Найти в Дзене
ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА (ПОПУТЧИЦА)

Не понимаю, как теперь жить

- Я не знаю, как смотреть в глаза родителям, - Софья говорит тихо. Она не плачет, но видно, что хочет.

- Почему?

- Потому что я себе жизнь сломала. И им.

- Господи, что ты такое говоришь...

Софье сейчас 24 года. Она приехала на встречу на инвалидной коляске. Одна. 

Специальное такси не нашлось (это когда прямо на коляске можно въехать в авто, типа маршрутки), поэтому вызвала обычную машину, и водитель носил её на руках: усаживал сначала в такси, потом в коляску.

 Софья приветливо улыбается людям, которые помогают ей жить её новую жизнь, хотя видно, насколько ей неловко. 

Она коляске передвигалась не всегда, до 21 года Софья жила обычную жизнь молодой девушки: училась, занималась спортом, гуляла, дружила. 

Софья с детства очень хорошо знала, кем будет - кардиохирургом. Это мечта, миссия, призвание - как хотите. Чёткий и понятный план на жизнь.

Эту профессию она выбрала сердцем, много и усердно трудилась, чтобы всё получилось, упорно шла к своей мечте. Она была одной из лучших в медицинском институте, вошла в состав команды, которая была делегирована на олимпиаду по кардиохирургии. Они должны были выиграть. Успешно прошли теоретическую часть, вышли в лидеры. Впереди практика. Вся команда готовилась. 

Родители очень гордились дочерью - ну а как не гордится такой перспективной умницей и красавицей? Она ещё и спортом занималась активно - гимнастикой...

А потом - тот день. 14 апреля. 

В городе Рязань (сама Софья из Тулы, но училась в Рязани) как раз потеплело, везде ощущалась весна.

- Не смотря на погоду я не хотела туда идти, - рассказывает Софья. - На ту вечеринку... Настроения совсем не было.

Но пошла. Потому что друзья пошли, а ей хотелось повидаться. Софья не особо тусовочная, у нее обычно совсем времени нет: то учёба, то спорт. Некогда.

Ребята стали играть в чехарду - ну, прыгать друг через друга. Софья подумала: "Тоже прыгну. Смогу. Это совсем несложный прыжок". 

И прыгнула. И приземлилась на шею. И услышала хруст. И лежит. А ведь и Софья, и друзья её - будущие врачи. Софья, например, к тому времени уже волонтёром работала в областной больнице Рязани. 

Я к тому, что все сразу поняли, насколько это серьёзная травма. Замерли от ужаса. Софью не трогали, чтобы не усугубить. Вызвали скорую и просто стояли рядом. 

Софья была в сознании. Тоже всё понимала. Очень плохой знак - не чувствовать своё тело ниже спины, когда ничем пошевелить не можешь.

... Потом она месяц лежала в реанимации.

Родители были рядом. 

Однажды её пришли навестить друзья, и она услышала (хотя не должна была), как реаниматолог рассказывает им об её состоянии: "Она теперь навсегда - говорящая голова, глаза и губы будут двигаться только низ - нет, полужизнь такая её ждёт. Дальше идите без неё". 

Сначала Софья думала, что это всё какое-то недоразумение, что сейчас вот она немного полежит, потом встанет и побежит - там же второй этап Олимпиады по кардиохирургии. Надо же принять участие. Как без нее? Но потом пришло осознание: нет, не встанет. Не побежит. Теперь и правда - без неё. Все живут - а она лежит. Смотрит в потолок.

- О Боже. А дальше? - спрашиваю я.

- А дальше вот, - Софья кивает на ногу. 

Нога трясётся, никак не успокаивается. Как будто Софья сильно нервничает, и эту ногу никак не остановить. Потом она кивает на руку. На руке спастика, пвльцы сжаты. Даже чашку кофе подвинуть к себе - сложная задача, пальцы не слушаются. 

Софья сломала 4 шейных позвонка. 

Она, как недоучившийся врач, понимает, что это значит. Но как человек, молодая девчонка, она не понимает, как из-за нелепой игры, просто прыжка, её жизнь изменилась вот так, до неузнаваемости. У неё было всё для счастья, а теперь...

- Про кардиохирургию можно забыть, - медленно проговаривает Софья. И видно, что каждое слово - это её искренняя боль.

- Погоди, но может ещё...

- Нет. Я всё узнавала. Я даже доучиться не смогу. Потому что медицинский вуз нельзя закончить дистанционно. Только очно. А доступной среды там нет. Да и зачем нужен кардиохирург с вот такими скрюченными руками и трясущейся ногой. На коляске. Поэтому у меня 4 года образования - ни туда, ни сюда, никуда.

- Боже. Я очень сочувствую, Софья.

- Я жила хирургией. Это была моя основа основ, жизненный стержень. Мне ведь она не просто нравилась - у меня получалось. На меня делали ставки. А я... Я всех подвела.

- Что ты такое говоришь? 

- Правду. Я не буду кардиохирургом. Не знаю, как смотреть в глаза родителям. Я себе жизнь сломала и им. 

- Софья, зачем ты взвалила на себя эту вину? Или кто на тебя его взвалил? Ты же не специально! Это же чистое недоразумение! Зачем ты сама себя сжираешь раскаянием, ты не виновата. Это жизнь! Тем более ты - спортсменка!

- И что?

