Маро Алазан — героическая дочь Армении
Маро Тавакалян-Мурадян родилась в 1908 году в Ване. После Геноцида воспитывалась в нескольких детских домах. "Дорогой читатель, я не профессионал, не писатель и не политик. Не знаю почему, но многие известные писатели говорили, что мне нужно сесть и записать свою жизнь. Может быть, потому, что будучи невинным ребенком я была свидетелем ужасных событий Геноцида 1915 года? Может быть, потому, что я была в полуразрушенном корабле жизни, плывущем по бурному озеру Бзнуниац к ледяной Ангале? Может быть, потому, что я покинула свой прекрасный Сипан и добралась до холодной сибирской тайги? Может потому, что я на своей шкуре испытала второй геноцид 1936-1938 годов? Это не только моя трагедия, это трагедия моего народа...", — с этих слов начинает свои мемуары Маро Алазан.
"Мы услышали громкие разговоры и смех курдов. Моя испуганная мать тут же спрятала меня под огромными складками своей юбки. Двое высоких молодых курдов выломали дверь, вошли в дом и стали смотреть на нас с угрожающими лицами, держа в руках кинжалы. Одна из женщин умоляла: Пожалуйста, спасите нас, мы бедные люди. В ответ они схватили девятилетнюю девочку, связали ей руки и ноги и посадили на седло лошади. Мать девочки начала целовать курдскому солдату ноги и просила освободить её дочь. Но курд взял свой кинжал и обезглавил женщину". "Я видела нескольких девочек, лежащих на крестообразных кольях. У них были бледные лица, и я спросила маму: Мама, они мертвы? Она сказала: Молчи, Маро джан, курды услышат, как ты говоришь, и уведут тебя от меня, как этих девушек". "Когда мы открыли дверь сарая, мы увидели моего брата Аракела, одежда которого всё ещё горела. Голова у него была отрублена, и виден был мозг... глубокой ночью женщины нашей деревни пытались вынести тела из сгоревших развалин амбара... сотни изувеченных частей тел — без рук, без голов, сожженные, неузнаваемые трупы...", — из воспоминаний Маро Алазан.
В 1936 году, муж Маро — поэт, глава Союза писателей Армении Ваграм Алазан — был арестован вместе с писателями Гургеном Маари, Акселем Бакунцем, Вагаршаком Норенцем и Драстаматом Тер-Симоняном. Её, вместе с супругами других представителей интеллигенции, также арестовали и подвергли жестоким пыткам. "Охранник Закарян вошёл в нашу камеру и начал меня избивать. Он швырнул меня на пол и продолжал бить своими огромными сапогами. Я только помню, как мои друзья плакали и просили их остановиться. Я лежала на кровати. Я не знала, сколько дней я провела так. Все мое тело было избито. Один из моих друзей пытался напоить меня водой, другой клал мне на лоб мокрую тряпку. Я не могла спать из-за ужасных болей. Некоторое время я не могла видеть". В 1938 году Маро вышла из тюрьмы. Советское правительство депортировало Ваграма Алазана в один из самых холодных регионов Сибири. После нескольких месяцев поиска она наконец добралась до мужа в Сибири и жила с ним, пока они не вернулись в Армению. Проведя годы в ссылке, Алазаны вернулись в Ереван, и в 1954 году у них родилась дочь. В 1955 году Ваграм Алазан перенёс инсульт и до самой смерти был прикован к постели.
Умерла от рака в 1974 году. В 1970-х Маро написала мемуары под названием «Трагедия моей жизни», где описала каждое важное событие своей жизни. Сегодня её двухтомный дневник хранится в Литературно-художественном музее им. Егише Чаренца. Она попросила свою дочь Асмик не публиковать её мемуары в течение 50 лет, так как думала, что СССР никогда не закончится. Несмотря на трагичную судьбу, Асмик говорит, что мама была счастлива. Она любила и была любима. Она постоянно встречалась со многими известными людьми: Исаакян, Зорьян, Ширванзаде, Терлемезян. Она была близким другом Чаренца и его семьи. Ею восхищалась Забел Есаян. Она часто обедала с Ваграмом Папазяном и Рачия Нерсесяном. "Я в ужасе. Маро Алазан вскормлена львиным молоком, она блестящее дитя нашей Армении", — Ваграм Папазян.
.
.
.
Друзья, ваши подписки, лайки, репосты, комментарии помогут большему количеству людей увидеть материалы на нашем канале. Проявите пожалуйста активность!