Дети, как правило, мыслят категориями. Для них нет каких-то погрешностей, полутонов, они в силу возраста не способны этого понять. Для детей есть добро и зло, хорошо и плохо, весело и грустно. Поэтому психологические установки разведены по категориям. Герои детских сказок положительные и отрицательные. Положительные герои — люди идеальные ну во всём: сверхумные, нереально красивые, добрые как ангелы, храбрые как львы и зачастую несправедливо гонимые. Отрицательные герои злые и коварные, причём причины их агрессии не изъяснены. Они злые, получается, от природы, и часто в их поступках нет какой-то логической привязки. Казалось бы, так было испокон веков со многими детскими сказками, но стоит задуматься — справедливо ли это в принципе? Многие детские сказки мудрыи поучительны, но при этом многие считают, что сказке для детей достаточно быть просто развлекательная. Дескать, рано им ещё вдаваться в сложные моральные понятия, пусть пока слушают милые смешные пресные сказки. Да, никто не заставляет малышей вдаваться в сложные философско-моральные рассуждения, но сказки должны обладать реалистичностью в должной мере. Реальность в них не должна быть сглажена, прислащена, а лишь адаптирована для детского восприятие. Это должно выражаться преимущественно в используемых лексических средствах. Но дети должны быть, что мир состоит не только из счастливых событий, и счастливый финал не гарантирован никому. Да как, собственно, и несчастный. И счастье и несчастье — лишь категории абсолюта. На самом деле абсолют таких абстрактных понятий невозможен. В этом-то и цель детских сказок — постепенно привести детей к реальной картине мире, при этом не запугать, не привести к отвращению к жизни. Дети должны прийти к принятию мира таким, какой он есть. Понять объективную реальность. Мир не солнечный и весёлый, но и мрак в нём тоже не вся сущность. Мир — это совокупность бесконечных вариантов различных событий, среди которых есть положительные, отрицательные и нейтральные исходы. К тому же эти категории субъективны. Доступный для детей пример — манная каша на завтрак в детском саду. Для кого-то она противна, а для кого-то — любимая еда. Точно так же и вся жизнь. Нет худа без добра — прекрасная русская пословица, отражающая одну из закономерностей жизни. Нет такого, чтобы было всё абсолютно плохо или хорошо. И это-то и должны быть подчеркивать детские сказки.
А насчёт поучительности... Ну конечно, от малыша дошкольного возраста никто не требует высокого гуманизма и гражданственнсти. Маленькие дети эгоцентричны, и в этом не только вина родителей, балующих своё чадо. Это впринципе один из самых заложенных в человека инстинктов. Пока жизнь ещё маленькая и слабая, она должна как-то защитить себя, выстоять на ногах, и только после постигать истины морали. Но элементарные правила как поведения в обществе, так и чисто человеческие, вечные ценности прививать необходимо. И отчасти с помощью тех же сказок.
Но что же сделать, чтобы ребёнок полюбил сказку? Всё это крайне субъективно на самом деле. Малыш всё же уже личность, и у него есть какие-то понятия о том, что ему интересно. Поэтому, собственно, любая сказка найдёт своего маленького читателя. Если говорить обо мне в детстве (я извинюсь за то, что может, слишком много о себе. Возможно, меня упрекнут в тщеславии, да и правы будут, ведь мне свойственно это человеческое свойство), я очень любил сказки, в которых главный герой испытывает какие-то страдания, несчастен, угнетаем другими. Возможно, финал счастливый, но чем больше трудностей выпадало на долю главного героя, тем сильнее я ему симпатизировал. Все мы разные, так что не стоит переживать, если произведение и не сразу найдёт своего читателя. Рано или поздно это случится.