Есть в Белоруссии два места, обязательных к посещению. Причем не по долгу туриста, а исключительно удовольствия для 👍
Ну, знаете, есть такие достопримечательности, которые вроде как самые-самые, а по факту разочаровывают. Джоконда в Лувре, например. Маленькая картина за стеклом и близко не подойти (огорожена барьером), толпа туристов, фотографирующиеся на ее фоне... А где всё то волшебство, которое ожидаешь? Любая репродукция больше эмоций даст. Ну это все присказка, а сказка будет впереди ☺️
Дата посещения - 9 сентября 2024 года.
Второй день в Минске прошел совсем даже не в Минске. А в поездке по дворцам и замкам.
Десять лет назад я уже была там, и в Несвиже и в Мирском замке. Ну, и вопрос все-таки возник, ехать или нет. Но, поскольку, остаться в Минске было бы совсем скучно, то решила ехать. В любом случае, места там красивые 😺
И это было правильное решение! Нет, ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНОЕ 👏
И вот, ехали мы ехали, и наконец, приехали... Выходим, идем к замку.
Думаю, как-то сильно местность изменилась в Мирском замке 🤔 Ну, за десять лет могли...
В программе тура было написано: Мир, Несвиж. А я написанному верю 😸 Бубнеж гида по дороге я благополучно проспала и получился такой казус 😼
Но, по большому счету, это неважно, куда привезли, там и оказались. Это же не самостоятельная поездка, где ты, если вдруг заблудишься или не там выйдешь, то и проблемы решать самой. А тут-то - ноу проблем, всё окей 🥳
Пока группа собиралась у входа, я дошла до козырной фото-точки. Такое фото обычно ставят на обложку статьи при рассказе про Несвиж. 90% минимум...
То ли вода цвела, то ли освещение не подходящее, но полного цимеса не получилось 🤷 Я потом ещё после экскурсии пыталась улучшить вид, но нет, не улучшился.
Здесь полагается дать историческую справку о замке-дворце. О, мать моя Википедия!🤦 Спаси и подскажи 😂
Радзивиллы. Несть им числа! Сиротка, Черный, Рыбонька, Старый, Коханку, Рыжий, Геркулес... А чтоб различали! И как-то не боялись смешные прозвища сохранять и в истории под ними остались.
Итак, первый замковой Радзивилл, это Сиротка, в миру Николай Христофор Радзивилл. В 1583-м году начал строить каменный замок. В 1600-м был введен в строй, и стал одной из лучших крепостей Великого Княжества Литовского.
Ну и начнем экскурсию, чтобы слова подкрепить визуальным рядом ☺️
Мы гости не почетные, поэтому по боковой лестнице поднимаемся наверх. Правильно, нечего тут всяким дорогие ковры топтать 😸
Родовой герб Радзивиллов слева вверху, называется "Трубы" - три охотничьих рожка. Был получен в 15-м веке. Орел на герб попал в 1518-м году, когда Сиротка стал Князем Священной Римской Империи. Вот так, из грязи в князи 😄 Шутка! В грязи он никогда не был, и сироткой тоже. Но однажды родители его взяли на бал в колыбели и малость про него забыли. Мимо проходил тогдашний король, заглянул в комнату на ор, и сказал, "Бедный сиротка, все-то тебя бросили".
На потолке восьмиконечная звезда, давшая название залу.
Еще немного истории. Потому что от периода Сиротки в замке осталось только ров, валы и стены.
В 1706 году, во время Северной вoйны замок сильно пострадал. Его восстановлением и перестройкой занимался Радзивилл-Рыбонька. Он же Михаил Казимир. На портретах мы видим внешне непривлекательного, лысовато-усатого мужчину. Но впечатление обманчиво! Этот мачо так любил дам, так любил... Вот только что имен запоминать не считал нужным. "Рыбонька моя!" Этого же достаточно для большой и чистой любви? Ну а деньги и власть хоть кого красавцем сделают... Говорят, он и к мужчинам так обращался, но что это могло значить, ума не приложу 😼
Но в перерывах между "Рыбоньками" замок он таки отстроил и расширил.
Нет, как хозяин он сделал для замка чуть ли не больше всех других владельцев. А вот как человек 🤷
Но его супруга Урсула из рода Вишневецких достойна самого уважительного отношения. Очень умная и образованная женщина, писательница и драматург, создательница в Несвиже театра королевского уровня и прочая и прочая.
