Семейное разочарование – именно это лежит в основе дебютной полнометражной картины Никласа Ларссона «Диван для мамы», являющейся экранизацией романа «Mamma I soffa» шведского писателя Йеркера Вирдборга (до этого была выпущена другая киноадаптация его книги – «Чёрный краб»), хотя раньше этот фильм кажется основанным на театральной пьесе. Наверное, самой реалистичной частью сценария является демонстрация взаимоотношений между братьями и сестрой, так как остальное повествование, рассказывающее об отчуждении, представлено в форме аллюзий и метафор («Все страхи Бо»). Поэтому ближе к финалу «Диван для мамы» превращается в сюрреалистичное путешествие по бессознательному, что может снизить интерес многих зрителей к фильму, в которому актёрская игра – чуть ли не единственный положительный аспект. Что из себя представляет драмеди «Диван для мамы»?
Дэвид собирается на день рождения дочери, но сначала направляется на встречу с матерью и старшим братом Граффордом в мебельный магазин. Братья хотят приобрести комод для своей матери, но женщина усевшись на диван, отказывается с него вставать. Начавшись с такой абсурдной ситуации, сюжет приводит к размышлениям Дэвида о взаимоотношениях с матерью, с Граффордом и их сестрой Линдой!
Как я уже упоминал, «Диван для мамы» - первая полнометражная работа Никласа Ларссона, решившего взяться за проект с непростой темой, и который, видимо, вдохновлялся работами Ари Астера и Чарли Кауфмана. Стиль этих постановщиков виден невооружённым взглядом, и Ларссон пытается рассказать историю о сепарации протагониста от своей матери в сумасшедшем, запутанном и даже устрашающем формате. Но если вышеупомянутые режиссёры совершенствовали собственный стиль повествования, сохраняя при этом ясность сценария, то в «Диване для мамы» этот аспект провален. Проблема фильма в том, что он воспринимается, как две слабосвязанные короткометражки: первая – абсурдистская комедия, вторая – наполненная сюрреализмом драма о взаимоотношениях матери и сына. Весь сюжет разворачивается в течении одного дня, когда Дэвид пытается взять под контроль не только возникшее безумное обстоятельство, но и всю свою жизнь, начавшую постепенно разваливаться, оставшись в ловушке безвыходной ситуации. Иными словами, сценарий пытается казаться одновременно и метафорой, и хрестоматийным произведением, но одинаково терпит крах. Сюжету явно не хватает простоты, возможно, присутствовавшей в первоисточнике, чтобы расставить все точки над «i», поэтому лучшие моменты этого странного фильма связаны именно с актёрской игрой Юэна МакГрегора, Риса Иванса, Лары Флинн Бойл и Эллен Бёрстин.
Уже второй инди-проект в фильмографии Юэна МакГрегора оказывается довольно противоречивым в плане сценария, но впечатляет игрой актёров. Отношения его героя с матерью были напряжёнными всю жизнь, что отражается на его семье. Его отношения с братом и сестрой оставляют желать лучшего, но трио актёров Юэна МакГрегора, Риса Иванса и Лары Флинн Бойл великолепно, хотя сценарий выделяет именно персонажа МакГрегора, проходящего через сильные эмоциональные потрясения, узнавая много нового о семье (например, что трое детей были рождены от трёх разных мужчин). Позже в повествование вводят братьев-близнецов, сыгранных Ф. Мюррэй Абрахамом, через призму которых авторы демонстрируют, насколько братья могут быть одинаковыми, настолько и разными.
«Диван для мамы» можно отнести к камерным проектам – действие фильма практически не покидает пределы мебельного магазина. Сильно виден контраст между жанрами - резкий переход от комедии абсурда до сюрреалистичной драмы.
Актёры и персонажи.
Дэвида, Граффорда и Линду сыграли Юэн МакГрегор, Рис Иванс и Лара Флинн Бойл;
Роль их матери блестяще исполнила Эллен Бёрстин.
Итог: это – проходное кино (5,5 из 10). «Диван для мамы» позиционировался, как незамысловатая комедия, в основе которой взаимоотношения между матерью и детьми, но оказался специфичной драмой, ориентированной не на массового зрителя. «Диван для мамы» может понравиться любителям работ Ари Астера и Чарли Кауфмана, ведь сегодняшний фильм – метафоричное изображение абсурдной ситуации, как неспособность протагониста двигаться дальше!
Благодарю за прочтение! Всем добра!
#кино#фильмнавечер#новинкакино#фильм2024#драма#комедия#экранизация