Легендарные воительницы, чьи подвиги воспеты в древнегреческих мифах, долгое время считались плодом богатого воображения античных авторов. Однако археологические находки последних десятилетий заставляют по-новому взглянуть на этот вопрос. Так кто же они — амазонки — миф или история? Кем же были эти бесстрашные женщины?
Амазонки — миф или история
Античные источники, датируемые VIII веком до н.э. — II веком н.э., описывают их как непобедимых воительниц, обитавших на окраинах эллинского мира. Геродот в V веке до н.э. называл их «андроктонами» — убийцами мужчин. Образ амазонок, столь яркий и притягательный, породил множество споров: амазонки — миф или история?
Этот вопрос долгое время оставался в ведении филологов и историков античности. Однако с конца XX века, благодаря новым археологическим открытиям, дискуссия вышла за рамки чисто теоретических построений. Раскопки в Северном Причерноморье, на Кавказе и в других регионах предоставили материальные свидетельства, которые могут быть интерпретированы в пользу реального существования женщин-воинов.
Самые известные "мифофакты" об амазонках
Амазонки — загадочное племя воинственных женщин, не терпевших при себе мужей, — прочно вошли в мировую культуру. Что же говорят мифы об амазонках?
- Миф о происхождении имени
Считалось, что название «амазонки» происходит от греческого слова «a-mazos», что означает «без груди». Якобы амазонки удаляли одну грудь, чтобы было удобнее стрелять из лука.
- Мифические амазонки жили без мужчин
Согласно древнегреческим мифам, амазонки — это общество женщин, которое существовало без мужчин. Мужчины использовались только для продолжения рода, а мальчиков либо убивали, либо отправляли к отцам.
- Амазонки участвовали в Троянской войне
В мифах говорится, что амазонки присоединились к троянцам против греков во время Троянской войны. Царица амазонок Пентесилея сражалась с Ахиллом и погибла в поединке с ним.
Амазонки в античных источниках
Первые упоминания об амазонках встречаются в "Илиаде" Гомера (VIII век до н.э.). Поэт называет их "антианейрами" — равными мужчинам. Геродот в V веке до н.э. локализует их родину на берегах реки Фермодонт (современная Турция). Он же приводит легенду о происхождении сарматов от браков скифов с амазонками.
Страбон (64/63 г. до н.э. — 23/24 г. н.э.) сообщает о ежегодных набегах амазонок на соседние племена с целью продолжения рода. Плутарх (46–120/125 гг. н.э.) размещает амазонок на Кавказе, вдоль Каспийского побережья. Он же повествует о нашествии амазонок на Аттику, якобы произошедшем за 900 лет до его времени.
Сами амазонки в греческой мифологии амазонки считались дочерями бога войны Ареса, что подчеркивало их воинственную природу. Греки приписывали амазонкам основание нескольких городов, таких как Эфес и Смирна. В частности, в Эфесе амазонки почитались как основатели храма Артемиды.
Археологические находки
Вопрос "амазонки — миф или история?" обрёл новое звучание благодаря археологическим открытиям конца XX — начала XXI веков. Находки соотносятся с сообщениями античных авторов о воинственных женщинах, обитавших на окраинах греческого мира. В Северном Причерноморье обнаружены женские захоронения с оружием, датируемые VII–III веками до н.э. Они свидетельствуют о существовании женщин-воинов у скифов и сарматов.
Около четверти найденных погребений с оружием принадлежат женщинам. Анализ останков показывает, что эти женщины регулярно занимались верховой ездой и владели оружием. На Кавказе найдены женские захоронения эпохи эллинизма (IV–I века до н.э.) с богатым набором вооружения.
Интерпретации мифа об амазонках
Современные исследователи предлагают различные объяснения феномена амазонок. Некоторые видят в нём отголоски матриархальных обществ эпохи неолита. Другие связывают легенду с реальными обычаями скифо-сарматских племён, где женщины могли принимать участие в военных действиях.
Профессор И. Е. Суриков выдвинул гипотезу об "удаляющихся амазонках": по мере расширения греческой ойкумены, легендарное племя "отодвигалось" всё дальше на периферию известного мира. Существует версия, что миф об амазонках отражает культурный шок греков при столкновении с обществами, где женщины пользовались большей свободой, чем в эллинском мире.
Амазонки в мировой культуре
Образ амазонок оказал значительное влияние на мировую культуру. В античном искусстве сцены битв с амазонками ("амазономахии") были популярным сюжетом в вазописи и скульптуре. Знаменитый скульптор Фидий украсил щит статуи Афины изображением сражения греков с амазонками.
В эпоху Возрождения интерес к амазонкам возродился. Художники, такие как Рубенс и Рембрандт, обращались к этому сюжету. В литературе Нового времени образ амазонок использовали Клейст, Гейне, Ахматова.
А знаете ли вы что...
Франсиско де Орельяна назвал реку Амазонка в честь женщин-воинов, с которыми, по его словам, он столкнулся во время экспедиции в 1542 году. Орельяна и его люди утверждали, что их атаковали племена, в которых сражались женщины-воительницы, напоминающие амазонок из греческой мифологии.
Вопрос «амазонки — миф или история?» по-прежнему не имеет однозначного ответа. Тем не менее, современные исследования позволяют говорить о том, что за легендарным образом амазонок стоит реальное историческое явление — участие женщин в военных действиях.