6 октября 2024 г.
Представители известных фирм "Локхид Мартин" и "Боинг", создали совместное предприятие в декабре 2006 года и назвали его "предприятие ULA" ( United Launch AlLians - Объединённый Лунный Альянс).
Цель такого предприятия была в том, чтобы объединить несколько подразделений для оказания услуг NASA и Министерств обороны в доставке больших грузов на космическую орбиту. Выведение космических аппаратов велось на ракетах "Атлас" и "Дельта".
Правда комплектующие для таких ракет, как будто бы были американские, но двигатели использовались российские РД-180, которые американская сторона закупала у "Роскосмоса".
Но постепенно американцы вели разработку собственных двигателей. А в придачу к ним велась разработка и новой ракеты под названием "Vulcan".
В 2020 -м году компания "Blue Origin" представила первый жидкостный ракетный двигатель американского производства BE-4.
Согласно планированию первые пуски новой ракеты со своими домашними двигателями должны были состояться в 2021 году. Но пуски постоянно откладывались.
А в итоге, только на начало января текущего года, было объявлено, что Америка полностью импортозаместила российские космические движки РД-180, и будет запускать новую тяжелую ракету "Vulcan Centaur" на двигателях собственного изготовления.
8 января 2024 года был проведен первый запуск ракеты "Vulcan" с движками ВЕ-4. Двигатели показали себя хорошо. На первую ступень ракеты устанавливаются два однокамерных двигателя BE-4 , которые обеспечивают большую тягу чем российские двухкамерные двигатели РД-180.
Высокая производительность РД-180 происходила из-за "кислой" схемы работы: газогенератор подвал камеру сгорания горячий кислород и там он смешивался с керосином. Американцы усовершенствовали эту же схему, заменив керосин на метан и получив при этом ряд преимуществ.
Новое топливо дешевле, чище, не коксуется, не требует дополнительного наддува баков.
Тяга увеличилась с 382 тс у РД-180, до 480 тс у ВЕ-4. Цена двигателя упала. Если РД-180 обходился американцам в 25 млн.долларов, то ВЕ-4 делают за 16 млн. долларов.
На главном сборочном заводе в г.Декатур (штат Алабама) у американцев ещё остаются порядка 14 двигателей РД-180 закупленных у "Роскосмоса". Постепенно эти движки будут использованы.
А пока американцы тестируют запуски ракеты "Vulcan". Как только она будет сертифицирована, то российская сторона потеряет рынок сбыта в космической отрасли.
4-го октября состоялся второй исторический запуск ракеты "Vulсan" в рамках сертификации двигателей ВЕ-4.
По проекту полезной нагрузкой для ракеты должен был стать космоплан "Dream Chaser" многоразового использования. Но компания производитель Sierra Space сослалась на то, что космоплан толком не готов к полёт, и отказалась предоставлять "мини-шаттл" для покорения космоса.
Тогда вместо космоплана в головную часть ракеты загрузили две имитационные по весу болванки.
И именно с таким грузом ракета "Vulcan" стартовала.
По заявлению исполнителей полёта - все цели были достигнуты. Но на первых минутах создателям ракеты пришлось немного поволноваться. Ракета "Vulcan" имеет два твердотопливных ускорителя.
На первой минуте полёта с одним из ускорителей произошло что-то непредвиденное - на тридцать восьмой секунде полёта из правого бака ускорителя вывалился сноп искр. Миссия могла быть провалена из-за аварии. Ракета могла рассыпаться из-за повреждения. Но всё в итоге обошлось и ускоритель отработал далее без происшествий.
Через три минуты после пуска ускорители отделились от ракеты и упали вниз. А сама ракета "Vulcan" успешно вывела на орбиту не очень -то полезную нагрузку!
Второй пуск данной ракеты в рамках дальнейшего получения сертификации на следующие запуски ракет данного типа признан успешным.
В компании ULA отмечают, что уже есть предзаказ на более чем 60 различных пусков от NASA и от военного ведомства США. ( Последние заказчики требуют выводить на орбиту их спутники-шпионы.)
* * * * *