В последние дни лета на Netflix вышел сериал “Каос” (анг. Kaos), от которого я ничего не ждала, настолько, что даже не посмотрела трейлер, и который оказался настоящей “жемчужиной” уходящего сезона. По лору сериала “события” греческой мифологии происходят в современном мире: Зевс и его семья на Олимпе господствуют над людьми, которые так же как и в древности боготворят (или ненавидят) богов, приносят им дары и соблюдают их заповеди. И лор - это первый плюс данного сериала. Если в детстве вы, как и я, любили греческую мифологию, данный сериал для вас обязателен к просмотру. Невероятно интересно разбираться в том, как устроен здешний мир, авторам удалось удачно вплести мифологию в современный быт и реалии.
История повествуется от лица Прометея, прикованного к скале (тут всё стандартно), и представляет собой своего рода “Рагнарёк”, да простят меня за использование аналогии из другой мифологии. К гибели богов, со слов Прометея, должны привести трое смертных - Эвридика (Ридди), Кеней и Ариадна (Ари), что оглашено в пророчестве. Зевс знает о пророчестве и медленно сходит с ума от паранойи, предпринимая попытки остановить его, тем самым лишь приближая свой конец. Но в отличие от скандинавского Рагнарёка здешний не такой пафосный: сериал - яркая трагикомедия, приправленная черным юмором, с невероятно интересными героями. Авторы берут за основу мифы и добавляют в них глубины человеческих переживаний.
Для меня любимой “главой” стал пересказ мифа об Орфее и Эвридике. Из-за того, что я не интересовалась сериалом до просмотра и не смотрела трейлер, для меня присутствие Киллиана Скотта стало приятным сюрпризом. Кажется, каждый сериал с его участием будет занимать отдельное место у меня в сердце. Прекрасный актер и к тому же, как оказалось, певец. По сюжету Орфей - популярный музыкант, именно строчки из его песни, посвященной Ридди, являются эпиграфом к статье: “Be the truth and be the myth Through the days and through the nights, Through the bitter life”. Если вам, как и мне было интересно, почему песня получилась настолько хорошей, её автор - Дэн Смитт из Bastille. Она надолго обосновалась у меня в плейлисте.
Ридди так же, как и в мифе, трагически погибает и Орфей настолько сильно любит её, что спускается за ней в Подземный мир. Только есть одно “но” - прямо накануне своей гибели Ридди решает уйти от мужа, потому что ей становится тесно в их отношениях, Орфей настолько поглощен самим фактом любви и ее воспеванием, что не замечает ничего вокруг, в том числе и свою возлюбленную. То есть Орфей спускается в Ад ради той, которая его больше не любит! Иронично, не так ли? И только Ридди обоснуется в новой роли в царстве мертвых, даже влюбляется в Кенея и наконец-то чувствует себя счастливой, как её муженёк появляется у нее на пороге, чтобы снова быть вместе! Восторг! И да, сериал сильно изменяет канон, если это так можно назвать, но делает это со всем уважением и вниманием к деталям. Например, когда Орфей и Ридди разговаривают, уже выйдя из Подземного мира, она просит его взглянуть на неё, и когда он наконец решается это сделать, они прощаются. Прямо как в мифе, когда Орфей оглядывается, чтобы увидеть Эвридику позади себя, хотя боги ему запретили это делать, и теряет ее навсегда. Только здесь вместо буквального возвращения в царство мертвых, она наконец решается с ним расстаться.
Вторая большая история сериала - “глава” об Ариадне, Минотавре и Крите - получилась не менее ироничной и душераздирающей, история о том, как вседозволенность и жестокость самопровозглашенных богов разрушает жизни простых людей. Отец обрекает первенца на животную жизнь из-за пророчества; мать,настолько поглощенная горем, что каждый год создает восковую копию погибшего сына; и взрослая дочь, выросшая с равнодушной матерью, сталкивается с жестокой стороной любящего её отца.
И, конечно же, нельзя обойти стороной “виновников торжества” - Зевса и его семью. Зевс, в исполнении великолепного Джеффри Голдблюма, - “ублюдок, каких ещё поискать” как его описывает Прометей, и очень харизматичный черт: абсолютно поехавший, ему чуждо хоть какое-то сострадание даже к близким людям, и в тоже время притягивающий своей искренностью и эскападами. Если вы видели хотя бы один фильм с Голдблюмом, то можете себе представить что это за герой. Гера, жена Зевса, получилась не менее великолепной. Сильная, умная и жестокая женщина, всегда добивающаяся своего, иногда силой, иногда хитростью. За токсичными семейными отношениями олимпийцев наблюдать ничуть не скучнее, чем за другими героями, тем более в сюжете нет ничего лишнего, даже наручные часы, которые Дионис умыкает у Зевса ради маленькой мелочной мести, сыграют свою роль в общей картине. Давно мне не было настолько интересно наблюдать не только за персонажами, но и за сюжетом. Я даже не могу выделить существенных минусов, сериал хорош в подаче, великолепные персонажи и актеры, великолепный саундтрэк. Единственное, что приходит в голову это собственно финал, и нет, он не плох, его попросту нет. Садясь за просмотр, я почему-то была уверена, что это будет законченный мини-сериал, и представьте моё удивление, когда история закончилась клиффхэнгером! Более того новостей о продлении нет, и это будет трагедия, если сериал не продлят, а такое ощущение, что его не продлят, особой рекламы и ажиотажа вокруг него нет. Тем не менее я очень надеюсь, что у сериала будет второй сезон: с нетерпением жду как Зевс будет выкручиваться из ситуации, как будет развиваться история дальше, жду появления Афины, Ареса и других членов семьи, жду возвращения в лор и нового взгляда на знакомые истории.