Найти тему

Красивая задача. Петербургский преподаватель физики стал «Учителем года России»

Насколько вопрос победы или призового места был для Петербурга принципиален, косвенно видно из поста во «ВКонтакте» самого учителя. Вообще‑то Леонид Анатольевич публиковал посты даже в разгар конкурса — держал связь с «болельщиками»: «Дорогой 11и! Берегите и слушайте Диану Викторовну! Помогайте ей! Не теряйте времени в мое отсутствие: занимайтесь!» (это своему классу — да, в громадной академической гимназии есть не только «а», «б», «в» и т. д., но и «и»). Или: «Мои старшие коллеги дали мне простые советы. Вот эти советы: «Если что‑то не получилось, постарайся никого не винить (это непросто) и не говорить «я подвел школу, город». Ты никого не подвел!».

Так вот, в одном из постов Леонид Дедюха благодарил не только коллег по гимназии, но и руководство Академии постдипломного педагогического образования, Президентского физматлицея № 239, Второй Санкт-Петербургской гимназии, школы № 636, школы № 550. И тут не все перечислены. «Понимаю, что мощнейшие специалисты города оторвались от своих дел, чтобы помочь мне. Бесконечно признателен за такую помощь».

Впрочем, Леонид Анатольевич — и сам опытный конкурсант: в 2016‑м стал абсолютным победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют», в 2021‑м — призером регионального этапа всероссийской олимпиады учителей естественных наук «ДНК науки», в прошлом году — абсолютным победителем всероссийского конкурса «Открывая страну».

Прошедший конкурс «Учитель года России» — 35‑й по счету. Если посмотреть, кто побеждал на протяжении всех лет, можно решить, что в России учитель — мужская профессия. Среди 38 обладателей «Большого хрустального пеликана» (в некоторые годы были по два абсолютных победителя) 30 — мужчины.

Финалистов нынешнего года было 90 человек, это победители в 89 регионах и триумфатор отдельного конкурса «Учитель года заграншкол МИД России». В прошлом году победил как раз преподаватель мидовской школы в Тегеране (Иран) Олег Янковский, он родом из Саратовской области — так что, по традиции, родина победителя и принимала конкурсантов этого года. Здесь они проводили уроки, и только 20 лучших перешли во второй тур — он проходил уже в Московской области.

Среди конкурсных испытаний было «Педагогическое интервью» — в некотором роде нынешний абсолютный победитель заранее «потренировался» на нашей газете: накануне 1 сентября «Санкт-Петербургские ведомости» взяли у него большое интервью.

Нам Леонид Анатольевич рассказывал, как физические законы объяснить «лирику», а на конкурсе дал коллегам мастер-класс (одно из состязаний), как сделать задачу красивой. Надо, чтобы она была не только «про циферки». Чтобы придумать красивую задачу, учитель, скажем, по физике может обратиться и к коллеге — учителю истории. Или биологии. Или географии.

Мастер-класс Леонида Дедюхи родился из «наблюдений за Петербургом» (записи вообще всех мастер-классов есть на сайте конкурса). Сам он сибиряк, пригласила его приехать в наш город и стать учителем академической гимназии ее основательница Майя Пильдес.

Как у недавнего петербуржца, у Леонида Анатольевича глаз не замыленный. Предмет «физика», по его мнению, позволяет по‑новому постичь «гений места». Задачи на краеведческом материале — не такая и редкость. К примеру: уровень воды в реке Оби был такой‑то, а стал таким‑то; определите, на сколько изменилось давление воды на дно… Водитель такси проехал пустой Троицкий мост без пробок за столько‑то секунд, длина моста такая‑то — не превысил ли водитель скорость? Но, обращается к коллегам Дедюха, такие задачи грешат формальной привязкой к месту. Подставим вместо Оби Енисей, а вместо Троицкого моста — новосибирский Бугринский — ничего не изменится.

Надо понятия и законы физики рассматривать на чем‑то уникальном. На каком‑нибудь историческом событии. Или наоборот, чтобы историческое событие стало основой для изучения физического закона.

Благо примеры есть — Леонид Дедюха ссылается на публикации «Фонтаны Петергофа как практическое пособие по физике», «Наука для Дороги жизни…».

