Найти в Дзене
Житейские истории

Реальная история жизни женщины о том, как бы она не старалась всё равно была "Непутёвая"

Рисунок автора

Часть 1. Непутёвая дочь

Не могу сказать, что детство Люки было несчастливым, но и хороших воспоминаний с детства почти нет. Если и есть, то их можно пересчитать по пальцам.

Люка родилась по любви и в браке. Её родители познакомились в начальной школе. С третьего класса сидели за одной партой. По рассказам мамы в седьмом классе папа её поцеловал в щёку, а мама заплакала и убежала. Родители поженились, когда им было по 18 лет. Потом родилась дочь. Отец ласково называл её Люка-малюка. Потом намного позже, когда родители ругались дочь говорила им: «Зачем вы поженились, вы ещё в школе друг другу надоели!».

В те времена модно было уезжать в союзные республики. Вот и родители Люки уехали на Украину в Донецкую область, где жила папина тетка. Кстати сказать, тётка русская, замужем была за украинцем. Люку на какое-то время оставили у бабушки с дедушкой. Как ей потом рассказывали, частенько с девочкой водился мамин брат, который был старше Люки на двенадцать лет. Он со своими друзьями научил Люку материться и когда родители приехали за ней чтобы забрать на Украину она топала ногой и посылала их на три буквы. На Украине они жили на хуторе в хате покрытой соломой. Папа был хорошим трактористом, неоднократно награждался медалью «Победитель соцсоревнования». Был членом партии КПСС. А вот где работала мама? Вроде бы дояркой на ферме. В памяти дочери осталось, что мама часто пила, дома были скандалы, отец бил мать.

В той части хутора, где они жили было всего две девочки, остальные были мальчишки. Гуляли все вместе. Бегали по колхозным полям и садам, ходили на речку. Подруга Люки была чистокровная хохлушка из хорошо обеспеченной семьи. Когда Люка заходила к ним в гости чувствовала к себе пренебрежительное отношение. Ей всё время давали понять, что она плохо влияет на их дочь, хотя Люка была младше на один год. Вспоминается случай, когда девочки пошли гулять весной в лес, подруга Люки, перепрыгивая через ручей упала в воду, после чего заболела. Разумеется, виновата во всем была Люка! Люке было шесть, но она отчетливо помнит, как пришла подругу проведать, а её отчитали мама и бабушка подруги. Когда Люка ссорились с подругой или с мальчишками они её дразнили «Шел хохол насрал на пол, шёл кацап зубами цап». Люка понимала, что кацап это она, потому что она русская. Люке было обидно, она плакала. На другой день приходила подруга и девочки снова «бегали» вместе до следующей ссоры. Это было начало семидесятых годов. Помнится большой сад, как Люка упала с вишневого дерева и вывихнула ногу. Люка не помнит, чтобы за ней ухаживала мама. Помнит, как папа осторожно надевал ей колготки, как выносил на руках на улицу. А ещё папа учил Люку читать. Писал буквы и спрашивал, какая буква. Люке с трудом давалась буква «ы», она долго не могла её запомнить. На Украине Люка ходила в детский сад, там уже были организованы так называемые нулевые группы шестилеток, где их учили читать и писать.

В 1975 году бабушка с дедушкой по материнской линии забрали семью Люки в Россию, где она пошла в первый класс. Сверстники обзывали её второгодницей, так как Люка умела читать и писать, и ростом была повыше многих. Люку опять оставили жить у бабушки с дедушкой ведь родителям необходимо было устроиться на новом месте. Получить жильё, работу. Люка вспоминает, как скучала, и всё время просилась к ним в деревню. Бабушка с дедушкой работали за Люкой приглядывала прабабушка-дедушкина мать. А первой учительницей была дедушкина родная сестра. Каждую субботу к ним в гости приходили дедушкины сёстры с мужьями. Была баня, после большой круглый стол с самоваром. Люку ставили на стул рассказывать стихи. И конечно о всех Люкиных проказах в школе сразу рассказывалось всей семье. Прабабушка была из купеческого рода. Люка помнит, прабабушка ела только серебряной ложкой, пила чай крутой кипяток в прикуску с комковым сахаром, который откалывала серебряными кусачками. Она всё время оговаривала Люку в еде. Говорила «масло не ешь ослепнешь», ягоды не ешь умрешь, и всё в таком духе. Бабушка успокаивала Люку, говорила «не обращай внимания».