- А то, что ты не сделала ничего не логичного. Если бы я, ни с того ни с сего, решила поиграть в чехарду, и стала бы прыгать, будучи очень далеким от спорта человеком, и поломалась бы, то ко мне были бы вопросы. Мол, ну куда ты полезла? Без подготовки! А для тебя спорт, движение, прыжки - это жизнь твоя! Гимнастка сама по себе - это очень рисковый вид спорта. Там же такие пируэты люди делают. И ты сделала то, что органично вписывается в твой образ жизни. А дальше - обстоятельства. Нелепое стечение обстоятельств. Жизнь. Испытания. Так бывает. Но не из-за тебя. Любой твой прыжок - теоретически - был опасен...

- Хм. Ты вот сейчас сказала - и я вспомнила... - Софья задумчиво так произносит. - Знаешь, в жизни я ведь трижды оказывалась в такой ситуации, когда случалось падение - и дальше травма, и я на волосок от инвалидности. Но первые два раза пронесло. Однажды я в бассейн неудачно прыгнула, до воды не долетела, тоже на шею приземлилась, лоб рассекла, до сих пор вот шрам на лбу, видишь? А потом в батутном центре я прыгнула и неудачно приземлилась. Аж хрустнуло что-то. Перепугалась. Подбежали все... Но тогда тоже обошлось. 

- Блин. Прям "Пункт назначения" какой-то. Эта травма как будто шла за тобой по пятам. И нашла тебя. Догнала. Как будто так должно было случиться, твоя судьба - прожить именно это испытание. Каждому своё, а тебе - вот такое, Софья.

- Я проживаю. Кажется. Я только недавно перестала задыхаться от несправедливости. Я просто не понимаю, как жить дальше. Без хирургии. Без новой мечты, - Софья запрокидывпет голову, чтобы не выпустить слёзы, которые накопились и готовы течь по щекам. И она не дала себе зпплакать. Повелительница слёз...

 

- Софья, ты плачешь? Хоть иногда?

- Ночами. Когда никто не видит. Я достаточно вытрепала нервов родителям, чтобы расстраивать их ещё и своими слезами. Маме и так тяжело.

- Ого. То есть ты взрослая тут, самая взрослая из всех, да? Сломалась - и физически, и психологически - но всё равно всех взяла на ручки, обо всех заботишься, например, об эмоциональном состоянии других взрослых.

- Но за что это им? Родители так гордились мной, так надеялись. Столько вложили в меня, продвигали. А я... Как мне им в глаза смотреть? Я всё разрушила им. Мне так стыдно.

- Софья, они тебя любят. Но они взрослые люди, и точно справятся со своими разрушенными надеждами на конкретное будущее. Зато оно будет, Софья, будущее твоё - другое, не такое, как они хотели, но будет. И никто не говорил, что там, впереди, не ждёт тебя твоё счастье. Ты жива - и это самое главное. И ничего ты не разрушила. Просто жизнь иногда посылает такие испытания, которые... непосильные, но они такими только кажутся. От того, что ты себя поедаешь, заполняешь виной, раскаянием - никому - не родителям, ни тебе не легче. Совет без запроса, конечно, но Софья, просто необходимо разрешить себе жить, разрешить себе любые эмоции, в том числе слёзы. Не наказывай себя. Живи. Общайся. Работай. Ты сейчас чем занята вот днём? 

- Работаю. Менеджером по продажам. Продаю всякие штуки для инвалидных колясок... Я очень убедительна, ведь я сама на коляске. 

- А какая у тебя мечта, Софья?

- Нет мечты.

- Подумай. Придумай.

- Страшно.

- Потому что если будет мечта, ее придется сбывать?

- Мне нужна реалистичная мечта. Знаешь, я по натуре достигатор. Я иду к цели, которая кажется недостижимой, достигаю ее, и через 5 минут - у меня новая цель. И я нигде не остановилась и не подумала: "Вот я молодец". 

- Софья, ты молодец. 

- Неправда, - Софья плачет. Слёзы победили свою повелительницу, измученную виной и борьбой с самой собой. 

- Правда. Молодчина из молодчин! 

- Понимаешь, я раньше всегда желания загадывада, на праздники все, перед тем , как свечи задуть, на Новый год... Говорила каждый раз: "Хочу стать классным кардиохирургом!". 

Я нашла своё дело жизни. А теперь потеряла. И я пока так себя и ощущаю - потерянной. Я не понимаю, где новые маяки. Моя мечта - найти дело, которым я буду гореть также, как горела кардиохирургией.

- Крутейшая мечта. А куда смотришь? В какую сторону?

- Ну, я хочу быть связана со спортом. И психология мне интресна. Может, спортивный психолог... Как вариант. 

- Как здорово, Софья!. Ты хотела лечить людям сердца. И ты будешь лечить людям сердца! Чуть-чуть по-другому, но лечить сердца! Круто же.

Мне очень понравилась Софья. Такая цельная, сильная, невероятная. А ещё она красивая. И стильная очень. У нее коляска с оранжевой рамой и оранжевая оправа на очках. В тон)

"Это потому что я рыжий ап", - улыбается Софья.

Под ссылкой - сбор на реабилитацию Софьи.

 Когда я попросила ее объяснить простыми словами, как реабилитация изменит и улучшит ее жизнь (чтобы людям было понятнее), она ответила так: "Вот конкретно вчера случился у меня прогресс: я научилась надевать на себя одежду сама. Сама! И штаны я надела за 30 минут. Потому что руки у меня очень плохо слушаются, спастика. После реабилитации я смогу одеться за 5 минут. Не за 20 секунд, как обычный здоровый человек, а за 5 минут. Но это тоже будет огромный прогресс для меня".

#АрмияВолшебников, любой, даже маленький вклад в будущий большой прогресс для Софьи бесценен. Ей надо немножко помочь починить тело, и тогда она выучится - и будет лечить души...

СБОР

Фотка размытая, простите, но на ней мы с Софьей.

Мы с Софьей
Мы с Софьей