Представьте себе: чтобы перевезти некий тяжелый предмет на судне, это судно надо притопить, а потом еще и дополнительно нагрузить. Решение, мягко говоря, неочевидное. А между тем так было с Гром-камнем — мегалитом, на котором стоит «Медный всадник». Просто погрузить глыбу на барку не получится: судно бы раскачалось, камень рухнул в воду. Барку подтопили, разобрали борт, лебедками с нескольких судов втащили камень, опять заделали борт и помпами начали выкачивать воду. Но глыба была такой тяжелой, что из воды показались лишь нос и корма, а на середину барки камень продолжал давить — вот-вот судно расколется. Было предложено дополнительно нагрузить нос и корму, установить распорки — словом, сделать так, чтобы нагрузка распределилась по барке равномерно.

И получается задача из раздела «Механика» и на тему «Условия плавания тел». Оцените максимально возможную массу утяжеляющих грузов и балок, которыми следовало нагрузить и укрепить барку, чтобы не только оторвать Гром-камень от дна, но и переправить его по воде к Сенатской площади. Да, и учтите особенности глубин Финского залива. Известные условия: перемещаемая масса камня, размеры барки, минимальная глубина на маршруте, плотность воды, ускорение свободного падения… (эту задачу учитель опубликовал на своей страничке в «ВК»).

После такого смотришь на «Медный всадник» как на памятник не только первому императору, но и мастерам и инженерам XVIII века, комментирует учитель. Для гуманитариев эту задачу можно облегчить. Для продвинутых — на­оборот: Гром-камень ведь и по суше транспортировали, так что можно «довесить» сложностей — рассчитать все с учетом деревянных балок, медных шаров и прочих приспособлений, с помощью которых тянули мегалит.

Другая задача — «Давление твердых тел». Твердое тело — это полуторка, груженная мешками с мукой. И давит она на лед Ладоги. По которой идет Дорога жизни. Задача: определить, какое количество мешков муки может погрузить и перевести за раз водитель полуторки по льду Ладоги, если в определенное время года, согласно историческим данным, толщина льда была примерно 15 см? Известны площадь опоры одного колеса, масса полуторки, есть таблица максимально допустимых давлений в зависимости от толщины льда…

А что тут решать‑то: в источниках читаем, что каждая полуторка везла по семь мешков муки. Но по вычислениям получаем шесть. Как же так? Леонид Дедюха показывает фото: заводская полуторка (по ней и считали) — и та, которая непосредственно перевозила грузы. Последняя была облегченной: без определенных деталей, иногда без дверей, просто с брезентовой занавеской. Потому и могла перевозить больше. «Решая такие задачи, мы уходим от общих слов, от пафоса в разговоре о блокаде и показываем реальный подвиг людей: шоферов, физиков, инженеров», — комментирует Леонид Анатольевич.

Коллегам-конкурсантам из разных городов он приводит в пример другие возможные задачи. Например, Саратовский мост через Волгоградское водохранилище: одни пролеты выше других. Почему? Правильно, чтобы и высокие суда проходили. Может получиться задача по экономике: почему выгоднее было сделать не разводной мост, а такой, с высокими пролетами?

…В этом году призерами всероссийского конкурса «Учитель года России» объявили шесть человек, а не пять, как обычно. Призеры: Игорь Гребенкин, учитель истории и обществознания (город Губкин, Белгородская область), Александр Смокотин, учитель начальных классов (город Колпашево, Томская область), Екатерина Румбах, учитель русского языка и литературы (Челябинск), Светлана Великова, учитель русского языка и литературы (Майкоп, Адыгея), Ольга Коротовских, учитель русского языка (поселок Старопышминск, Свердловская область) и Изнаур Тазуркаев, учитель русского языка и литературы (город Грозный, Чеченская Республика).

Поздравляем Академическую гимназию № 56 и Леонида Анатольевича. Красивых вам задач!

Читайте также:

Отвлечься от боли. Новый учебный год начался и в петербургских больницах

Объединились в Содружество. Открылась выставка «Учителя блокадного Ленинграда: история подвига»