Найти в Дзене
Канал о футболе

Детство, юность

-2

Кто Вы - Виктор Владимирович Гаврин? В прошлом году, на кануне своего семидесятилетия, он согласился ответить на несколько вопросов газеты «Футбольный курьер». Глубоко профессиональный специалист рассказал о своей жизни, о своём видении развития футбола, о возрождении дворового футбола в Ростове-на-Дону и Ростовской области, идеале футбольного арбитра, о состоянии и развитии спортивной науки и др.

Ваше знакомство с футболом. Как оно произошло?

«Я влюбился в футбол раз и навсегда. Он стал смыслом моей жизни».

Это было в прошлом веке, в далеком 1961 году. После 4-х лет, проведённых мною на воспитании в детском доме №4 Ростова-на-Дону, примерно в 8 лет на одной из подобия площадки старшие мальчишки играют в футбол. Я тут как тут. Сижу, смотрю, азарт неимоверный. Шум, гам, споры, ну всё как и полагается в дворовом футболе. А сам наивно думаю, вдруг выпустят поиграть! И тут как заехали мне мячом в лицо. Искры из глаз, весь в слезах, сопли из носа. Тут наверно я и полюбил футбол навсегда.

В 9 лет я впервые услышал по радио футбольный матч, где мне врезались в память комментарии диктора о действиях нападающего СКА Ростов Юрия Мосалёва. Он так восторженно описывал игру этого футболиста, что я моментально захотел быть похожим на него. Мог ли я тогда представить себе, что через несколько десятков лет мы встретимся с легендой Донского и отечественного футбола, мастером спорта СССР, заслуженным тренером РСФСР Юрием Александровичем Мосалёвым, в период когда он работал тренером знаменитого спортивного интерната №10, да ещё тренером моего сына Дениса, когда он там учился?

В том далёком детстве мы с утра до вечера гоняли футбольный мяч во дворе (а вернее подобие мяча). Естественно, что конфликтов с жителями близлежащих домов было предостаточно. Даже между собой всякое было. Помню, как старшие мальчишки играют возле дома и один из них сильно заехал нечаянно мне в лицо, стоит и смеётся. Я хоть и был младше его на 3-4 года, погнался за ним и вцепился ему в горло. После этого инцидента он перестал ходить играть в футбол. Так, возможно я прервал его «карьеру» футболиста. Более организованные занятия проходили в школе № 31, в которой я тогда учился. Наш учитель физкультуры был прирожденным организатором и большим энтузиастом футбола. Поскольку я и мои товарищи особым рвением к учёбе не отличались, то мы пропадали на улице целыми днями. Я в шутку до сих пор говорю, что в школе у меня было по восемь уроков физкультуры в день. С друзьями ходили играть на футбольные поля стадиона «Труд», «Авангард», на знаменитые площадки групп подготовки СКА (кто ещё помнит - это напротив вертолётного завода в районе улиц Нагибина и Нариманова), путешествовали и по другим спортивным объектам города.

Вообще, у меня все товарищи по детству активно занимались спортом. Помню, когда вышел фильм «Три мушкетера», мы всей гурьбой записались в секцию фехтования на Динамо. Нам хотелось научиться, также владеть шпагой, как настоящие мушкетеры. Особенно, как главный герой - Д’Артаньян. Потом, мы в массе своей все были драчунами и чтобы научиться драться, дружно пошли на бокс. Так что можно сказать, что все мы росли многоборцами.

Но футбол для меня был главным. Два года я занимался в группе подготовки при команде мастеров ростовского «СКА» у Алексея Яковлевича Бочарова, ранее выступавшего за этот легендарный клуб. Он как раз в то время уже закончил карьеру игрока и стал детским тренером групп подготовки СКА. Тогда дисциплина у меня была не на самом первом месте, а в спорте без неё никуда. Тренер часто проверял дневник, а там….В итоге, меня ушли. Переживал страшно.

