Рукопись из Мадридской Национальной библиотеки Испании 4616 (Codex Matritensis 4616), состоящая из 246 листов, на греческом языке, датируемая второй половиной XV века. Это составная рукопись, в которой собраны тексты на разные темы, главным образом научно-натуралистические и философские, скопированные (в основном) византийским композитором Константином Ласкарисом в разные годы его жизни. Один из фрагментов, написанных его рукой (листы 160-167), посвящённый пиону, приписываемый Диоскориду, приведен ниже.
Перевод с греческого проделан мной с адаптированного текста рукописи Карло Оресте Дзуретти в Catalogus codicum astrologorum graecorum, t. XI.2. CODICES SCORIALENSES MATRITENSES CAESARAUGUSTANI, Bruxelles, 1934, p. 164-167.
«Лист.160. Περὶ παιωνίας καὶ ὅσα ποιεῖν δύγαται.
О пионе и о том, что он может делать.
Это то, что римляне называли кастаном; Страна Пеония называлась из-за найденного там Пиона. Он преследует демонов и исцеляет всякое живое существо, если его измельчить и подмешать к пище.
А также изгоняет хищных зверей и дьяволов, данный с вином и медом, и спасает тех, кто был отравлен ядами, принимая пищу.
Если его носить, то владельцу не причиняется никакого вреда, если ему предлагаются яды: ибо он выпадает из рук у человека, который его приносит.
Помещенный в деревнях, он отвращает бедствия, бури и долгие зимы. И на кораблях, будучи привязанным, он прогоняет тьму и опасность разрушительной звезды.
Сохраняет же он всякого человека безгрешным, отвращает и от чумы, и всякий демон боится его и ярится; ибо он принадлежит архангелу, тому, кто властвует над демонами.
Исцеляется же и всякий человек от осквернения, грязи и страданий. Спасается же и от всякой болезни и встречного ветра на пути. А применение его такое: измельченный с медом, предлагается для печени, селезенки и живота, и пусть их будут растирать камнями в вине, а тем, кто страдает от лихорадки, в воде, а тем, кто страдает от ишиаса и болей в нервах, с оливковым маслом.
А для тех, кто вял и мечтателен, принимайте с черным морозником, для тех, у кого колики, принимайте с коралловыми травами и колиталой, для тех, кто не воздержан на язык, принимайте с миндалем в оболочках.
Мужской пион или глицизид γλυκυσίδη. Ранее так называемый у других народов; проторовон πρωτόροβον, оровадионом ὀροβάδιον, ороваксом ὀρόβαξ, кровоточащим αἱμάγωγον, мониеном µονίένιον, лаурантом λαύραντα, римляне называли кастан κάσταν.
У мужского растения листья как у грецкого ореха, а у женского растения листья разделены как у смирны, и некоторые из них выдают на конце стебля плоды, похожие на миндаль, из которых, когда они открываются, видны красные мелкие зерна в количестве 5 или 6 штук, схожие с зернами граната, а между ними черные.
Корень мужского растения толщиной с палец, длиной в ладонь, и имеет терпкий вкус. У женского растения имеется 7 или 8 корней в форме желудей, как у асфодели.
Его дают в виде сушенного корня женщинам, не рожавшим, а также выпивают стручок плода пиона размером с миндаль.
Тем, кто страдает от болей в желудке, помогает, если его выпить с вином, а также полезно при нефритах, желтухе и болях в мочевом пузыре.
Приготовленный на вине и принимаемый, он укрепляет живот. 10 или 12 красных зерен плодов, запитых черным крепким вином, помогают желудку. А разжеванные и съеденные детьми зерна пиона запитые водой, успокаивают и препятствуют началу камнеобразования в почках.
А черные зерна, употребленные с темным вином, в количестве 15 штук избавляют от кошмаров, истерического удушья и болей в матке.
Он растет на самых высоких горах и мысах.
И женское растение делает тоже самое. Оно также заботится о том, чтобы не разъярить ни человека, ни собак. Оно дается в корм птицам. Насморк уходит, когда оно принимается с пищей.
А тех, кто связан чарами, освобождай так: отварив листья в воде, промой отваром болящего и напои, и приложи листья ему на нос.
А берется растение так: очистившись три дня, подойди к этому растению рано утром и скажи трижды: "Радуйся, священное растение пион, ибо ты царь всех трав".
Когда солнце заходит, говори то же самое в течение трех дней, затем на четвертый день, когда солнце будет над землей, выкопай квадратом, отступая от травы на локоть, и обвяжи ее ветви, затем, тщательно выкопав, вытащи траву с корнями или привязав к ней собаку, ударь собаку, чтобы она вытащила её, положи траву в чистую ткань, а в яму положи медовый сок и золотую и серебряную стружку, и не засыпай место землей.
И когда все будет сделано, возьми траву и принеси в свой дом, положи священно на трехногий стол, украшенный цветами сезона, напротив него разожги угли и воскурив благовония скажи это заклинание;
«Слово вечного мира и неба, и Солнце всевидящее, здесь благоволите к святому и славному пиону, чтобы я всегда оставался с вашей силой, и чтобы она не покинула меня, и чтобы я имел её для спасения всех людей и здоровья, и укрепите её во всех моих делах: где бы я ни был в мире, который мне подчинён, да будет со мной, Господи Боже, Ияо, Ияо.»
Если же женское чрево не удерживает семя, то посеянное в землю божественное растение да будет живым. А той, кто не хочет рожать, да будет семя, вылито на улицу с пометом полулошади. А тем, кто в муках или в опасности, да будет семя, в масле, нанесено на пояс и живот, и да родят.
[л. 168.]Страус-троглодит — самая маленькая из всех птиц, за исключением так называемого василиска, живущий преимущественно в ущельях, так, как если бы у него были и хвост, и голова он четырехкратно разбивает камни в почках, а когда он сгорает, его пепел действует так же.»