«Почему я ушел из UFO? Фил Могг ударил меня». В возрасте всего 17 лет юный гитарист присоединилась к сумасшедшей рок-группе. Теперь он рассказывает об их бурных годах — и о том, будут ли они гастролировать снова
Ян Уинвуд, The Telegraph
Решение Михаэля Шенкера присоединиться к UFO в 1973 году было браком по расчету. Музыканту, родившемуся в Сарштедте, тогда было всего 17 лет. Будучи участником немецкой рок-группы Scorpions, в которой он играл на соло-гитаре вместе со своим старшим братом и ритм-гитаристом Рудольфом Шенкером, он говорил о своих планах сбежать, если какая-нибудь английская группа захочт воспользоваться его услугами. Не имело значения, кто это будет или какую музыку они будут играть; его даже не волновало, что их состав частично состоит из сумасшедших. Он просто так хотел.
«Это должна была быть Англия», — говорит мне Шенкер. — «Потому что в Германии никто не понимал, что я делал на своей гитаре. Но в Англии... У каждого гитариста был свой собственный стиль, что было увлекательно. Так что Англия — это то место, где я хотел быть, потому что я хотел быть художником».
«[Я хотел] самовыражаться и делать это для развлечения; не для соревнования или чего-то подобного, а просто для удовольствия. Это то, что лежит в основе моей работы: удовольствие от фактического составления нот. Это то, что меня увлекало, и Англия была тем местом, где нужно было быть».
Этот союз был настолько плодотворным, что Михаэль Шенкер сделал то, что он обычно ненавидел делать — он оглянулся назад. Вышедший на прошлой неделе альбом «My Years With UFO» демонстрирует, как 69-летний теперь уже мэтр пересматривает материал с таких пластинок, как «Phenomenon», «Lights Out» и «Obsession» с целой толпой приглашенных вокалистов. Среди них Эксл Роуз из Guns N' Roses, Ди Снайдер из Twisted Sister, бывший участник Rainbow Джо Линн Тернер и Джои Темпест, фронтмен Europe.
«Я не оглядываюсь на прошлое», — говорит Шенкер. — «Но я заметил, что моя жизнь как художника представляла собой череду событий, связанных с моей миссией, которая всегда заключалась в чистом самовыражении, настолько чистом, насколько это возможно. Я всегда оставался верен себе».
Михаэль Шенкер не всегда прост в общении. Он общается по Zoom из Америки, говорит, что он в развлекательной поездке, но отказывается назвать город, в котором находится. Он говорит мне, что не слушает музыку, не читает музыкальную прессу и не заглядывает в интернет — такая дребедень, объясняет он, только разбавит его неутомимый поиск художественного индивидуализма.
Пребывая в этом состоянии идеальной изоляции Шенкер утверждает, что долгое время не замечал даже огромной тени, отбрасываемой его стилем игры. Поочередно мелодичный и раздражающий, с точки зрения влияния на последующие поколения соло-гитаристов, только об Эдди Ван Халене знающие люди отзываются с большим почтением. Такие музыканты, как Майк Маккриди (Pearl Jam), Кирк Хэмметт (Metallica), Даймбэг Даррелл (Pantera) и Джордж Линч (Dokken) — вот лишь некоторые из них — преклоняются перед человеком, который, кажется, едва знает об их существовании.
«Я никогда не зацикливаюсь на этом», — говорит он мне. — «Я не знал этого до середины 90-х, когда мне сказали, на скольких людей я повлиял. Я не знаю, почему мне потребовалось так много времени, чтобы узнать об этом, или чтобы я вообще выслушал людей. Я не знаю. Я мало общаюсь с людьми. Я был в другом мире. Я покинул орбиту. Я был в другом месте».
По всей вероятности, так было всегда. Переехав в Лондон в начале 1970-х, Шенкер, с его ограниченным знанием английского языка, не мог понять грубые оскорбления, которые бросали в его адрес товарищи по группе. В более поздние годы добродушный барабанщик Энди Паркер, сам являвшийся объектом множества шуток, сказал ему: «Майкл, если бы ты знал, что они [говорят] о тебе, тебе бы это не понравилось».
Или, возможно, ему было бы все равно. По мере того, как группа набирала обороты в Европе и Соединенных Штатах, стремление Шенкера к совершенству превратилось в демона, который никогда не спал. Пока другие поддерживали себя в сознании с помощью освежающих напитков в порошкообразной форме, немец удалялся в свой гостиничный номер, чтобы послушать записи концертов, записанные с пульта звукорежиссера, которые закончились всего час назад. Его не особо волновало, что происходило перед сценой. Казалось, он даже не замечал, что площадки, на которых выступала группа, увеличивались в размерах.
«Я никогда не смотрел на успех», — говорит он. — «Я никогда не смотрел на то, кто был в группе, на самом деле. Я вообще ни на что не обращал внимания. Я был просто в музыке». И снова это чертово «личностное развитие» стало разделительной линией между ним и остальной группой. «Я заметил, что Фил (Могг — вокалист. ред.) сказал, например, после альбома "No Heavy Petting" [1976 года]: «Если этот альбом не будет успешным, я уйду». Я подумал: "Фил, чего ты хочешь?"... Я следовал своему личному видению, которое заключалось в том, чтобы стать артистом и развиваться как ведущий гитарист настолько, насколько я смогу».
