Я с некоторых пор очень осторожно отношусь к слову «реконструкция» (а для некоторых - Святая Реконструкция)
Есть метод Реконструкции, событие Реконструкции, Реконструкция предметов - все это как элементы имеют место быть, но полностью - едва ли в наших условиях. То, что обыватель уже привык называть реконструкцией, на деле - постановка, игра, маневры с разной степенью достоверности. И если специалист представляет, как непросто снять постановочный кадр реконструкции, то устроить действие, растянутое во времени с большим количеством униформированных участников - просто головная боль.
Дыхание реконструируемой эпохи обычно таково, что участники, надев на себя мундирный комплекс и снаряжение, совершенно теряются и многое пропускают, не придавая значения целой куче деталей: как носить, как стоять, как не стоять, как говорить и множеству прочих вещей, относящихся к теме. Со стороны это видно. И не только у новичков, но и у опытных участников процесса. Всё усугубляется, когда в изображении на поле действий исторического воинского строя выясняется, что понимание равнения и единообразия едва достижимо.
Обида берёт: как же так?! Столько усилий, чтобы пошить недешёвые замысловатые вещи, все их на людей надеть. Эти все кивера, каски, портупеи, ментики с этими, как их, лядунками. Выделить время для того, чтобы собраться в определённом месте в определённое время. А это все, на минуточку, ресурс, оторванный от себя, от семьи. И тут вдруг получается, что всё это может оказаться бездарно использовано?
"Ну, зато для себя поиграли. Ведь это наше...хобби!"
- Да, это Ваше хобби. Но тогда уже историческая реконструкция в её социальном применении становится... имитацией.
О проведении реконструкции баталии.
Опытный мой коллега, помню, хорошо сказал, что реконструкция баталии реконструкцией и не является. Где поражение участников? Кровь, раненые, убитые? - Без этого всего у нас реконструкция манёвров подразделений. Логично? - то есть можно реконструировать быт армии, смотр, марш, бивак, купание, даже голод - Ну, кому что)) Игровой момент неизбежен.
А если есть прямая задача на зрелищность, на привлечение зрителя, то не обойтись без условностей. Зритель реагирует своеобразно. Соседский юноша на мой вопрос: "Как тебе Бородинская реконструкция?" сказал, помню: "Жмуров мало. Неинтересно". Ну его можно было понять, как компьютерного бойца-игромана. С другой стороны, поражённые воины - это трагическое действие. Тут парень-то прав. Замечено, что зрители наблюдают с переживанием первые 2-3 атаки. Эти атаки могут быть разные. После, когда реконструкторы преспокойно потолкались и разошлись зрители теряют интерес и "покидают зал" (Речь о реконструкции наполеоники. В «средняхе» получил по кумполу - падай!)
Таким образом, при участии униформированных и снаряжённых людей-реконструкторов эпохи легко просчитывается протяжённость такого действа. По максимуму считаем: 3 и 3 (атаки неприятеля тоже считаем) атаки пехоты, 3 и 3 атаки кавалерии, плюс 3 и 3 обстрела по серии выстрелов в артиллерии. Вот и всё. Вот-то заказчик просил уложить действие в 25-30 минут:"Аа, брат, зритель-то потом и так уходит! Надо, брат, чтобы интересно было, а то, брат, скучно, говорят..." Добавим, что предполагалось участие 200 человек минимум на поле в 2,5 гектара. Сценарий я тогда, конечно, написал, правда, решено было всё проводить на другом поле побольше, площадью в 5 гектар. И те полчаса были отыграны по нему на 1/3 от всего сценария. Но, в целом, динамично, местами красиво, особенно в начале.
Подобное задание мне пришлось выполнить и реализовать в июне в Новоселицах на футбольном поле 70 на 100 шагов (0,7га), где было 80 участников, из которых 20 кадет в футболках и камуфляжах. На протяжении всего действия, которое длилось около часа, никто из зрителей не уходил, переживая всё до последнего момента. Как так получилось?
Обычно на Батальном Спектакле (я воздержусь от употребления термина «Реконструкция Сражения». Понятие «Эвент-Реконструкция» тоже не даёт полного определения того, что имеется в виду. Буду говорить просто, как художник) при изображении действия войск, основной упор делается на боевой манёвр вблизи неприятеля и стремление сойтись в штыки.
