Всё больше девушек находят желание и понимают потребности младенцев, поэтому отваживаются на естественное кормление. В этом процессе вторая по значимости тема — окончание вскармливания. Решила начать с личного опыта.
Ожидание самоотлучения
После года прочитала пару книг и решила, что буду кормить для самоотлучения. Учитывая мой багаж разделяющей дисциплины, много нехороших автоматизмов в отношениях с ребёнком, я сознательно компенсировала грудным вскармливанием поломанный язык физического контакта, один из языков любви.
Я снабдила себя знаниями о прекращении без травмирования ребёнка и смиренно ждала, когда дочь начнет тихонечко дозревать эмоционально. Но, учитывая, что она высокочувствительный ребёнок, я и не надеялась, что это событие произойдет раньше 5 лет. Я периодически отвечала на недалекие вопросы родственников, типа
А молоко-то у тебя ещё есть? Или она так просто балуется?
И демонстрировала выделение, давая понять, что пролактин ещё вырабатывается, эстроген нет, поэтому никакого возбуждения при кормлении я не испытываю.
Реальность
Не знаю почему, но в какой-то момент я начала периодически интересоваться у дочи идет ли молоко. И в 3,1 она сказала, что нет.
Смятение накрыло меня. Из теории я понимала, что отлучать важно постепенно, чтобы без последствий для обеих. В среднем период отлучения длится 5-6 месяцев.
Я проверяла сама и понимала, что требуется минута, чтобы вышла хотя бы одна капля. Стала чаще прикладывать в золотые часы с 4 до 8 утра, но все было тщетно.
Почему так произошло
Сначала разберемся в причинах остановки лактации, а потом расскажу о сворачивании ГВ без последствий.
Последние полгода до естественного прекращения у дочери сильно сократились прикладывания в золотые часы. Сначала в неделю она пропускала два-три дня. Эти дни увеличивались и в последний месяц заметила, что она прикладывается максимум раз в неделю.
Честно говоря, и накопленная к тому моменту усталость от прерывающегося сна, тоже давала сбой в кормлении, и я не настаивала.
Даже когда пыталась разогнать снова лактацию и специально просыпалась в 4 утра, дочь прикладывалась максимум на 15-20 минут, а потом отворачивалась.
Думаю, для тела с особенностями щитовидной железы и компенсируемым гормонами АИТе в анамнезе, это стало прямым сигналом к остановке выделения молока.
Схема прекращения ГВ
По сути, к моменту остановки лактации прикладывания остались только на сон со мной. Ситуация осложнялась тем, что завершаться нужно не за неделю и даже не за два месяца. Для себя определила срок в три. И пока составила план действий, дочке было 3,2 года.
Если честно, в курсе, который я проходила, была подробно описана механика сворачивания. Но она не отвечала на тревоги. То есть для меня в завершении было два процесса: физиологический и психологический.
Психологический выражался в беспокойстве:
- Сосательный рефлекс. Было беспокойство по поводу его угасания прежде окончания грудного вскармливания. Вычитала, что рефлекс угасает около 2-х лет.
- Физический контакт в момент успокоения. Да, я относилась к тем матерям, которым было проще дать грудь. Поэтому мне было важно научиться успокаивать по-другому.
- Длительность окончания. В осознанном сворачивании в течение 6 месяцев малыш даже не понимает, что происходит. Постепенное завершение тихонечко сокращает прикладывания, в которых последними сокращаются ночные кормления. А у меня уже ночных, по сути, не было. И важно было перевести грудь на сон на альтернативную поддержку в засыпании. При этом нужно было растянуть этот процесс.
Исходя из описанных задач моя тактика была такой:
- Первый месяц я посвятила замене ГВ при поддержке. Когда она ударилась, когда ей нужен телесный контакт, когда она чем-то недовольна, когда устала и капризничает, когда что-то хочет и ей нельзя. Освоила технику принятия и «оставалась с одной стороны двери».
- Второй месяц перевела с груди на ритуалы перед дневным сном.
- Третий месяц убрала подутренние кормления.
- Четвертый месяц ввела ритуалы на ночной сон. Тут еще появилось правило — 5 минут, если больше не могу терпеть. Скажу честно, последний месяц дался трудно. Пролактин перестал вырабатываться и было сильное раздражение.