Об учёбе у дедушкиной сестры воспоминания только кошмарные. Люке казалось, все учителя злые потому, что так положено. В классе Люки было 44 человека. Люка помнит, в третьем классе во время областного диктанта учительница забыла очки и послала за ними Люку к себе домой. Люка забрала очки и пока шла обратно в школу примеряла их, обошла все киоски, зашла продуктовый магазин, где на верхних полках стояли фигурки шоколадных зайца и волка из «Ну, погоди!». Люка всегда заходила в этот магазин посмотреть на эти фигурки, мечтала вот бы купить! Помнит стоили они восемь рублей за штуку, большие по тем временам деньги! В общем, когда Люка пришла в класс, диктант уже прошел. Тётка наорала на неё. Диктант Люка писала одна после уроков. К тексту было два задания. Как сейчас помнит, первое задание морфологический разбор слова, второе задание: написать десять слов женского рода третьего склонения. Люка девять слов написала быстро, а вот десятое придумать не могла, написала слово «вошь». Что было потом! Вечером прибежала тётка к ним домой, орала с пеной у рта что Люка опозорила её, школу, весь город на всю область, так как написала неприличное слово. И вообще, такого слова нет, кричала она, есть слово вша. Второй случай, когда перед новым годом учительница спросила у всего класса «поднимите руку у кого родители члены партии» (в советские времена для детей членов партии подарки делали не такие как для всех). Руку подняла Люка и ещё один мальчик его отец работал в горкоме партии. Учительница сказала «ну конечно, наверно твой отец партийный, с чего бы». Над Люкой смеялся весь класс. Потом, когда папа приехал чтобы забрать Люку в деревню на новогодние каникулы, она попросила его подтвердить, что он партийный. Он сказал учительнице, что в партию вступил ещё на Украине, ей конечно было неудобно и она быстро перевела разговор на другую тему. Помнит Люка, как мальчик принес в класс фломастеры. Ему папа (член горкома партии) привёз из Чехословакии. Мальчик перевел из учебника картинку изображение В.И. Ленина на фоне листвы. Весь класс, выстроился в очередь, чтобы этот мальчик дал им обвести фломастером один листочек. Ребята заискивали перед ним, и кто ему больше нравился он разрешал обвести два листочка. Сейчас фломастерами никого не удивить, а в то время это было что-то неимоверно чудесное! Люка училась во вторую смену. Уроки начинались в 13.30. После уроков была сразу группа продленного дня и домой Люка приходила поздно вечером, передача «Спокойной ночи малыши» уже заканчивалась. Продлёнку вела всё таже учительница. Люка делала домашнее задание одна из первых, но отпускали её домой одну из последних. Учительница всё время находила какие-то недочеты. Однажды Люка написала слово «домашняя» забыв написать слово «работа». Когда приносила тетрадь на проверку учительница говорила «проверь». В результате весь класс ушел, Люка никак не могла найти свою ошибку, потом нашла и дописала. Учительница заставила Люку написать тридцать раз подряд словосочетание «домашняя работа». Если Люка делала почеркушки или пользовалась ластиком учительница ставила ей огромную единицу. Ещё один момент, который Люка также часто вспоминает, это канун восьмого марта, к ней подошла родительница, по-видимому представитель родительского комитета и сказала, что нужно принести восемь рублей, собирали на подарок учительнице-хрустальную вазу. Люка попросила деньги у бабушки. Бабушка, конечно, спросила у учительницы зачем собирают деньги. Та, видимо, пошла разбираться с родителями, а родители, естественно разбирались с Люкой! Учась у дедушкиной сестры, Люка всё время чувствовала какую-то незащищенность. Ей казалось, если бы она жила с папой и мамой к ней относились бы лучше. Свою нелюбовь к Люке учительница скрыть не могла и доставалось Люке от неё по полной! Но, правда, Люка ей отомстила! Сейчас стыдно вспоминать, а тогда Люка втайне съела у неё из стола все конфеты «Морские камушки». Не в один день, брала каждый день по несколько штук, пока они не закончились. Учительница, конечно, спрашивала, кто взял, Люка не созналась. Люка, уже будучи взрослым человеком, завидует тем, кто с любовью вспоминает своих первых учителей. У неё такого нет.