Со стороны это выглядит обычно как схождение отрядов по 10-40 человек на дистанцию в 50-30 шагов для пальбы из ружей. И обычно это игра "в кораблики" отдельных командиров. Эдакое «плавание» по полю группок и избирательные поединки с пальбой. Счастье, если есть необходимые для того шпиленые макеты ружей. Часть групп выходит с петардными ружьями. Встречаются группы, которые сплошь состоят из знаменосцев и музыкантов.
Был случай, когда русский сводный батальон в 30 человек вышел под десятком знамён. То есть из трёх взводов самым многочисленным был знамённо-музыкальный. Смотрелось это странновато)
Главное требование от создателей подобного действа сводится к защите батареи своей артиллерии и выбиванию противника с той же батареи. Огневой и штыковой бой, как и столкновения с кавалерией противника, происходит спонтанно и по случаю. То есть, когда пехота не занята прикрытием батареи, она буквально гуляет по полю в поиске приключений.
Не уделяется внимание таким вещам как:
- Устроение Исходного Рубежа: таковой важен, безусловно, как место, откуда начнётся выдвижение на поле боя.
- Выдвижение пехоты: перестроение из колонны в линию - это всегда зрелище.
- Построение всей пехоты в «о́рдер-де-бата́ль» (с фр. ordre de bataille) -боевой порядок: это тоже стоит увидеть с обеих сторон. Если такое и происходит, то по большей части случайно.
- Перестроение в каре при атаке кавалерии: не могут несколько групп выстроить одно каре. Сложнее этого только построиться обратно в линию.
- Взаимодействие с кавалерией: как правило, происходит случайно. Конница противника может выступить навстречу и проскакать мимо, а может внезапно повернуть, кстати, из любого строя (колонна, шеренга, лава, куча) на пехоту. Атака ли это? И командир пехоты не знает когда и как.
- Штыковой бой: обычно это выглядит как братание русских и французов. Такая тема требует проработки и организованного отхода. Зритель не понимает: вот самое ОНО началось, и вдруг ФСЁ! - все, качаясь, разбредаются.
- Барабанщики: не всегда понимают, что происходит. Теряются даже маэстро в гвардейском б-не. В армейских часто просто не знают: когда бить сбор, построение, дробь, как бить атаку. Цепочка «командир > команда > барабанщик > сигнал» оставляет желать лучшего.
- Потери: - главная головная боль. Бессмертные реконструкторы всё имитируют, имитируют смертоубийство - и всё им нипочём! Ну, я понимаю, такие мы красивые и вдруг - фу, падать?! - А ты так красиво и умирай!)) Есть инициатива отдельных командиров: по команде "Потери!" один-два бойца падают. Они какое-то время там и остаются. Когда к ним пропадает зрительский интерес, могут встать обратно в строй. Есть еще вариант, встать в строй, когда подразделение проходит через них. Перебор, когда внезапно падает весь строй, потому что "они так решили". Опять же, недоумение среди зрителей, когда они также бодро все встают.
Тема может быть проработана. Необходим простой алгоритм, влоть до выноса (сопровождения) раненых в тылы, формирования маршевых команд в том же лазарете и отправления их обратно в порядки полков. Только вот... тылов-то нет…
Необходимо организовать таковые. Определить места лазаретов - сбора и выхаживания раненых. Опять же, это большая часть войны. Зритель с интересом рассматривает любую медицину, а полевую хирургию особенно. Даже неудобно напоминать о роли медицины в современных боевых событиях... А, учитывая, что с обеих сторон имеются энтузиасты, - тема лазарета может быть успешно реализована. Опять же сработает национальная специфика: полевой киот, полковой иеромонах (в каждом полку числился таковой) - это даст и дополнительное время действия, и ближний план, обращённый к зрителю.
Я не пытаюсь, сказать, что вот я такой умник - додумался. Нет, конечно. В той или иной степени все варианты действий так или иначе были отыграны в разные годы на поле. Народ и активен, и инициативен. Проблема лежит в организации и предсказуемости действия. Всегда есть соблазн ожидания: вот-вот, еще немного и будет что-то поинтереснее. А там и конец гулянки)…
Продолжение следует…
Автор статьи: https://vk.com/id541744585
Редактор статьи: https://vk.com/assska15