Наклейка бронеплёнки на автомобиль обычно полезна, ведь она защищает ЛКП от пагубного воздействия окружающей среды. Но процедура эта недешёвая. Можно ли сэкономить и сделать её самому? Конечно, хотя это не так и просто. Рассказываем, как клеить бронеплёнку на автомобиль своими руками и как избежать ошибок.
Поклейка бронеплёнки на автомобиль: зоны риска
Прежде чем приступить к оклейке автомобиля, запомните: необязательно покрывать плёнкой весь кузов. Можно ограничиться наиболее уязвимыми зонами, не только сэкономив материал и время, но и попрактиковавшись. Если результат вас устроит, можно постепенно оклеить и другие поверхности. А если нет — меньше придётся демонтировать.
При установке защитной плёнки на автомобиль основное внимание следует уделить металлическим деталям в передней части кузова — их восстановление сложнее и дороже, чем пластиковых элементов. Помимо сложности ремонта, металлические поверхности (что сталь, что алюминий) подвержены коррозии — в результате её разрастания может потребоваться ремонт и последующее перекрашивание детали.
Помимо общей сохранности машины, оригинальное лакокрасочное покрытие может заметно поднять и цену автомобиля при продаже на вторичном рынке.
Детали, на которые лучше наклеить бронированную плёнку в первую очередь:
- Капот. Это одна из самых уязвимых зон, часто подвергающаяся ударам камней и другого дорожного мусора.
- Передняя кромка крыши. Участок сразу за лобовым стеклом также страдает от летящих камней, а его ремонт может быть чреват необходимостью снятия лобового стекла.
- Передние стойки и передние крылья. Эти места тоже в зоне риска, причём в крылья, в зависимости от геометрии кузова, может «лететь» не только с дороги, но и из-под колёс.
- Корпуса зеркал заднего вида. Хотя они и пластиковые, следы эксплуатации на них заметны наравне с остальным кузовом — лак на детали тускнеет одним из первых из-за дорожного «пескоструя».
Важно! На сервисах и в детейлинг-центрах обычно заодно с кузовом предлагают оклеить и фары. Опция вроде полезная, плёнка надёжно их защищает — однако такая операция незаконна! В частности, Техрегламент запрещает наносить любые покрытия на светотехнику автомобиля.
Если наклейка защитной плёнки на автомобиль спереди прошла успешно и вы планируете оклеить другие части кузова самостоятельно, то стоит обратить внимание на эти области:
- Передний бампер. Элемент подвержен значительным повреждениям от летящих в него мелких камней и дорожного мусора. Но поскольку он из пластика, то его локальный ремонт не представляет большой сложности и является обычным делом. Учтите, наклеить защитную плёнку на бампер автомобиля сложнее, чем на капот или крышу, из-за хитрой формы и множества изгибов.
- Задний бампер и погрузочная зона. Они страдают при загрузке вещей, перевозке негабарита, а также на парковках.
- Пороги. Их можно повредить ногами при посадке и высадке из машины, а нижнюю часть порогов активно атакует грязь из-под передней оси.
- Задние крылья. В некоторых автомобилях они тоже пескоструятся грязью, песком и гравием, поднимаемыми передними колёсами.
Какую бронеплёнку приклеить: виды покрытий
На рынке есть два варианта защитных прозрачных плёнок, которыми можно оклеить автомобиль: виниловая и полиуретановая. У каждой есть преимущества и недостатки, мы подробно разбирали их в отдельном материале, но кратко напомним.
Виниловая плёнка
Плюсы:
- Низкая цена. Такие плёнки гораздо дешевле полиуретановых.
- Лёгкость нанесения. Виниловые плёнки довольно тонкие и хорошо тянутся при нагреве.
Минусы:
- Цвет плёнки. Спустя небольшое время прозрачный винил начинает желтеть, особенно если автомобиль часто бывает на солнце. Помимо этого, покрытие создаёт эффект шагрени.
- Недолговечность и слабая защита от повреждений. Виниловая плёнка слабо устойчива к механическим повреждениям, легко царапается, а также может потрескаться при низкой температуре или локально отклеиться при её перепадах. Средний срок службы «винила» при интенсивной эксплуатации — 1–2 года.
Полиуретановая плёнка
Плюсы:
- Прозрачность. Качественные полиуретановые плёнки покрываются особым верхним слоем «топ коат», защищающим от ультрафиолета. Он препятствует их пожелтению, а также имеет ровную глянцевую поверхность практически без шагрени.
- Прочность и срок службы. Полиуретановые плёнки обладают высокой стойкостью к повреждениям и царапинам, обеспечивая защиту в течение 5–7 лет.
- Температурная устойчивость. Полиуретан не теряет своих защитных свойств при экстремальных температурах, будь то сильная жара или мороз.
Минусы:
- Цена. Полиуретановые плёнки значительно дороже своих виниловых аналогов.
- Сложность нанесения. Из-за плотной структуры оклеить автомобиль бронеплёнкой из полиуретана сложнее.
В качестве полноценного защитного покрытия рекомендуется использовать именно полиуретан, а винил оставить для изменения цвета без полного перекраса. Поэтому далее речь пойдёт именно о полиуретановых плёнках.
