Найти тему
Русофил

Теория элит

Оглавление

В прошлой статье мы рассматривали связь демократии и сменяемости власти с тем, что большинство людей подразумевают под уровнем жизни. В результате мы пришли к выводу, что эта связь отсутствует. Сегодня же я хотел бы более подробно рассмотреть демократию как концепцию и доказать её несостоятельность в текущих условиях. Добиться этого нам поможет так называемая теория элит.

Теория элит

Основоположниками теории элит считаются итальянские социологи Вильфредо Парето и Гаэтано Моска. В своих трудах они раскрыли базовую сущность элиты, её цели, путь её развития и упадка. В основе теории элит лежит мнение о структуре общества, согласно которому любое общество делится на два класса: управляющие и управляемые. При этом класс управляющих всегда будет меньшинством от общей массы. Объясняется это тем, что высокоорганизованная группа по определению сильнее неорганизованной массы, которой принято считать народ. Согласно этой теории, элиты обладают монополией на власть и сохранение этой самой власти является их главным приоритетом. При этом в развитии элит выделяются две тенденции:

  • Аристократическая
  • Демократическая

Аристократическая тенденция предполагает транзит власти путём наследования, когда действующие элиты выбирают себе преемников из класса управляющих. Демократическая же предполагает пополнение класса управляющих из класса управляемых. По мнению Моска, в идеальной политической системе должен существовать баланс между этими двумя тенденциями, так как аристократическая тенденция позволяет сохранить стабильность системы, а демократическая, в свою очередь, не позволяет системе впасть в застой.

Теория циркуляции элит

Основываясь на вышеописанных тезисах, Парето создал т.н теорию циркуляции элит. Согласно этой теории в системе, где развитие элит следует преимущественно по аристократической тенденции, неизбежно начинается застой, влекущий за собой подъём контрэлит. Формирование контрэлит происходит преимущественно из класса управляемых, что позволяет ей перетянуть большую часть представителей этого класса на свою сторону. Так начинаются революции, перевороты, гражданские войны и т.д. При этом самый важный момент заключается в том, что контрэлиты по своей сути мало чем отличаются от действующей элиты и от их смены в долгосрочной перспективе никаких кардинальных изменений ждать не следует, ведь смена элит происходит в рамках одной политической системы, сохранение которой является основной целью как элиты, так и контрэлиты. Насильственную смену элит при отсутствии изменений в политической системе принято называть "государственный переворот". Впрочем, бывают случаи, когда контрэлите для захвата власти требуется уничтожить текущую политическую систему. Так начинаются революции.

Главный вопрос

Выше мы рассмотрели основные тезисы теории элит. Звучали такие выражения как "контрэлита", "революция", "смена власти"... Но где же в этой системе народ? Какую роль он играет? И вот на этом месте мы приходим к основному выводу теории элит. Управляемые (народ) являются лишь инструментом в руках управляющих (элит) и не представляет собой отдельную силу. Тут мы можем сослаться на психологию масс, основной принцип которой гласит, что любая неорганизованная масса может сплотиться лишь под влиянием общего для всех индивидов в этой массе субъекта суггестии. Как правило таким субъектом оказывается либо личность (вождь), либо какая-то идея или цель. Таким образом, народ, являющийся в своей сути неорганизованной массой, очень подвержен разного рода манипуляциям.Достаточно лишь навязать ему какую-то идею и/или дать вождя, а дальше он сам охотно будет отстаивать интересы управляющих как свои собственные. При этом сам народ собственных интересов не имеет, поскольку он всегда представляет из себя крайне неоднородную массу, в рамках которой личные интересы отдельных индивидов всегда будут идти вразрез с интересами всей остальной массы. А из этого следует два альтернативных вывода:

  • А) Демократия в значении "власть народа" невозможна в принципе и является утопической идеей
  • Б) Демократия возможна, но не при капитализме

Спасибо за внимание!