Когда, наконец, родители забрали Люку в деревню на летние каникулы, она «выревела» и в четвертый класс пошла в деревенскую школу. Там тоже девочка не чувствовала особой любви и внимания. Пьющая мать это клеймо! Одноклассники смеялись над ростом Люки, её одеждой, дырявыми колготками и вытянутыми с дырками на локтях кофтами. Папа всё время работал. Мама или работала или была в запое. Во время запоев она уходила из дома на одну-две недели, и Люка с братом были предоставлены сами себе. Люка сразу попала в компанию соседских ребят. Они знакомили девочку с селом, и однажды Люка влипла! В то время в селе построили новую каменную школу. Из старой деревянной перевести всё ещё не успели. Вот Люкины «друзья», дети из таких же бедных семей с пьющими родителями позвали её в старую школу. Там так интересно, столько всего можно взять! Это ничьё, всё равно выбросят. И она пошла. Помнит, что принесла домой много цветных карандашей. Уже дома поняла, что это воровство и как она объяснит родителям откуда у неё так много цветных карандашей. От страха Люка всё выкинула в уличный туалет. В начале учебного года Люку вызвали к директору. В деревне все про всех всё знают. Люка помнит, как ей было стыдно перед папой, а ему-то как было стыдно! Дочь-воровка! Вот так началась Люкина школьная жизнь в деревне. Потом она училась хорошо, без троек. Была активисткой! С теми ребятами уже не дружила, подружилась с девочкой из класса. В десятом классе Люкиным родителям вручили благодарственное письмо за хорошее воспитание дочери.

Но это потом! А сперва была травля со стороны интернатских ребят, когда Люка случайно на уроке физкультуры попала мячом в одноклассницу. Они Люку не били, просто обзывали и плевали в лицо, и куда придется. Интернатские-это ребята из окрестных деревень. Они жили в школьном интернате, домой ходили только на выходные. Было время, когда бывшие «друзья» дразнили Люку «дочь воровки» якобы за то, что её мама у кого-то из них украла белые гольфы чтобы Люка пошла на первое сентября. Мама часто посылала Люку занимать деньги у соседей на школьную столовую, потому что всё что зарабатывал отец она пропивала, раздавала долги или покупала себе платки, наряды, серёжки. У них всё время не было денег! Люка помнит, что все время хотела есть. Весной ела листики смородины. Летом сочную траву. Один раз съела дуст, Люке казалось, вот она умрет ненадолго, и родители перестанут ссориться, мама перестанет пить, папа не будет маму бить, и все у них будет хорошо! Слава Богу Люка не умерла! Родители девочки ничего не узнали, всё осталось по-прежнему. В седьмом классе Люка хотела замерзнуть. Легла в снег, долго лежала и пыталась заснуть. Не помнит, что ей помешало, наверное, Господь спас! Дело в том, что их класс впервые пригласили на ёлку старшеклассников. Девчонки на переменах обсуждали кто в чем пойдет. Люка одна сказала, что на ёлку не пойдёт и стала предметом насмешек. Люке нечего было надеть. От слова совсем! Во время праздника Люка ходила к спортзалу (она жила не далеко от школы, мероприятие проходило в школьном спортзале) сидела в снегу под окнами и слушала как веселились ребята. После ёлки ей, конечно, ещё долго рассказывали, как там было хорошо и весело, что Люка дура что не пошла, но она ведь не могла сказать почему не пошла, ей было стыдно! В старших классах Люка много читала, уходила с книгой на речку, залазила на дерево и читала. Любовь к книгам у Люки была от родителей, папа много читал, он всё время просил принести книги из библиотеки, они читали с ним книги по очереди. Мама тоже любила читать сказки, когда не пила. Папа читал каждый день после работы.

В десять лет Люке пришлось научиться доить корову. Папа работал. Когда мамы не было дома доить приходилось девочке. Она пасла коров. Встречала вечером, провожала рано утром. Кормила остальных животных. Один раз по «её вине» утонула овца. Овца была привязана у речки, как-то запуталась в верёвке и утонула. Люка не знает почему не привела овец домой, может не сказали, может забыла. Люке было лет десять, в тот вечер девочка проснулась от ора отца, он тогда замахнулся на дочь кипятильником, спасибо не ударил, но фобия перед кипятильником с тех пор у Люки точно осталась. До сих пор Люка не может понять почему виновата в гибели овцы она.

Люка очень любила отца. Те редкие моменты её детского счастья связаны именно с ним. Жареная картошка, которой отец их кормил во время загулов матери, красочные книги, которые он привозил дочери из командировок, редкие, но весёлые игры. Отец был сильным, дочь чувствовала в нем защиту. Однажды, когда мать была в очередном загуле дочь пошла её искать в общежитие для рабочих. Нашла, но временный ухажер матери ударил Люку по лицу и выгнал из общежития. Она вернулась домой испуганная и в слезах, рассказала всё отцу. Отец, рассвирепев пошел и избил обидчика. Вообще девочке частенько приходилось искать мать по злачным местам. Однажды бабушка со стороны отца подговорила Люку выбить окна у очередного хахаля матери. И Люка разбила стекла бросив камень.

