Найти тему

Реконструкция? - нет, «Батальный спектакль»

Я с некоторых пор очень осторожно отношусь к слову «реконструкция» (а для некоторых - Святая Реконструкция)

Есть метод Реконструкции, событие Реконструкции, Реконструкция предметов - все это как элементы имеют место быть, но полностью - едва ли в наших условиях. То, что обыватель уже привык называть реконструкцией, на деле - постановка, игра, маневры с разной степенью достоверности. И если специалист представляет, как непросто снять постановочный кадр реконструкции, то устроить действие, растянутое во времени с большим количеством униформированных участников - просто головная боль.

Дыхание реконструируемой эпохи обычно таково, что участники, надев на себя мундирный комплекс и снаряжение, совершенно теряются и многое пропускают, не придавая значения целой куче деталей: как носить, как стоять, как не стоять, как говорить и множеству прочих вещей, относящихся к теме. Со стороны это видно. И не только у новичков, но и у опытных участников процесса. Всё усугубляется, когда в изображении на поле действий исторического воинского строя выясняется, что понимание равнения и единообразия едва достижимо.

Череповецкие клубы - самая дисциплинированная основа Великой Армии. Всегда Красиво идут - настоящая интеллигенция. Ещё бы! ВСЕ преподаватели и студенты Университета.
Череповецкие клубы - самая дисциплинированная основа Великой Армии. Всегда Красиво идут - настоящая интеллигенция. Ещё бы! ВСЕ преподаватели и студенты Университета.
Русская пехота на ВИЭ-24. Хоть и удачный снимок - о поведении в строю, о выправке, о ношении формы - это всё даёт впечатление строя.
Русская пехота на ВИЭ-24. Хоть и удачный снимок - о поведении в строю, о выправке, о ношении формы - это всё даёт впечатление строя.

Обида берёт: как же так?! Столько усилий, чтобы пошить недешёвые замысловатые вещи, все их на людей надеть. Эти все кивера, каски, портупеи, ментики с этими, как их, лядунками. Выделить время для того, чтобы собраться в определённом месте в определённое время. А это все, на минуточку, ресурс, оторванный от себя, от семьи. И тут вдруг получается, что всё это может оказаться бездарно использовано?

"Ну, зато для себя поиграли. Ведь это наше...хобби!"

- Да, это Ваше хобби. Но тогда уже историческая реконструкция в её социальном применении становится... имитацией.

О проведении реконструкции баталии.

Опытный мой коллега, помню, хорошо сказал, что реконструкция баталии реконструкцией и не является. Где поражение участников? Кровь, раненые, убитые? - Без этого всего у нас реконструкция манёвров подразделений. Логично? - то есть можно реконструировать быт армии, смотр, марш, бивак, купание, даже голод - Ну, кому что)) Игровой момент неизбежен.

А если есть прямая задача на зрелищность, на привлечение зрителя, то не обойтись без условностей. Зритель реагирует своеобразно. Соседский юноша на мой вопрос: "Как тебе Бородинская реконструкция?" сказал, помню: "Жмуров мало. Неинтересно". Ну его можно было понять, как компьютерного бойца-игромана. С другой стороны, поражённые воины - это трагическое действие. Тут парень-то прав. Замечено, что зрители наблюдают с переживанием первые 2-3 атаки. Эти атаки могут быть разные. После, когда реконструкторы преспокойно потолкались и разошлись зрители теряют интерес и "покидают зал" (Речь о реконструкции наполеоники. В «средняхе» получил по кумполу - падай!)

-4

Таким образом, при участии униформированных и снаряжённых людей-реконструкторов эпохи легко просчитывается протяжённость такого действа. По максимуму считаем: 3 и 3 (атаки неприятеля тоже считаем) атаки пехоты, 3 и 3 атаки кавалерии, плюс 3 и 3 обстрела по серии выстрелов в артиллерии. Вот и всё. Вот-то заказчик просил уложить действие в 25-30 минут:"Аа, брат, зритель-то потом и так уходит! Надо, брат, чтобы интересно было, а то, брат, скучно, говорят..." Добавим, что предполагалось участие 200 человек минимум на поле в 2,5 гектара. Сценарий я тогда, конечно, написал, правда, решено было всё проводить на другом поле побольше, площадью в 5 гектар. И те полчаса были отыграны по нему на 1/3 от всего сценария. Но, в целом, динамично, местами красиво, особенно в начале.

Подобное задание мне пришлось выполнить и реализовать в июне в Новоселицах на футбольном поле 70 на 100 шагов (0,7га), где было 80 участников, из которых 20 кадет в футболках и камуфляжах. На протяжении всего действия, которое длилось около часа, никто из зрителей не уходил, переживая всё до последнего момента. Как так получилось?

