Автомобильные сабвуферы пользуются популярностью и спросом среди любителей автозвука. Ведь они способны кардинально изменить качество звучания аудиосистемы и превратить «плоский» звук в более живой и естественный. Рассказываем, что такое сабвуфер для автомобиля и как его правильно выбрать.
Что такое сабвуфер для автомобиля и чем он отличается от домашнего
Сабвуфер (часто его называют просто «саб») — это динамик в машине, да и не только в ней, который воспроизводит низкие частоты — обычно в диапазоне от 20 до 200 Гц. Зачем нужен сабвуфер? Всё просто: благодаря ему звук становится более глубоким и объёмным. Говоря проще, сабвуфер выдаёт те самые «басы», которые так нравятся некоторым меломанам.
Если попытаться коротко ответить на вопрос, что делает сабвуфер в машине, то ответ будет примерно таким:
- выдаёт более мощные басы, чем штатные колонки;
- улучшает качество звука в целом;
- повышает максимальный уровень громкости.
Теперь рассмотрим разницу между автомобильным сабвуфером и аналогичными компонентами домашних аудиосистем.
Материалы
Автомобильные модели преимущественно изготавливаются из более «живучих» материалов. Это связано с повышенными требованиями к прочности и устойчивости динамиков, в том числе и при ударных нагрузках и сильных вибрациях. Домашние колонки обычно не испытывают подобного воздействия и поэтому делаются из более лёгких и «капризных» материалов.
Размеры и конструктивные особенности
В автомобиле пространство ограничено — мест, куда можно установить динамики, немного, поэтому сабвуферы для машины меньше по размеру, чем домашние. Корпуса делают максимально компактными, чтобы их можно было поставить в багажнике и там ещё осталось место для вещей. Домашние и концертные «сабы» практически не ограничены в габаритах.
Как мы упомянули выше, автомобильные динамики для сабвуферов подвержены нетипичной для такой аппаратуры нагрузке. Поэтому корпуса (рамы) и подвесы диффузоров у таких устройств более тяжёлые и прочные, защищены от вибраций и повышенной влажности.
Диапазон частот
Казалось бы, парадокс: несмотря на меньшие размеры, сабвуферы в машине, в отличие от типичного домашнего устройства, не могут качественно воспроизводить частоты выше 100–120 Гц, зато хорошо справляются с нижним диапазоном, вплоть до 20–25 Гц.
Причины — в тех же конструктивных особенностях автомобильного сабвуфера. Чтобы он выдавал схожую мощность при меньшем диаметре диффузора, у того должен быть больше ход. Что, в свою очередь, требует более прочного и жёсткого подвеса, более массивной звуковой катушки. Это смещает частотную характеристику «саба» ниже — он просто «не успевает» отрабатывать более высокий звук.
При этом предельная мощность RMS (при которой динамик может долго работать без повреждений) у автомобильного устройства обычно выше — ведь в отличие от комнатного, ему надо ещё «перекричать» посторонние шумы.
Наконец, на частотный диапазон влияет и сам автомобиль. Его кузов — это не каменные стены помещения, на очень низких частотах он резонирует, то есть сам начинает излучать звуковые волны, «усиливая» звучание сабвуфера.
Импеданс (сопротивление)
В автомобильных динамиках сабвуферов сопротивление обычно ниже, чем в домашних: 4 и 8 Ом соответственно. Бывают даже варианты с сопротивлением 2 Ом. Дело в том, что они рассчитаны на работу в автомобильной электросети напряжением 12В, а не от домашних 220В. Ведь чем выше импеданс, тем более мощным должен быть усилитель, чтобы «саб» играл с нужной громкостью. И тем больше он, в свою очередь, будет нагружать бортовую сеть машины.
Важно! Сопротивление сабвуфера должно соответствовать импедансу усилителя. В противном случае звук получится некачественным либо аудиосистема может просто сгореть.