Но все, что было создано при Рыбоньке, пропало сначала при Первом разделе Речи Посполитой в 1792-м году и потом в огне 1812-го года. И больше 50-ти лет замок стоял в руинах разной степени, хозяева в нём не жили.
Пока во второй половине 19-го века его владелец Антоний Вильгельм Радзивилл (без прозвища!), а в особенности его жена Мария Доротея Элизабет де Кастеллан-Радзивилл не выбрали замок местом своего основного жительства и не занялись восстановлением старых интерьеров и достройкой новых.
И теперь именно их труд и лег в основу существующего музея. В замке с 1939 года, как его покинули владельцы, было много чего, но и интерьеры частично выжили и сам дворец устоял. А, главное, осталось много фотографий, по которым в 2010-м году и началась современная реставрация.
В период расцвета во дворце было около трехсот комнат и двенадцать парадных залов. А также театр, часовня, библиотека. Сейчас музейная часть занимает не весь дворец. Зато есть отель и ресторан. Можно приехать и пожить по-королевски, неспеша обойти все залы, прогуляться по всем паркам... Завлекательно!
Так вот, возвращаясь к отреставрированным парадным залам. Про первый уже сказала, это Звездный.
Он совсем небольшой и из него вход в покои хозяина замка. Посмотреть можно только из двери, зайти нельзя.
Во вторую дверь видна спальня.
Комнаты хозяйки увидим в конце экскурсии, после прохода по всем парадным залам. Но друг к другу хозяева ходили коротким путем, или тайным коридором, соединяющим спальни. Нет, он не в стене сделан, обычный коридор ☺️
А мы переходим в Большой Каминный зал.
Зал очень хорошо сохранился. Паркет, потолки, камин, стеновые панели - все конца 19-го века, как и полный облик зала, взятый именно с фотографий того времени. Портретная галерея многочисленных Радзивиллов, конечно, современного исполнения.
Все эти парадные залы образуют анфиладу, и мы переходим в следующий, Малую столовую.
За занавесями - буфетная.
Сервиз на столе настоящий, радзивилловский.
При реконструкции большое внимание уделялось деталям. Так рисунок портьер на дверях в буферную воссоздан по сохранившимся фото, которые тоже можно увидеть в этом зале.
"Поели, можно и поспать." 😄 Ой, наоборот надо растрясти съеденное! То есть, потанцевать!
Ну, хоть зал и называется бальным, он весьма небольшой, где там можно было танцевать, не очень понятно. Но его использование как музыкальной и театральной гостиной более оправдано.
А также, этот зал побывал королевской спальней однажды. Собрался однажды король Станислав в гости к Радзивиллу-"Пане Коханку"... В 1784-м году. А тот и давай во дворце марафет наводить! Неприлично же короля просто на гостевую постель уложить? Быстро ремонтик сообразили, там-сям золотишко освежили, ну и полностью комнату переоборудовали. Станислав комнатой остался доволен, но недоволен остался тем, что Радзивиллы оказались богаче его 🤦 Пане Коханку три зала занял содержимым сокровищницы Несвижского замка 😀 Ну, там, все лучшее гостям показать надо, как обычно 🤷
А кто такой Пане Коханку? А это старший сын Рыбоньки. Почудил в своей жизни немало, но от души ☺️
Тигр в разрезе Генеалогическое древо Радзивиллов:
Бальным залом анфилада заканчивается и мы переходим на третий этаж.
Зал посвящен роду Вишневецких, с которым Михаил Рыбонька породнился через жену Франтишку Урсулу. На самом деле с Вишневецкими Радзивиллы ещё не раз пересекутся.
И если сам Рыбонька отвечал за материальное состояние замка, то Урсула сделала его одним из центров культурной жизни страны. Родила четырех детей, старший - тот самый Пане Коханку.
Производство их организовал Рыбонька. Предмет пафосного богатства, модно было такой иметь всем "пацанам на раёне" 😄 Ну, так по полкилограмма золота и серебра в каждом поясе, поди-ка не модный!
Но внешне мне не понравился, потолок интереснее 🤷 Хотя техника переплетения очень сложная - двусторонний, и каждая сторона в два рисунка. То есть в одном поясе - четыре.
В продолжение рассказа про золото - следующий, Золотой зал!
Я не большой любитель золота, скорее даже наоборот, но надо отдать должное, впечатляет! На потолке гербы-монограммы Радзивиллов и Вишневецких.
Остальной зал в кадр не попал, народу много было 🤦
И последний из парадных залов - Охотничий.
