Зоя была настоящей свекровью, даже, я бы сказала, свекрухой, свекрушей. Она отличалась несдержанностью, бесцеремонностью и упрямством.
Жила она далеко от своего сына, поэтому приезжала в гости нечасто. Но когда она появлялась, её невестка Марта, работавшая медсестрой в местной больнице, теряла всякий покой. Она старалась реже приходить домой, брала ночные подработки и всячески старалась избежать её общества.
В поликлинике все знали, что когда у Марты гостит свекровь, она становится рассеянной и несобранной. У неё всё валилось из рук, она могла перепутать назначения и вздрагивала от каждого громкого звука. Коллеги удивлялись, чем так страшна свекровь.
Однажды Марта рассказала:
— Что бы я ни сделала, всё не так. Не так убираю, в доме вечная грязь. По всем шкафам пройдётся, всё откроет, везде залезет. С её сыном тоже обращаюсь не так. Не то подала, не тогда подала, плохо погладила рубашку. А о готовке и вообще нечего говорить. Она мне так и говорит:
— Криворукая и рукожопая.
Марта тяжело вздохнула и продолжала:
— Однажды я ей сделала подарок на 8 Марта. Денег особо не было, так я ей купила экибану. Туда были вставлены и искусственные цветы. Что же потом было… Свекровь кричала, что только покойникам дарят искусственные цветы. Нет, пока она в гостях, я домой не пойду, — закончила Марта.
Я тогда подумала: «Господи, как мне повезло. Спасибо тебе, что жизнь свела с адекватными людьми».
Немного погодя у Марты родился сын Димка. Он лежал в кроватке сердитый, брови хмурил — ну вылитая свекровь. И конечно, свекровь не заставила себя ждать, тут же появилась на пороге со словами:
— Я буду у вас жить. Вы молодые, ничего не знаете, ещё уморите ребёнка.
Именно свекровь заставила назвать ребёнка Димой, в честь её отца. Запугала педиатра, выгнала патронажную медсестру, довела Марту до нервного расстройства, которая, не выдержав, вызвала участкового. Тот предложил ей отбыть по месту регистрации. Угрожая и крича, свекровь уехала, твердо уверенная, что эта дурочка угробит ребёнка.
Но несмотря на грозные прогнозы свекрови, Димочка быстро рос и развивался. Так как родители работали и Марта тоже вышла рано подрабатывать в ночные смены, он как-то сам и между прочим, освоил горшок. Рано, месяцев в девять, встал на ножки и пошёл. А к двум годам заговорил чисто и как-то рассудительно. От его вопросов не знали куда деться взрослые, когда пришёл период «Почемучки».
— Зачем нужны улыбки? Почему глаза два, а рот один? Почему вода мокрая?
Люди, слушая Димку, терялись и пророчили ему большое будущее. А вот со злой и своенравной бабушкой Димка разобрался тоже в два счёта. Он раскусил её очень быстро.
Однажды, в очередной раз нагрянув в гости, баба Зоя, крича и громко возмущаясь, критиковала шторы, которые купила Марта. А Марте они очень нравились. Светлые, плотные, они хорошо прятали дневной свет и солнце, чтобы Димочка мог спать в дневное время. Но свекровь кричала, что шторы светлые и это непрактично.
Четырехлетний Димка, выслушав бабкину истерику, схватил её сумки и потащил к двери.
— Димочка, ты куда тащишь мои сумки? — закричала баба Зоя.
— Ты кричишь на маму, ты приехала к нам без любви. Уезжай! — говорил тихо и спокойно Димка. Никто не смог его в этом переубедить. Он был непреклонен.
Свекровь уезжала с криками:
— Настроили ребёнка против меня, ироды!
Но Димка сунул ей в лицо только что подаренную машину.
— Уезжай. Не нужны мне твои подарки. И научись себя хорошо вести.
Свекровь визжала, но Димка выпер её за дверь.
Потом, когда Димка пошёл в школу, он стал для неё находкой. Рассудительный мальчик с несомненно лидерскими качествами. Сначала он был старостой в классе, потом в студенческой группе, а потом в профсоюзе больницы. Из Димки получился не только хороший руководитель, но и отличный врач. О таких говорят: "Успевает всюду и везде".
Говорят, что устами младенца глаголит истина. Это действительно так. То, что не удавалось сделать Марте, а именно расставить свои границы в отношениях со свекровью, сделал её четырёхлетний сын. Нельзя упрекать Марту. Как она росла, в какой семье — это история. Все мы люди разные. Но я думаю, что на хамство нужно отвечать только хамством. А вот это: "Ударившему тебя по щеке, подставь другую щеку. И отнимающему у тебя одежду, не препятствуй взять рубаху" — это не про меня.
А вы что думаете на этот счёт?