Найти в Дзене
Мысли юриста

После развода все делим пополам, и коммунальные платежи тоже

очаровательные коты Рины Зенюк
очаровательные коты Рины Зенюк

Семен и Марина жили в браке уже пять лет, снимали квартиру, иногда отправлялись на побывку к родителям – каждый к своим. Почему так было?

Женились рано, когда еще учились. Родители с обеих сторон великовозрастных дитяток сажать себе на шею отказывались. Так что по одному – пожалуйста, свой отпрыск, а семейно – живите отдельно. Взрослые и самостоятельные уже.

Семен подрабатывал, да и Марина не сидела сложа руки, но заработки, конечно, были небольшие, бюджет свой они строить изначально не умели, так что деньги тратили как-то быстро. Постепенно научились и траты планировать, и деньги откладывать. Работали, зарабатывали, и в конце концов купили свою квартиру, взяв ипотеку. Взнос был вполне посильный, основным заемщиком был Семён, а Марина созаемщиком.

Деньги отдавали достаточно легко, оба работали, детей не было. И вот, спустя два года после «взятия вершины», то есть получения ипотеки, решили они, что пора бы и потомством обзавестись.

- Марина, я посчитал: нам и на жизнь хватит, и на ипотеку. Есть небольшой запас, да и у тебя какие-то деньги будут.

Марина согласилась. Годы бегут, ребенка хотелось.

- Я очень сына или дочку хочу. Лучше первым сына, чтобы был таким заботливым, старшим братом.

- Я бы тоже сына хотел.

- А второй дочку.

- Только с небольшой разницей в возрасте, чтобы дружили между собой.

И вот, у них родился сын, все, как и хотели. Семен был рад, вставал к ребенку, гулял, помогал своей Мариночке.

— Это просто прекрасно, быть папой, - улыбался он.

Марина быстро пришла в форму, и тут – вторая беременность.

- Но я планировала отдать Мишеньку в садик, и выйти на работу, - расстроилась она.

- Маришка, мы же мечтали о детях с маленькой разницей в возрасте.

Марина согласилась. Вторая беременность протекала достаточно легко, само по себе Марине было менее комфортно: заботы о муже, второй маленький ребёнок еще не в садике, она нервничала. Семен в последние пару месяцев смотрел на Марину как-то брезгливо:

- Ты на бегемотиху похожа. Огромная такая.

- Ничего не огромная, нормальная. Худее, чем с первым, и вес немного прибавился, всего 8 килограмм. Рожу – уйдут быстро.

Но Семен все подкалывал ее. Дочка родилась шумная и крикливая. Марина почти не спала, родители помогали, Семен же заявил:

- Что она у тебя все время кричит.

- В режим войдет, поспокойнее будет. Просто маленькая. И почему у меня? У нас, дорогой, это и твоя дочь, ты хотел. На, носи, твоя очередь.

- Меня все дома бесит: крики, визги, ты как кенгуру. Вечно какие-то пеленки, я устал от этого.

- Ты устал? – возмутилась Марина. – А я не устала с двумя детьми? Мишка еще в садик не ходит, Алина вообще только недавно родилась.

- Ты неопрятная стала: ни красивого макияжа, ни юбочки короткой.

- Когда мне? Ты посиди с ребенком, я макияж сделаю, на маникюр схожу. Вот в субботу и останешься с детьми.

- Нет, в субботу у меня дела.

- Не слишком ли часто у тебя дела? Ты все время что-то требуешь, вечно недоволен, только кричишь на меня.

Они ругались, скандалили каждый день, Марина уходила, неделями жила у родителей. В один из таких уходов она возвратилась, и просто не смогла попасть в квартиру. Хорошо, деньги были, и старший ребенок гостил у ее родителей.

Марина с дочкой приехала к своим, сказала:

- Семен замки поменял, меня не пускает. А там документы, детские вещи.

- По суду будешь вселяться.

Свекор со свекровью съездили к сыну, тот и их не хотел пускать, но все же разрешил забрать паспорт Марины, и вещи. Причем смотрел, чтобы не забрали лишнего.

Они же забрали и свидетельства о рождении детей.

Марина сказала:

- Хорошо, что я все документы сканировала, есть у меня все бумажки.

Она подала на развод и алименты – на себя и детей, получила все. Алинке на тот момент только-только год исполнился. Семен подал на порядок общения с детьми, иск удовлетворили, графику он следовал строго. Отдать должное, детей против друг друга они не настраивали.

От соседки Марина узнала, что Семочка-то ее домой тетеньку чужую притащил, и расположился в семейном гнездышке со сторонней дамочкой.

- Ничего себе, меня и детей выставил, а сам там с какой-то развлекается.

Она с претензией вышла к Семену:

- Квартира в барке покупалась, я буду туда вселяться.

- Я плачу ипотеку, никаких вселений. Квартира моя.

- Нет, я имею право.

Марина подал иск в суд о вселении, и суд это требование удовлетворил.