Как я уже сказал, что в школе я был далеко не образцовым учеником. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»…(А.С.Пушкин). Мне очень стыдно и грустно говорить об этом сейчас. Наши учителя и педагоги, многие из которых были реальными героями - фронтовиками Великой Отечественной войны, были потрясающе душевными людьми. У многих из них не было высшего педагогического образования, а только краткосрочные курсы, но это были потрясающе добрые, внимательные, заботливые люди. Они сеяли в нас «разумное, доброе, вечное».

Как начался Ваш тренерский путь?

«Мне кажется, я был тренером со дня рождения».

Лидерские качества у меня проявлялись ещё в детстве. Я всегда «бежал впереди паровоза». Всё время кем-то и чем-то руководил. Как-то у меня это само собой выходило. Меня все слушались. Во дворе, пройдя жесткий естественный отбор, я собрал команду и на правах самого авторитетного «футболиста», ведь тренировался всё-таки в СКА, стал ей руководить. Мне тогда было 14 лет. Мы заявились, сначала на соревнования кожаного мяча Октябрьского района, которые выиграли, а затем прошли ещё целый ряд игр. Нам удалось ни много ни мало выиграть «Кожаный мяч» и стать чемпионами Ростова. Я помню финал того турнира проходил на стадионе «Труд». Идет награждение, просят выйти тренера. Я подхожу к главному судье, а он мне: «Ты что здесь делаешь? Где ваш тренер?». Он просто не мог поверить, что этот кожа да кости мальчишка и есть наставник команды-победителя.

Какие случаи из детства Вам запомнились ещё?

«Когда обуви не было, играл босиком».

Эх, это сладкие детство и юность! Их было достаточно много. Рыбалка, охота, набеги на огороды и сады, строительство шалашей, весной при половодье перебежки по льдинам на левый берег Дона, игры в войнушку, хоккей на речках и многое другое. Но главным был футбол, который вошел в мою душу и плоть навсегда. Ради него я преодолевал всякие трудности. Даже когда вся обувь была разбита вдрызг и не было денег на новую, я просто играл босиком. Да и не только я. В полном смысле босоногое детство. К концу лета мои ступни покрывались мозолями и наростами. Иногда подбирал спортивную обувь «не осторожно» оставленную или выброшенную кем - то, зашивал её, хотя она порой была на 3-4 размера больше и эксплуатировал её до полного уничтожения.

О детство чудное…!

О детство чудное! Как сладко мне

Тебя порою вспоминать.

Где синь-вода и небо чистое,

Где маму с бабушкой хочу обнять!

На зорьке утренней, у речки

Я слышу шорох камышей.

Сижу в потёртой телогрейке

Пою и зябну до костей.

Вдруг утка появилась на воде!

И в даль умчалась с малышами.

Всё растворилось в пелене,

Оставив рыбачка с мечтами!

А солнце медленно встаёт

Лучами землю согревая.

И трелью соловей зальёт,

Округу, час не замолкая!

Затеял песнь комар над ухом

И плещет тёплая вода.

Прощаюсь с детством, в горле-комом

Оно уходит навсегда!

О детство чудное! Как грустно

Тебя порою вспоминать.

Где синь-вода и небо чистое,

Нельзя тебя нам забывать! (сочинил когда-то при депрессии.).

Для меня «счастливое» детство закончилось быстро. Когда мне было 16 лет, мама серьезно заболела. Денег на житьё-бытьё не хватало и я пошел работать учеником на завод «Кавэлектромонтаж». Детский труд в СССР официально запрещался, поэтому пришлось просить специальное разрешение в райисполкоме Октябрьского района. Взрослые дяди разрешили работать на заводе неполный рабочий день учеником электрослесаря. Получал 27 рублей в месяц, хотя отрабатывал практически полноценные смены. Рабочий коллектив на заводе был замечательный. Все считали меня, что называется, «сыном полка». Два года не прошли даром. Почувствовать цену куска заработанного хлеба пришлось рано. Но эти обстоятельства меня закалили и дали пищу для размышлений - что делать и как жить дальше?