я была уверена, что это оттого, что я много пропускаю школу из-за болезни. И это чудо природы в красной мохеровой кофточке, которая была видна даже под белым медицинским халатом, меня привело в полный восторг. Я вместо того чтобы учиться ее разглядывала. Шелковый платочек под манжетом левой руки, духи, потрясающе вкусный запах. Особенно учитывая, что мы мылись один раз в неделю и одежду, в том числе трусы, меняли только после мытья. Трусы в этой теме вообще отдельная история. Они были унисекс, так называемые семейники. И первое, чему меня научили девченки в санатории, это одевать трусы наизнанаку, чтобы грубый шов посередине меньше натирал девичьи места. Запах в палате был соотвествующий и в этом всем передо мной находилось чистое, воздушное существо с невероятно приятным ароматом.
Занимались мы с ней, как я уже упомянула выше, всего несколько раз, пока я болела, но на последнем занятии она мне сказала:
-Шурочка, у тебя по русскому языку проблемы не потому что ты пропускаешь занятия, а потому что у тебя дисграфия и дислексия.
Будучт ребенком, привыкшим к самым разным диагнозам, я начала вспоминать, но подобных слов я еще не слышала.
- А что это такое?
-Это когда язык и письмо у тебя воспринимаются не так, как обычными людьми. Знаки препинания, правила грамматики для тебя не имеют системы и логики, поэтому очень сложно запоминаются.
-И что мне делать?
-Больше читать. И не переживать по поводу оценок. Это от тебя не зависит, и если ты не можешь ничего изменить, то нет смысла расстраиваться.
Ее слова оказались очень верными, дислексию и дисграфию как диагноз мне поставили спустя почли 40 лет, во Франции. Но всю жизнь в разных ситуация я вспоминала не правила написания жи-ши, а то, что незачем расстраиваться, когда ничего не сможешь изменить.
Она меня научила самому главному, что мне пригодилось в жизни чаще всего.