Вечером Семен расположился в большой комнате у телевизора в обнимку со своей любовью этого отрезка жизни. Тут послышался звук открывающегося замка. Ввалилась Марина с детьми.

- Так, располагаемся тут. Я вселилась, так что половина моя.

— Это кто, Семочка?

- Марина, что ты тут делаешь?

- Выполняю решение суда. Ты же мне ключи вручил, вот я и вселяюсь. И почему в квартире посторонние?

- Кого хочу, того и приглашаю.

- Это до 11 вечера. После этого времени я вызываю полицию, чтобы никого не было.

Дамочка взвизгнула:

- Я и сама не останусь.

- Давай, милочка, уходи.

Семён проводил даму и вернулся. Скандалили они чуть не до драки, Марина уехала к родителям, что уж детей пугать так, Семен к своей дамочке, которая наотрез отказалась возвращаться в квартиру.

И стояло пустым семейное гнёздышко, никто там не жил, а долг по коммуналке копился.

Семену позвонили из управляющей компании:

- Будем в суд подавать, должок-то более 48 тысяч рублей, гасите.

- Жена бывшая пусть гасит.

- Вы собственник, будем взыскивать с Вас.

Семен подал иск в суд:

- Прошу разделить квартиру, по ½ каждому, и коммуналку выставлять так же. Дети тоже прописаны, но мы несем расходы пополам.

Марина парировала:

— Это и твои дети, против раздела возражаю, у нас ипотека, до погашения залога пусть остается общей собственностью. И я против раздела счетов – ответственность должна быть солидарной. Я пока все равно не работаю. И не живу в квартире, пусть вообще все Семен платит.

- Так она половину будет по факту иметь, но платить за все я должен? С ней же вместе в квартире находиться невозможно.

- Это с тобой рядом находиться невозможно, дети пугаются. Мы хотели жить в той квартире, но Семен же препятствует, женщину с пониженной социальной ответственностью привёл, а у меня дети маленькие, они это все видеть не должны. И еще кричит, выступает. Мы с детьми плачем и пугаемся.

Суд иск рассмотрел, выслушал противные стороны. И противными они были не только из-за противоположности мнений, но и по высказываемым обидам.

Суд решил дела так:

- Квартиру делим по ½ доли. То, что в залоге у банка, значения не имеет, это никак не меняет кредитный договор, вы все равно обязаны платить, как прописано в кредитном договоре. Детей содержите поровну, и то, что спорите, кому за них платить – неправильно. Оба родителя содержат детей, так что Управляющая компания должна выставлять счета – каждому в соответствии с его долей в праве собственности, то есть половину.

…суд считает необходимым удовлетворить требования истца в части раздела общего имущества бывших супругов – квартиры, … признав за истцом и ответчиком право собственности на ½ долю в праве на вышеуказанную квартиру за каждым. В данном случае наличие обременения объекта недвижимости в виде ипотеки само по себе не является основанием к отказу в разделе общего имущества супругов, поскольку в силу положений ст. 353 Гражданского кодекса РФ, ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" изменения в субъектном составе собственников заложенного объекта недвижимости, прав залогодержателя не прекращают. Более того, кредитное обязательство, обеспеченное залогом при разделе имущества супругов изменению, не подлежит, исключительно изменяется даже не субъектный состав собственников заложенного объекта недвижимости, а форма собственности, с общей совместной собственности на долевую собственность. Суд также считает необходимым обязать ответчика ООО УК «…» заключить отдельные соглашения с истцом и ответчицей и выдать им отдельные квитанции на оплату коммунальных услуг и содержание квартиры, …..

Марина сердито посмотрела на бывшего мужа:

- Там твои дети прописаны, мог бы и все платить.

- Ты тоже мать. И вообще – я тебе плачу алименты и на твое содержание. Почти половину зарплаты, кстати, отдаю, плюс ипотека на мне. Ты не обнаглела? Плати свою долю сама. Через год выйдешь на работу, мне легче станет.

— Вот возьму, и не выйду.

- На твое содержание только до трех лет.

- Я читала, что если не работать, то и дольше можно взыскать.

- Ты бы не шарлатанов читала, а законы, или к юристу сходила.

- И схожу.

Марина вышла на работу, как только младшей исполнилось три года, еще и ворчала:

- Не хочет платить на мое содержание. А у меня дети, кстати. И да, квартиру надо продавать, как погасит Семен ипотеку. Юрист сказал, что может с меня половину платежей взыскать. Пока молчит.

Семен же махнул рукой:

- Пусть живет, взыскивать платежи не буду, все равно там дети. Все погасим, и продавать будем, надо раздельное жилье покупать. Или свое куплю, эту долю на детей перепишу, еще не решил.

*имена взяты произвольно, совпадения событий случайны. Юридическая часть взята из:

Решение от 19 мая 2020 г. по делу № 2-2299/2019, Рудничный районный суд г. Прокопьевска (Кемеровская область)

Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.