Найти тему
В ЖИЗНИ И В КИНО

«Садись, подвезу»: 14-летняя школьница доверилась незнакомому водителю и домой не вернулась

Реальное уголовное дело из СССР. Кошмарное преступление, которое не смогли скрыть власти. Преступник получил единственно возможный приговор – исключительную меру наказания. Но еще долго местные жители задавали вопрос – виновен ли он?

Эта история случилась в столице Туркменской ССР – многонациональном Ашхабаде. А началась с того, что 17 сентября 1957 года в городской газете появился вот такой некролог:

Из газеты того времени
Из газеты того времени

В СССР не особо афишировали жуткие преступления, совершенные разного рода маньяками и изуверами. Вот и про эту историю в центральных СМИ не было ни слова, да и местные газеты молчали. Однако весь город только и говорил о несчастной Евдокии Бельман и о том, что в тихом благополучном Ашхабаде появился настоящий монстр. Каждый горожанин знал, что произошло и без официальных сообщений…

7 сентября 1957 года ученица 7-го класса школы №1 Ашхабада 14-летняя Дуся Бельман сразу после занятий отправилась к родителям. Сама девочка в будние дни жила у родственников в городской коммуналке, а вот ее папа и мама, довольно известные в республике врачи, трудились и проживали в поселке Калининск, в 25 км от столицы. Здесь находился Республиканский противотуберкулезный санаторий.

Путь неблизкий, пригородного общественного транспорта пока еще нет, основное средство передвижения в сельской местности – попутки. Тысячи и тысячи жителей Советской Туркмении пользуются этим способом, и никто в те годы не может подумать, что поездка с незнакомцем может стать опасной для жизни.

Советские школьницы разных лет, 1950-е годы. Общественное достояние
Советские школьницы разных лет, 1950-е годы. Общественное достояние

В тот вечер Дуся Бельман у родителей в Калининске не объявилась. Назад в Ашхабад не вернулась. На следующее утро, 8 сентября, милиционеров и военнослужащих отправили прочесывать окрестности единственного шоссе, соединявшее столицу и поселок. Девочка сказала родственникам, что пойдет здесь и поймает попутную машину. Даже тогда никто не думал о криминале, подозревали несчастный случай, ДТП.

Ее тело случайно найдут вечером 9 сентября. В 8 км от Ашхабада, в районе поселка (ныне город) Аннау. В глубине большого колхозного поля, далеко от дороги. Даже без экспертов было понятно, что орудовал настоящий зверь, только в человеческом обличье. Потом уже установят, что неизвестный мужчина сначала надругался, а потом расправился с несчастной. Кошмар продолжался несколько часов…

На месте преступления обнаружили следы мотоцикла. Основная и единственная версия следствия – преступник воспользовался доверчивостью девочки, предложил подвезти ее, а сам свернул в поле, подальше от посторонних глаз.

Туркменская милиция начала с отработки всех владельцев мотоциклов. Таких набралось несколько сотен. Плюс немало двухколесных машин на балансе различных предприятий и учреждений, и ими могут воспользоваться сразу несколько работников. Таким образом, вырисовывался значительный круг подозреваемых.

И хотя работа милиции нигде не афишировалась, интерес к мотоциклам и их владельцам породил в городе самые дикие слухи. Весь Ашхабад бурлил, пересказывая истории, одну страшнее другой, о некоей банде мотоциклистов. Якобы неизвестные увозят молодых девушек и творят с ними всякие гнусности. Потом отпускают, зная, что никто не заявит из-за страха быть опозоренной и не выйти замуж. Но Дуся, не туркменка, она и ее родители не станут молчать, а потому с ней расправились самым ужасным образом.

Советские школьницы разных лет, 1960-е г . Общественное достояние
Советские школьницы разных лет, 1960-е г . Общественное достояние

Наконец, 14 сентября в деле появились ключевые свидетели. Несколько колхозников видели мотоцикл, на котором сидели парень и девушка. И что самое важное, видели, как они сворачивали в поле. Потому и запомнили.

Дусю Бельман уверенно опознали по одежде и по фотографии. Мотоциклиста хорошо разглядели, а один из крестьян узнал мужчину за рулем – это, якобы родственник их сельского учителя, часто приезжал к ним в колхоз.

Имя подозреваемого – Аннамурад Бабаев. 32 года. Житель Ашхабада. Ранее судим за кражу. Работал мастером в городском училище механизации. Потом в газетах напишут, что он вел антиобщественный образ жизни, пил и хулиганил, являлся «морально разложившимся отщепенцем», вот только не объяснят, как он многие годы обучал будущих механизаторов. У него была жена и дети.

Бабаева найдут 18 сентября в неожиданном месте – в камере предварительно заключения. В городе Ташауз (сегодня называется Дашогуз) в 560 км от Ашхабада. Потом следствие заявит, что преступник сбежал в другой город и намеренно устроил драку в общественном месте, чтобы получить срок за мелкое хулиганство и оказаться на несколько лет за решеткой. Чтобы его не искали по делу Дуси Бельман.

29 сентября того же года Прокуратура Туркменской ССР публично в газете заявит, что преступник установлен и задержан. Бабаев дал признательные показания, а след от его мотоцикла был похож на те следы, что остались на месте преступления. Правда мотоциклетные шины были стандартными и могли стоять на многих машинах.

Советские школьницы разных лет, 1970-е годы. Общественное достояние
Советские школьницы разных лет, 1970-е годы. Общественное достояние

Открытый суд состоялся уже 14 октября в одном ашхабадском ДК. Меньше месяца прошло с момента задержания единственного обвиняемого. По делам о тяжких преступлениях это слишком малый срок. Сам процесс длился всего один день!

Бабаев признал себя виновным и подробно рассказал о том страшном дне. Якобы ехал по дороге, увидел одиноко стоявшую девочку и предложил ей:

- Садись, подвезу!

Свернул в поле, потому что хотел познакомиться, пообщаться. Якобы школьница сама была не против прогулки по полю, но в какой-то момент не выдержал и начал рвать на ней одежду. Когда осознал, что натворил, решил не оставлять живую свидетельницу.

Ашхабадский областной суд приговорил Аннамурада Бабаева к расстрелу за «зверское убийство» (так указано в приговоре) несовершеннолетней.

Он подал апелляции сначала в Верховный суд Туркменской ССР, потом в Верховный суд СССР. На своей невиновности не настаивал, не утверждал, что оговорил себя, а только просил заменить расстрел лишением свободы.

В начале январе 1958 года в туркменских газетах появилось следующее сообщение:

Из газеты того времени
Из газеты того времени

Однако в Ашхабаде еще долго ходили самые безумные слухи. Одни утверждали, что взяли невиновного, чтобы поскорее утихомирить людей. Вторые придумывали, что Бабаев был не один, якобы с ним орудовал сынок местного высокопоставленного краснобая.

А третьи почему-то винили во всем саму девочку – негоже садиться на мотоцикл к незнакомому мужчине…