А что, фоточками в соцсетях тогда поделится невозможно было, а похвастаться всегда хотелось ☺️
Приходилось все в натуральную величину фиксировать 🤷 Медведь, так медведь! Птички в ассортименте... Лоси вот, частично. Только рогами представлены.
Да, много было желающих его присвоить, но вес почти в тонну останавливал 🤔 Хотя там еще три стола подобных было, тем ноги приделать удалось 🤷 Выпуска 1896-го года, внутри три каменные плиты по 340 кг. Но стол разборный, только инструкции нет 🤔
А мы идём в театр!
"Мы оперу, мы оперу, мы очень любим оперу! Хороший там буфет!"
Пьесы она и сама писала, и других авторов ставили, особенно музыкальные произведения. Репертуар достаточно обширный был. Но зрителя всегда надо удивлять! Поэтому кроме сюжета в ход шли различные вау-эффекты. Шум ветра, шелест дождя, грохот грома, сверкание молний, волнение моря...
Для всего этого были придуманы специальные театральные машины.
А рядом ветряная машина. Тоже послушали ☺️
Да, это часть моря. Уже не аудио, а визуальный эффект достигается.
В модели театра такие машины установлены на сцене, и их должно быть чем больше, тем лучше. Но тут немного на фантазию 😺 Как волна накатывает на зрительный зал ...
И от высокого искусства переходим к низкому. В подвал идем, в Арсенал!
В общем и целом я не любитель всякого "мальчукового", но интересное везде найти можно ☺️
Казалось бы, дерево и порох антагонисты 🤔 А на самом деле, старинный работающий способ избежать пожара. Потому что каменный пол искроопасен! Упала железяка, выбила искру, и порох - ух, вместе с арсеналом 🙀 А деревянные плашки гасят такие удары.
И в заключение - "девачковое" 🥳
Рассмотрим женские покои хозяйки замка.
Княгиня, супруга Антония Вильгельма Радзивилла.
Именно ей принадлежит идея и заслуга восстановления и последней перестройки замка, организации садов у замка (жаль не удалось увидеть сады 🤷).
И музей его выкупил за очень большие деньги! Состояние на момент покупки было практически идеальным.
На этом экскурсия по замку, но фактически по дворцу закончилась.
В голове гудит от обилия имен и фактов, в глазах рябит от великолепных интерьеров и множества подробностей в них 🤩
Да, в чем особенное очарование этого места, на мой взгляд? В наполненности пространства деталями - не просто стол и шкаф в пустой комнате (как это часто бывает 🤷), не современные выставки в исторических залах, а бережное воссоздание всей атмосферы того времени, а она мелочами достигается. Вазы, салфетки, скатерти, книги, часы, канделябры, фотографии на стене...
И вот уже картинка сложилась, и ты, несмотря на многолюдное окружение, вдруг проваливаешься в прошлое. Да, оно чужое ☺️ Но такое теплое и уютное, что хочется задержаться там подольше.
В общем, я очень рада, что решила еше раз побывать в Несвиже! Да и если считать, что реконструкция началась в 2010-м, я была в 2014-м, а сейчас 2024-й, то за десять лет много чего улучшить и добавить можно было. Не нашла фото из замка десятилетней давности, а так бы сравнила ☺️
И в качестве отдыха голове (и работе ногам 😼) было время пройтись вокруг замка. Но не по паркам 🤷
И в поисках оригинального вида замка... Но это вряд ли, все уже сфотографировано до нас 100500 раз 😸
И совсем-совсем последний фрагмент истории Несвижа.
Фарный костел, где нашли свое пристанище все Радзивиллы. Да, они все здесь, и это не фигура речи ☠️
Именно он добыл разрешение у Папы Римского на организацию крипты.
Правил было два.
Только Радзивиллы (но его нарушил сам же Сиротка 🤷).
И без всяких дорогих украшений и убранств, дабы избежать разграблений. Это выполнялось.
И я там была, десять лет назад. Место такое, жутенькое 😼 Может и запомнилось сильнее, чем интерьеры дворца.
Но второй раз я бы туда не пошла.
А вот во дворец и третий раз сходить можно ☺️ Точно, надо приехать и переночевать здесь! Тэкс... В компанию к Витебску добавляю Несвиж 🥰
***
***
Все статьи по туру здесь:
***
P.S. Это юбилейная, 600-я статья на канале!
Нда, примерно один подписчик на статью... Успешный успех, однако 😸