Как правильно клеить бронеплёнку на машину: инструкция
Перед тем, как наклеить бронеплёнку на автомобиль самостоятельно, подготовьте необходимые инструменты и материалы:
- саму плёнку;
- чистую сухую тряпку без ворса;
- шпатель (подойдёт пластиковый или резиновый);
- острый канцелярский нож;
- мыльный раствор в пульверизаторе;
- фен (лучше строительный, но при его отсутствии подойдёт бытовой);
- обезжириватель или спирт;
- нитриловые или любые другие нетекстильные перчатки.
Уделите внимание и помещению: оклейка должна производиться там, где нет пыли (она обязательно окажется под покрытием и со временем приведёт к его отслоению). Температурный режим должен сохраняться на уровне не ниже +18°С. Нелишним будет доступ к розетке, и обязательно — хороший свет. Иначе дефекты не разглядеть.
Оклеить бронеплёнкой кузов можно двумя способами: «мокрым» и «сухим». Отличие — в опрыскивании детали мыльным раствором перед укладкой материала. «Сухой» способ быстрее, но не прощает неточностей — плёнка прилипает практически сразу. «Мокрым» методом машина оклеивается дольше, но при этом есть возможность выровнять плёнку и довольно легко двигать её. Мы опишем, как правильно клеить на машину бронеплёнку вторым способом.
Шаг 1: подготовка поверхности
- Мойка автомобиля. Тщательно вымойте кузов, уделяя особое внимание областям, которые планируется оклеить плёнкой. Убедитесь, что на поверхности не осталось грязи, пыли или пятен. При наличии трудновыводимых загрязнений обработайте их отдельно.
- Обезжиривание. Протрите ЛКП этиловым спиртом или специальным обезжиривателем, чтобы удалить остатки масляной плёнки. Не используйте сильные средства вроде ацетона — лак может помутнеть, и, если плёнку в будущем снять, потребуется как минимум его полировка.
- Сушка. Убедитесь в том, что автомобиль полностью высох. На поверхности не должно остаться разводов — они будут видны под покрытием.
Шаг 2: подготовка плёнки
- Раскройка плёнки. Отрежьте от рулона фрагмент нужного размера, оставив запас около 5–10 см по краям. Это удобно делать просто прикладывая рулон к детали.
- Наденьте перчатки. Если прикоснуться к липкой стороне плёнки пальцами, на клеевом слое могут остаться отпечатки, видимые после монтажа.
Шаг 3: нанесение плёнки
- Подготовка оклеиваемой зоны. Нанесите на деталь мыльную воду из распылителя.
- Нанесение покрытия. Аккуратно снимите с оборотной стороны плёнки защиту и приложите к поверхности автомобиля с одного края и расправляйте её к противоположной стороне. Если элемент большой, стоит заранее найти напарника и наносить плёнку «в четыре руки». Это очень важный этап, особенно при оклейке пластиковых элементов. После первичного «прилипания» материал довольно сложно оторвать, а с бамперов он часто отходит вместе с краской.
- Выравнивание плёнки. При помощи шпателя разглаживайте плёнку от центра к краям, чтобы удалить воздух и излишки мыльного раствора. Делайте это медленно и осторожно, чтобы избежать повреждений покрытия. Учтите, как только жидкость будет выгнана из-под плёнки, она прилипнет.
- Подогрев краёв. При необходимости аккуратно подогрейте края плёнки с помощью фена, чтобы сделать её более гибкой и обеспечить лучшее прилегание к поверхности. Тепло делает материал и клей более пластичными. При желании нагрев можно заменить локальной обработкой кромок спиртом — он активирует клей.
Шаг 4: завершение процесса
- Финальный осмотр. Под покрытием могут проступить пузыри, до момента полного высыхания их можно удалить шпателем. Если воздушный карман появляется вновь, локально прогрейте это место феном и пригладьте плёнку. Выждите 20–30 минут и при помощи шпателя, обёрнутого в мягкую ткань, финально разгладьте покрытие.
- Удаление излишков плёнки. Обрежьте края по кромке детали. Там, где покрытие можно «подвернуть», оставьте запас в 2–3 миллиметра и закрепите с обратной стороны детали. Это можно сделать, обработав «свес» обезжиривателем — спирт активирует клей.
Шаг 5: уход за плёнкой
- Сушка. Позвольте плёнке полностью высохнуть и приклеиться. В среднем на это нужно от 48 до 72 часов. Избегайте мойки автомобиля в этот период.
- Технический уход. Впоследствии ухаживайте за плёнкой так же, как и за кузовом автомобиля: регулярно мойте машину, старайтесь исключить чистку с применением щёток и абразивов. На мойке стоит предупреждать о том, что на деталях защитное покрытие.
Важно: при самостоятельной мойке держите пистолет чуть дальше обычного и не усердствуйте с давлением. Кромки деталей моются строго перпендикулярно основной поверхности. В противном случае плёнку можно прорезать или «поднять».
Ряд полиуретановых покрытий уже имеют гидрофобный эффект, но при желании сверху плёнку можно дополнительно покрыть керамикой (они не конфликтуют).