В динамиках сабвуферов устанавливаются одна или две акустические катушки. Первый вариант встречается как в дешёвых, так и в дорогих моделях. Модели с двойной катушкой похожи на стандартные, но у них есть дополнительный провод, который наматывается поверх основной катушки. Преимущество таких сабвуферов в том, что их можно подключать тремя разными способами:
- Параллельное подключение. Позволяет снизить импеданс динамика вдвое. То есть если у вас «саб» на 4 Ом, то на выходе общий импеданс получится 2 Ом.
- Последовательное подключение. В этом случае импеданс, наоборот, повышается в два раза. Этот метод используется, если аудиосистема не поддерживает низкое сопротивление.
- Независимое подключение. На каждую катушку поступает отдельный сигнал. Но если они будут различаться, то саб может сгореть. Метод почти не используется из-за повышенного риска поломки динамика.
В остальном двухкатушечные динамики идентичны или даже проигрывают традиционным моделям: в КПД, чувствительности или частотном диапазоне. При этом версии с двойной обмоткой дороже.
Виды автомобильных сабвуферов
В большинстве случаев сабвуфер — это не просто большой динамик, а целая звуковая система. Они традиционно делятся на два типа: активные и пассивные. Первый включает в себя встроенный усилитель сигнала, работающий исключительно на «саб». Второй вариант устроен проще — это только динамик, который вставлен в корпус. Для него нужен мощный внешний усилитель, который позволит получить хороший и гулкий бас. Плюсы пассивных сабвуферов:
- с внешним усилителем качество звука будет выше, чем у активных моделей;
- в случае поломки не нужно разбирать и менять всю аудиосистему;
- стоят дешевле активных моделей.
Однако при дешевизне динамиков они требуют дополнительных вложений на покупку усилителя и установку. В итоге аудиосистема с пассивной моделью может обойтись даже дороже активной. Кроме того, внешний усилитель требует места в багажнике или салоне, проводов и правильной их прокладки по кузову. Однако именно пассивные сабвуферы пользуются спросом у «профессиональных» меломанов и установщиков аудиосистем.
Активные сабвуферы выпускаются сразу со встроенным усилителем — они стоят дороже, но к ним ничего докупать уже не нужно. Плюсы очевидны:
- компактные размеры;
- простая регулировка уровня баса и частоты среза ВЧ;
- простая установка по сравнению с пассивными вариантами.
К минусам относится более сложный ремонт в случае поломки. Активные модели больше подходят для небольших автомобилей и водителей, которые не хотят тратиться на покупку внешнего усилителя, подбирать его и возиться с установкой.
Как правильно выбирать сабвуфер в машину
При покупке сабвуфера нужно обращать внимание на его мощность, добротность, тип корпуса, размеры диффузора и чувствительность. Разберём каждый критерий отдельно.
Мощность
Мощность у сабвуфера бывает максимальная и номинальная. Первая — это пиковая нагрузка, которую может выдержать динамик. В таком режиме он работает не более нескольких секунд, в противном случае устройство просто выйдет из строя. При этом звук на максимальной мощности нередко бывает искажённым. Поэтому на этот параметр внимание можно не обращать. Часто высокий показатель мощности — обычный маркетинговый ход.
А вот номинальная мощность «саба» — это то, что нужно проверять в первую очередь. Для хорошего звучания в легковой машине достаточно динамика на 150–300 Вт. Если вы любите мощные басы с сильной вибрацией, которая ощущается всем телом, берите колонку от 300 до 600 Вт. Есть и более мощные варианты, но уже ближе к экстремальным — такие используют в больших машинах (например, автобусах) или на соревнованиях по автозвуку.
Полная добротность
Полная добротность сабвуфера — это эффективность динамика в воспроизведении низких частот и оценка потери энергии устройством. Простыми словами, эта характеристика показывает, насколько активно и точно сабвуфер может работать около своей резонансной частоты. Она важна при выборе колонки, так как влияет на качество звука.