-5

Обычно на Батальном Спектакле (я воздержусь от употребления термина «Реконструкция Сражения». Понятие «Эвент-Реконструкция» тоже не даёт полного определения того, что имеется в виду. Буду говорить просто, как художник) при изображении действия войск, основной упор делается на боевой манёвр вблизи неприятеля и стремление сойтись в штыки.

Со стороны это выглядит обычно как схождение отрядов по 10-40 человек на дистанцию в 50-30 шагов для пальбы из ружей. И обычно это игра "в кораблики" отдельных командиров. Эдакое «плавание» по полю группок и избирательные поединки с пальбой. Счастье, если есть необходимые для того шпиленые макеты ружей. Часть групп выходит с петардными ружьями. Встречаются группы, которые сплошь состоят из знаменосцев и музыкантов.

Был случай, когда русский сводный батальон в 30 человек вышел под десятком знамён. То есть из трёх взводов самым многочисленным был знамённо-музыкальный. Смотрелось это странновато)

-6

Главное требование от создателей подобного действа сводится к защите батареи своей артиллерии и выбиванию противника с той же батареи. Огневой и штыковой бой, как и столкновения с кавалерией противника, происходит спонтанно и по случаю. То есть, когда пехота не занята прикрытием батареи, она буквально гуляет по полю в поиске приключений.

Не уделяется внимание таким вещам как:
-
Устроение Исходного Рубежа: таковой важен, безусловно, как место, откуда начнётся выдвижение на поле боя.
-
Выдвижение пехоты: перестроение из колонны в линию - это всегда зрелище.
-
Построение всей пехоты в «о́рдер-де-бата́ль»фр. ordre de bataille) -боевой порядок: это тоже стоит увидеть с обеих сторон. Если такое и происходит, то по большей части случайно.
-
Перестроение в каре при атаке кавалерии: не могут несколько групп выстроить одно каре. Сложнее этого только построиться обратно в линию.

- Взаимодействие с кавалерией: как правило, происходит случайно. Конница противника может выступить навстречу и проскакать мимо, а может внезапно повернуть, кстати, из любого строя (колонна, шеренга, лава, куча) на пехоту. Атака ли это? И командир пехоты не знает когда и как.

- Штыковой бой: обычно это выглядит как братание русских и французов. Такая тема требует проработки и организованного отхода. Зритель не понимает: вот самое ОНО началось, и вдруг ФСЁ! - все, качаясь, разбредаются.

- Барабанщики: не всегда понимают, что происходит. Теряются даже маэстро в гвардейском б-не. В армейских часто просто не знают: когда бить сбор, построение, дробь, как бить атаку. Цепочка «командир > команда > барабанщик > сигнал» оставляет желать лучшего.
-
Потери: - главная головная боль. Бессмертные реконструкторы всё имитируют, имитируют смертоубийство - и всё им нипочём! Ну, я понимаю, такие мы красивые и вдруг - фу, падать?! - А ты так красиво и умирай!)) Есть инициатива отдельных командиров: по команде "Потери!" один-два бойца падают. Они какое-то время там и остаются. Когда к ним пропадает зрительский интерес, могут встать обратно в строй. Есть еще вариант, встать в строй, когда подразделение проходит через них. Перебор, когда внезапно падает весь строй, потому что "они так решили". Опять же, недоумение среди зрителей, когда они также бодро все встают.

-7

Тема может быть проработана. Необходим простой алгоритм, влоть до выноса (сопровождения) раненых в тылы, формирования маршевых команд в том же лазарете и отправления их обратно в порядки полков. Только вот... тылов-то нет…

Необходимо организовать таковые. Определить места лазаретов - сбора и выхаживания раненых. Опять же, это большая часть войны. Зритель с интересом рассматривает любую медицину, а полевую хирургию особенно. Даже неудобно напоминать о роли медицины в современных боевых событиях... А, учитывая, что с обеих сторон имеются энтузиасты, - тема лазарета может быть успешно реализована. Опять же сработает национальная специфика: полевой киот, полковой иеромонах (в каждом полку числился таковой) - это даст и дополнительное время действия, и ближний план, обращённый к зрителю.

Я не пытаюсь, сказать, что вот я такой умник - додумался. Нет, конечно. В той или иной степени все варианты действий так или иначе были отыграны в разные годы на поле. Народ и активен, и инициативен. Проблема лежит в организации и предсказуемости действия. Всегда есть соблазн ожидания: вот-вот, еще немного и будет что-то поинтереснее. А там и конец гулянки)…

Продолжение следует…

Автор статьи: https://vk.com/id541744585

Редактор статьи: https://vk.com/assska15