Кажется, все мы уже разобрались с тем, что в систематическом порядке нам необходимо выделять время на полежать, потупить в одну точку, поесть, поспать и так далее. От того, что мы выбрали крайне неординарную профессию, которая во многих кругах за труд как бы не считается (в кругах необразованных лохов, видимо), наши первичные физиологические потребности никуда не деваются. Банально, чтобы остаться в живых, нам необходимы еда, сон и периодический покой.
Окей, мы выспались, вкусно покушали, чувствуем себя в безопасности с близкими людьми. Что дальше?
Специфика нашей деятельности такова, что мы очень много отдаём в энергетическом, интеллектуальном плане. Любой творческий человек нуждается в первичном материале для своих произведений. И нет, я сейчас не про хорошую скрипку/нотную бумагу/глину. Без мысли и образа скрипка останется скрипкой, а глина - глиной. Ни мысль, ни образ не могут возникнуть из ниоткуда, наша Вселенная так не работает. Для отдачи качественной энергии надо её поглотить: чем разнообразнее первичные её варианты, тем лучше для результата.
И тут мы подходим к необходимости интеллектуального и активного (то есть не лежания в кроватке) отдыха. Мысль раскрыть эту тему пришла ко мне в тот момент, когда я лезла собственно по отвесному берегу горной реки, попутно болтая по переписке с другом о всяких концертах. Прозвучала шутливая фраза "Инга, ты заниматься приехала или по скалам лазить???" и я крепко задумалась, вспомнив те случаи, когда слышала подобное вовсе не в шутку.
Каким образом музыкант должен постоянно из себя вытаскивать доброе и светлое, если он банально не получает это доброе и светлое извне? Не получает материала даже от матушки природы?
Во-первых, у нас одна жизнь. Очень странно, согласитесь, не иметь намерения прожить ее сполна, не увидеть закаты и рассветы, не посетить потрясающий спектакль и не посмотреть любимый фильм во имя пары часов занятий (заниматься надо, но это НЕ ВАЖНЕЕ рассветов и спектаклей).
Во-вторых, если говорить с точки зрения профессиональной, а не общечеловеческой, лазание по горам и залипание на северное море необходимо для исполнения Сибелиуса, а посмотреть балет "Раймонда" или провести лето в деревне с полями и церквями необходимо для исполнения Глазунова. Это самые "шлягерные" примеры, вообще эта тема очень глубока, но в целом вы поняли.
Почему же я разделяю интеллектуальный и активный отдых?
Поход в музей или неспешная прогулка по парку явно являются видами интеллектуального отдыха. Это огромный ресурс для работников культуры и науки любых сфер, но всё же это не заменяет времяпрепровождения в активном отдыхе.
Под последним я имею ввиду как раз скалолазание, велосипед, походы и так далее. На самом деле, эти примеры больше являются слиянием интеллектуального и активного, чем непосредственно последним (как, например, поход в зал). Поскольку в поход, например, отправляются не столько ради того, чтобы убиться физически и стоптать все кроссовки, сколько ради слияния с природой. Весь кайф велосипеда не в усталых ногах, а в скорости и меняющихся пейзажах вокруг.
Необходимость такого активного отдыха конкретно для музыкальных исполнителей я лично вижу в том, что помимо духовного наполнения, ты ещё и развиваешься физически: повышаешь выносливость, укрепляешь сердце, лучше понимаешь своё тело в целом. Я очень благодарна своим родителям за опыт житья на необитаемом острове в Белом море (откуда у меня и потребность лазить по скалам), и своей маме за велосипедное детство и юность (летом было правилом ездить каждый день до озера на велике). Такая активность не только компенсирует наше нефизиологичное положение тела во время занятий, но и является поддерживающей тренировкой нашей силы для исполнения. Не знаю, смогла ли бы я играть сольники по полтора часа, если б не велосипед.