BMW E12 — первое поколение легковых автомобилей 5-й серии западногерманского автоконцерна BMW, выпускавшееся с 1972 по 1981 год.
Внешний вид автомобиля был создан под руководством главного дизайнера BMW Поля Брака. Его отличала большая площадь остекления, низкая поясная линия и четыре фирменных фары.
Компоновка E12 была классической для BMW того времени: несущий кузов, продольно расположенный двигатель, задний привод. Обе подвески независимые: спереди — McPherson, сзади — диагональные рычаги.
Первоначальные модели оснащались четырёхрядными двигателями, использующими либо карбюратор, либо систему впрыска топлива. Через год после запуска была представлена первая модель с шестицилиндровым двигателем.
В 1981 году путём глубокой модернизации E12 сменили новым поколением E28. Однако сборка автомобилей в Южной Африке продолжалась до 1984 года.
Для E12 не существовало модели M5, однако E12 M535i считается предшественником M5. Купе E24 6 серии строились на платформе E12 вплоть до 1982 года. E12 был заменен на E28 5 серии в 1981 году, хотя инструменты были отправлены в Южную Африку, где сборка E12 продолжалась (с интерьерами E28) до 1984 года.
Впервые в машинах концерна появились разъёмы, позволяющие подключать оборудование для диагностики систем. Маленький фонарик установили в бардачке, а кофр - в багажнике. Набор инструментов никогда не будет лишним в дороге.
Из других нововведений стоит отметить:
Гидроусилитель руля;
Радиатор, установленный на эластичные опоры;
Кормовые амортизаторы внутри пружин, дающие возможность монтировать подвеску с автоподдержанием клиренса.
Все модели комплектовались механическими коробками переключений в 4/5 передач. Опция - КПП с короткими/длинными передачами для спортивной/экономичной езды. Позже на смену МКПП пришел трехступенчатый автомат.
BMW E12 - это модель, которая заложила основы для легендарного успеха BMW в сегменте роскошных автомобилей.
Дизайн: E12 обладал элегантным и спортивным дизайном, который до сих пор считается классикой. Его обтекаемые линии, хромированная решетка радиатора и характерные задние фонари стали визитной карточкой BMW.
Техническая инновация: E12 был одним из первых автомобилей, получивших независимую заднюю подвеску (упрощенный вариант), что улучшило управляемость и комфорт. Он также был оснащен мощными двигателями, а версия 530i стала самым быстрым седаном в своем классе на момент своего выпуска.
Начало спортивной традиции: E12, благодаря своей спортивной природе, стал основой для легендарной серии M, которая впоследствии выпустила легендарные модели, такие как BMW M5.
В целом, BMW E12 был автомобилем, который стал важной вехой в истории BMW. Он не только заложил основы для успеха 5-й серии, но и установил новые стандарты в сегменте роскошных автомобилей, став эталоном для своих последователей.