Люка постоянно находилась на грани, с одной стороны она была очень увлеченной девочкой, мечтательницей, очень хотела стать певицей, коллекционировала марки, фотографии артистов, много читала. С другой стороны она легко поддавалась влиянию со стороны и не всегда хорошему.

За всю жизнь отец два раза ударил свою дочь. Один раз во время грозы Люка ушла гулять в лес с друзьями, отец бегал искал её по деревне. Когда Люка пришла домой он ударил её два раза ремнём по заднице за то, что в грозу её не было дома, а он волновался. Второй раз ударил за то, что дочь рассказала матери про него и другую тётю, с которой папа закрылся дома. Мать была тогда в загуле, отец привел домой женщину. Конечно, родители изменяли друг другу. Мать, будучи в запоях жила у разных мужчин. Отец тоже позволял себе, но домой привел один раз. Люка проговорилась матери и отец за это её ударил. Один раз по лицу, и она запомнила на всю жизнь, ничего не рассказывать родителям друг про друга, всё равно виновата будет она.

После каждого запоя мать приходила домой и начинала снимать шторы говоря отцу что уходит от него. Отец страшно избивал мать, бил, отливал водой и снова бил. Однажды, мама пыталась покончить с собой выпить уксусную кислоту. Люка вовремя сказала отцу, и он успел выбил бутылку из её рук, мама обожгла кислотой руки, но хоть осталась жива. Часто дочь пыталась разрядить обстановку в семье, рассказывала смешные истории, устраивала концерты «по заявкам тружеников сельского хозяйства» когда родители ругались Люка начинала петь для них песни и родители начинали смеяться и мирились.

Будучи взрослой женщиной, Люка не может вспомнить чтобы мать хотя бы раз говорила ей что любит её. Если родители ругались мать вымещала злобу на дочери. Часто это выражалось в том, что она садила дочь и начинала проверять её голову на предмет вшей. Делала это грубо и больно. Если заплетала волосы, то очень туго, всё время дергая за них. Мать часто говорила дочери «когда я умру вы отцу будете не нужны». Повзрослев, Люка не могла поделиться с матерью, поговорить. Мать по пьяни рассказывала все дочкины секреты собутыльникам. Люка поняла, с матерью говорить ни о чем нельзя. Не получала от матери моральной, тем более материальной поддержки. Всему училась сама и всего достигала сама.

В старших классах Люка влюбилась в приезжего инженера. Он был старше на двенадцать лет. Сразу начал красиво ухаживать, дарил цветы и дорогие подарки. Отец разрешал гулять до двенадцати часов. Мать покрывала Люку, когда она приходила домой под утро. В десятом классе Люка забеременела. Когда все одноклассники и подруга поехали учиться Люка вышла замуж. Через девять с половиной лет ушла от мужа окончательно. Опорой и поддержкой дочери был отец. Люка редко навещала родителей. Больше времени проводила с подругами часто со спиртным. Вышла замуж во второй раз. И к родителям заходила всё реже. Новая родня не признавала мать-пьяницу. Люка стыдилась её. Ненавидела, считала, что мать её позорит.

Мать Люки умерла неожиданно в пятьдесят четыре года от тромбоэмболии лёгочной артерии, в селе, конечно, говорили «запилась». Когда матери не стало Люка поняла, что потеряла. Сейчас не проходит и дня чтобы Люка не вспоминала свою мать, мысленно просит у матери прощения. Отец почти сразу стал жить с другой женщиной. У неё большая семья, очень большая дружная родня. Она, конечно, приглашала Люку в гости, но родня новой жены отца реагировала на присутствие Люки не очень гостеприимно. Отец заходил к Люке четыре раза в год. Первого января, на день рождения Люки и внуков. Люка понимала, что слова матери о том, что «вы отцу будете не нужны» небезосновательны. У него была другая семья, другие ценности и интересы, умом Люка это понимала, но сердцем нет.

Прошло двадцать лет. Люка много работала, её дети выросли. С отцом Люка виделась очень редко. Отец стал вспоминать о Люке, когда у него начались проблемы со здоровьем. Он уже не мог ходить с женой на праздники к многочисленной родне, часто оставался дома один. Ждал, когда дочь придет в гости, а у Люки на первом месте была работа, дети, муж и обида. Обида на отца. Ей казалось, что отец предал её, что последние двадцать лет он не нуждался в дочери и внуках.

Последние месяцы жизни отца Люка ходила к нему каждый день. Она успела попросить у него прощения, успела сказать, что прощает его за все, что любит его и что он был хорошим отцом! Смерть отца Люка пережила легче, о матери жалеет каждый день.

Продолжение следует.