А что можно придумать для человека, чтобы он выжил при падении с высоты?
Пока что кроме парашюта и катапультного кресла ничего не придумали. В перспективе, когда нано технологии достигнут нужного уровня, можно будет оснащать каждого пассажира, например, само надувающимся шаром, в котором можно без подготовки безопасно опуститься на землю.
Опять же, даже в этом случае, спастись можно, только если самолёт на достаточно большой высоте, управляемый, и есть время покинуть его всем, без исключения.
Таких случаев в авиации практически не бывает. Обычно аварийная ситуация развивается стремительно, если не взрывоподобно.
Но, даже это пока фантастика и остаются только парашюты и катапультные кресла.
Парашюты для пассажиров бесполезны:
1. В случае падения самолёта, при отказе двигателя, всё равно выйти успеют только первые пару человек, которых размажет об фюзеляж набегающий воздушный поток, и добьют аэродинамические плоскости и выступающие детали фюзеляжа.
2.Можно теоретически представить железные нервы пассажиров, выстроившихся для прыжка перед открытым люком. В этом случае произойдёт разбалансировка самолёта и это приведёт к неуправляемому падению, при котором бешено возрастает скорость, скорее всего самолёт разрушится, а пассажиры не смогут открыть свой парашют. А выбраться из беспорядочно падающего самолёта ещё и с парашютом пока никому не удавалось.
3.Время развития аварийной ситуации редко превышает минуту. Что можно сделать за минуту со 150-ми пассажирами? Только дать совет попрощаться со своими родственниками и пожелать приятного перехода в реальный мир, ведь всё равно этот момент обязательно наступит для всех, без исключения, чуть раньше или чуть позже.
4. Почти все авиакатастрофы происходят на посадке или взлёте, когда высоты нет.
В этом случае приходит мысль о катапульте.
Катапульту для каждого пассажира сделать невозможно, ибо не надо забывать, что катапульта требует отверстия в фюзеляже. Не головой же пассажира пробивать фюзеляж при катапультировании? Кроме того, перегрузка при катапультировании около 16 -20 единиц. А начальная скорость катапультного кресла в момент выстрела достигает 12-14 метров в секунду.
Именно такая скорость вылета тела из терпящего бедствие воздушного судна позволяет набрать нужную высоту и скорость, для того, чтобы парашют раскрылся до того, как тело опустится на землю. А так же исключит соприкосновение с частями самолёта.
То есть, в момент катапультирования каждый орган человеческого тела весит в 20 раз больше и при весе 80 кг, в момент катапультирования, человек весит 1600 кг.
Такую перегрузку человеческий организм может выдержать только при условии жёсткой фиксации тела, его плотного притяга к креслу, наличия ограничителя разброса рук и ног и принятия правильного положения тела в момент катапультирования.
Если хоть одно это условие не выполнено, то даже если парашют благополучно раскроется, в подвесной системе буде находится только кожаный мешок с переломанными костями и кашей из внутренних органов. В авиационной терминологии, в среде лётчиков, этот случай называется случаем, когда позвоночник высыпается в трусы.
В момент покидания самолёта, человек попадает в скоростной поток воздуха. А самолёт летит со скоростью 700- 900 км/ч. Бывает и меньше, но простому пассажиру хватит и 200 км/ч, чтобы его надуло, как жабу.
Сила потока такая, что раскроет ваш рот без вашего желания и разорвёт щёки, не говоря уже о лёгких. Именно поэтому лётчики летают в защитных шлемах, кислородных масках, кожаных перчатках, а на шлемах предусмотрена система автоматического закрытия лица щитком светофильтра при катапультировании. И перчатки тоже нужны, они предохраняют от порыва кожи потоком воздуха.
И последнее. Допустим, удалось выпрыгнуть с парашютом.
Сила удара о землю во время приземления с парашютом примерно около 400 кг (+/- 100кг), при небольшом ветре. Чтобы правильно приземлиться, необходимо пройти парашютную подготовку с практическими прыжками на специальных тренажных площадках. Там отрабатывают прыжки передом, задом, боком с достаточно большой высоты. Основное условие приземление – правильное положение ног и корпуса. И не важно, в каком состоянии стресса в это время находится человек, если ноги не контролируются, гарантирована тяжелейшая травма не только ног, но и позвоночника, тазобедренного сустава, шеи и головы.
Если случается приводниться, то и здесь не всё так просто. И здесь требуется подготовка и знания.
Во-первых, нужно отделиться от подвесной системы в момент касания поверхности водной глади. Если этого не сделать есть большой риск запутаться в стропах и утонуть. Примерно на 97%. Это если есть ветер. А если штиль, парашютиста накрывает куполом и аминь.
Определить расстояние до воды визуально почти невозможно. Другими словами, при приводнении нужно заранее разместиться в подвесной системе так, чтобы не выпасть и раскрыть замки. Если нет навыков работы в подвесной системе парашюта, этот трюк не получится, а беспорядочно упасть в воду даже с высоты 20 метров, это гарантированно погибнуть.
Военным лётчикам проще, у них надувается специальный воротник, который гарантирует положение дыхательных органов выше уровня поверхности воды, поэтому, даже приводнение без сознания этот воротник не даёт человеку утонуть.
Ну, и далее, всё зависит от температуры воды. Обычно вода очень холодная.
Поэтому, никаких парашютов и катапультных кресел для пассажиров не разрабатывается. Всё это бесполезно.
При постройке аэробуса упор делается на безопасную и надёжную работы всех систем, для которых предусматривается многократное дублирование. То есть, если на авиалайнере установлено 4 двигателя, то возможно посадить самолёт на одном работающем двигателе. Примерно такой уровень дублирования всех систем крупнотоннажных самолётов для перевозки пассажиров.
Многое зависит от уровня подготовки экипажа, летающего на данном типе авиалайнера. Здесь идёт соревнование между человеческим фактором и компьютеризацией систем управления.
Подготовить лётчика очень дорогое удовольствие. О-очень дорогое. И пока авиация в руках бизнесменов, будут попытки сменить человека и посадить за штурвал Искусственный Интеллект.
Поглядим, что из этого получится. Доверит ли пассажир свою жизнь роботу? Смотря, на каких условиях. Китайцы уже практикуют воздушные такси - беспилотники. Но, то китайцы, у них менталитет специфический, они сами похожи на роботов.
Благодарю за миг внимания.