Полная добротность обозначается Qts и зависит от типа корпуса и диаметра диффузора (не самого динамика). Чем показатель Qts ниже, тем более жёсткий и чёткий бас вы получите. Мембрана «саба» будет колебаться с относительно небольшой амплитудой и быстро реагировать на изменения частоты входного сигнала. Устройства с высоким значением выдают глубокий и объёмный звук, но он будет менее точным и довольно «медленным» — большой мембране нужно время на «отработку» её колебаний. Выбирайте модель, которая соответствует вашим музыкальным вкусам.
От желаемого Qts сабвуфера зависит в том числе и выбор корпуса динамика.
Корпус
В теории рабочими считаются 5–6 видов акустического оформления для сабвуферов. На рынке из них распространены три типа:
- Закрытый ящик. Это герметичный корпус с внутренней звукоизоляцией. Вариант дешёвый и хорошо переносит работу на максимальной мощности. Но корпус, объём которого должен согласовываться с характеристиками динамика, получается большим и массивным — для домашней системы это не страшно, а вот в машине может быть неудобным. Кроме того, закрытый ящик даёт несколько приглушённый, сглаженный звук.
- Фазоинвертор. Это устройство преобразует «лишние» звуковые волны, которые создаются в ящике, за диффузором динамика, в «полезные». Реализуют это просто. В стенке корпуса делается «тоннель» наружу со строго определённой длиной и геометрией. Через него звук изнутри выходит из ящика, складываясь с фронтальными колебаниями динамика. Звук у фазоинвертора более «живой» и громкий, но частотный диапазон не такой ровный (с изменением частоты колебания изнутри и снаружи перестают точно попадать в фазу), а на пиковой мощности возможны заметные искажения.
- Открытый корпус, или free air. Как ясно из названия, это просто динамик сабвуфера без короба. Он устанавливается на заднюю автомобильную полку или в заднее крыло — и роль корпуса выполняет кузов машины (багажник). Такое решение сравнительно компактное, бас чёткий, с хорошей артикуляцией. Но правильно установить free air сложно, кузов скорее всего потребует доработок (как минимум усиления полки) — если ошибиться на монтаже, велик риск столкнуться с искажениями.
Возвращаясь к Qts, нужно отметить: для разной полной добротности сабвуфера подходят разные корпуса:
- свыше 0,7 — free air;
- от 0,4 до 0,7 — закрытый ящик;
- ниже 0,4 — фазоинвертор.
Другие критерии выбора
Перед покупкой сабвуфера убедитесь, что для него хватит места в багажнике или на задней полке автомобиля. Размеры можно определить по диаметру диффузора.
- Малые: от 8 до 10 дюймов. Подходят для малолитражек и любителей лёгких басов без сильных вибраций.
- Средние: 12 дюймов. Универсальные, звук сбалансирован — не слишком гулкий, но и не жёсткий. Подходят практически для всех легковых автомобилей, кроме сверхкомпактных малолитражек.
- Большие: 15 и 18 дюймов. Устанавливаются во внедорожники, грузовики, микроавтобусы. Также их выбирают любители объёмных и мощных басов с ощутимой вибрацией.
Важно: слишком большой сабвуфер может просто не поместиться в багажник машины. Маленький же будет играть недостаточно громко, и его качество звука будет ниже.
Также мы рекомендуем обращать внимание на чувствительность сабвуфера. Оптимальное значение — от 80 до 100 Дб. Чем выше этот показатель, тем меньше мощности усилителя понадобится для максимальной громкости.
Как установить и подключить сабвуфер в машину
Установка сабвуфера в автомобиль начинается с выбора подходящего места. Если машина с багажником относительно правильной формы и достаточного объёма, это идеальное место для низкочастотного динамика. В случае с компактными седанами или кабриолетами могут возникнуть проблемы, так как их багажники довольно маленькие. В этом случае сабвуфер лучше монтировать на заднюю полку или в подлокотники. Учитывайте, что специфика установки пассивного и активного сабвуфера отличается. Последние могут устанавливаться и в более экзотические места — например, под сиденье водителя/пассажира или в нишу для запасного колеса. А в случае пассивного сабвуфера надо найти место и для усилителя — как правило, его располагают под сиденьями или в багажнике.