Достаточно сказать, что эта особенность отличала его от остальных участников группы. Согласно мемуарам Уэя — «A Fast Ride Out Of Here: Confessions Of Rock's Most Dangerous Man» — во время одного тура по США, обнаружив, что они могут списать нелегальные наркотики на «медицинские расходы», UFO чуть не довели своего бухгалтера до инфаркта, когда он узнал, что на это было потрачено 20 000 долларов. Со своей стороны, Уэй (Пит — бас-гитарист. ред.) был, пожалуй, архетипичным рок-н-рольным животным. Как однажды выразился не кто иной, как Оззи Осборн, «Они называют меня сумасшедшим, но по сравнению с Питом Уэем я не в своей лиге. Он е**нутый псих».
«Коку можно было найти повсюду [sic] в Америке, и я стал особенно искусным в определении наркоторговцев, которые хотели бы отправиться с нами в дорогу», — писал Уэй. — «По прибытии в новый город первым делом я выяснял, кто тот парень, который мог бы принести кокаин прямо в наш отель. Было бы большой трагедией, если бы никого не было рядом, но [это было] редким случаем».
Хотя такое поведение было типичным для молодых рок-групп 1970-х годов, решимость UFO выйти за рамки привычного выбила из колеи их молодого ведущего гитариста.
«Дело в том, что Фил Могг привык драться с людьми», — рассказывает мне Шенкер. — «Постоянно. Я видел людей, истекающих кровью, я видел, как Фил бил [кого-то] слева и справа, слева и справа, как падаль, и это страшно. Очень страшно. Однажды я сказал ему, во времена "Obsession" [в 1978 году], "Фил, если ты когда-нибудь меня ударишь, я уйду из группы". И он ударил меня — я думаю, просто ради забавы, потому что он хотел это выяснить — поэтому я ушел из группы».
Со своей стороны, Могг, который признается, что несколько задирался, описал эту стычку как «борьбу нанайских мальчиков». Но, продолжает гитарист, «я также чувствовал, что пришло время уйти, потому что мое развитие как гитариста по сути подошло к концу».
Заботились ли о молодых музыкантах должным образом в музыкальной индустрии 1970-х? Шнекер отвечает без колебаний: «Нет, ни в коем случае. В конечном итоге вы зарабатываете деньги для жадных до наживы людей. И я заметил, что они будут переступать через трупы. Для них это не имеет значения. Дело в том, что музыканты очень уязвимы. На этой планете есть куча людей, которые хотят [эксплуатировать] этих уязвимых людей, злоупотребляют ими и добивают их».
Когда группа достигла среднего возраста, UFO, казалось, были полны решимости продолжать совершать ошибки. После повторного присоединения к группе в 1990-х годах все более нестабильные отношения Майкла Шенкера с английским составом распались после выступления в Manchester Apollo, подробности которого остаются отрывочными. В своей книге Пит Уэй настаивает, что немец продолжал кричать слова «ты п****а» в лицо Филу Моггу.
Хотя он и не отрицает эту версию — «кто знает? Я не зацикливаюсь на историях», — говорит он, — Шенкер утверждает, что он ушел из группы, потому что Уэй продолжал топтаться на месте и заглушал его ноты так, что «[он] не мог играть». В любом случае, это было едва ли поучительно.
Возможно, неизбежно, что в длинном списке вокалистов, которые появляются на «My Years With UFO», заметно отсутствие самого Фила Могга. Шенкер говорит, что он обратился к своему старому коллеге по группе — который, помимо того, что ему было 76 лет, в прошлом году перенес сердечный приступ — но подозревает, что запрос был заблокирован командой менеджеров певца.
«Я слышал, что кто-то спросил Фила, обращались ли к нему, и он сказал нет», — говорит он. На вопрос, не хотел бы он отправиться в тур в поддержку альбома с Моггом в качестве фронтмена, он отвечает: «Почему бы и нет? Если бы он был готов, то почему бы и нет?»
Но, может быть, лучше просто оставить все как есть. Несмотря на то, что UFO пользуются популярностью у своей хардроковой аудитории, их часто ненадежный состав сбивает с толку, это означает, что наследие группы не совсем находится в одной компании с такими рок-титанами как Led Zeppelin, Deep Purple и Black Sabbath.
Однако, несмотря на свою репутацию эксцентричного человека, похоже, похоже, что только их странствующему немецкому гитаристу удалось не упустить приз. Мотивируемый не успехом, деньгами или положением, не говоря уже о наркотиках и сексе, его награда была поразительно простой: делать все, что он хочет, когда он хочет. Остальное — просто подливка.
«Если вы делаете что-то, что далеко от стереотипа, то путь будет долгим», — говорит Михаэль Шенкер. — «Мне удалось 50 лет оставаться верным себе... Я был и все еще остаюсь в этой миссии чистого самовыражения».
Он заключает: «Я стал знаменитым и успешным и имел все это, не делая ничего, кроме как оставаясь самим собой. И это было очень комфортным для меня достижением».
Альбом «My Years With UFO» Майкла Шенкера уже вышел