Следующий важный этап — выбор питающего кабеля. Лучше отдать предпочтение вариантам с медными бескислородными жилами, но для маломощных систем допустим и провод из омеднённого алюминия. Сечение рекомендуют подбирать в зависимости от пиковой мощности усилителя, а также ориентироваться на номинал его предохранителя. Дело в том, что нет смысла прокладывать изначально более «толстые» провода, рассчитанные на «излишнюю» (пиковую) мощность. Предохранитель всё равно сгорит при длительном превышении номинальных значений, тем самым не дав перегреться проводам.
Для расчёта сечения кабеля можно воспользоваться онлайн-калькулятором или обратиться к инструкции — некоторые производители указывают подходящее сечение проводов в документации. И помните, что, отдавая предпочтение алюминиевому кабелю, всегда увеличивайте сечение жилы. Не забудьте, что, помимо прочего, проводка должна поместиться в технологические отверстия. Кабель выбран? Можно приступать к установке.
Важно! Перед началом работы снимите клеммы с автомобильного аккумулятора.
Установка пассивного сабвуфера
Самое сложное здесь — правильно проложить звуковой кабель от сабвуфера к усилителю. Для начала определитесь, как будет проходить проводка. Лучше выбирать наиболее короткий «путь». Затем снимите элементы обшивки и накладки порогов, если это необходимо.
Важно! В местах прилегания проводов к металлической поверхности необходимо использовать гофры, чтобы не допустить перетирания изоляции кабеля. Кроме того, звуковой кабель и особенно провода от магнитолы к усилителю надо прокладывать по возможности дальше от силового, во избежание наводок и помех.
Краткая инструкция выглядит следующим образом:
- Снимите клеммы с АКБ и выньте магнитолу из гнезда, чтобы подсоединить все провода к её задней панели.
- Подключите силовой провод к плюсовой клемме АКБ, а второй конец — к «плюсу» усилителя через предохранитель.
- Подключите магнитолу к усилителю с помощью экранированного управляющего провода через разъёмы-тюльпаны, соблюдая полярность — левый к левому, правый к правому.
- Подсоедините кабель REM или REMOTE одним концом к усилителю, вторым к магнитоле. Без него сабвуфер не будет включаться.
- Подключите сабвуфер к усилителю с помощью акустических проводов, соблюдая «лево» и «право».
- Установите магнитолу, усилитель и сабвуфер на свои места.
- Установите клеммы АКБ обратно.
- Включите магнитолу и настройте звук с помощью эквалайзера и регулировок на усилителе.
Подключение активного сабвуфера
Установка активного саба в автомобиль немного проще, чем пассивного: меньше проводов и труднее запутаться в этой системе. Происходит установка следующим образом.
- Снимите клеммы с АКБ и саму магнитолу, как в предыдущей инструкции.
- Один конец силового кабеля прикрутите к плюсовой клемме АКБ, другой — к аналогичному контакту сабвуфера. Обязательно используйте предохранитель.
- Подключите магнитолу к сабвуферу с помощью управляющего провода — правый канал к правому, левый — к левому.
- Подсоедините кабель REM. Один конец — к соответствующему разъёму магнитолы, второй — к сабвуферу.
Остаётся только закрепить сабвуфер в багажнике или на полке и можно возвращать клеммы АКБ на место.
Установка звуковых систем — непростая задача, к которой лучше не приступать без хоть какого-то практического опыта. Поэтому если вы сомневаетесь в своих силах, обратитесь к профессионалам. Но если всё сделать правильно, то вы сможете наслаждаться отличным звучанием вашей любимой музыки. Главное — не забывать про технику безопасности и настройку звука после установки динамиков.