Мегрэ сердится
Мегрэ на пенсии, живет с женой в своем доме в провинции.
Однако однажды к нему заявляется старая дама, требуя от бывшего комиссара расследовать одно дело. Накануне в доме произошла трагедия: утонула внучка Манита, дочь Шарля Малика, которой старая дама хотела завещать все, что у нее есть.
Фамилия дамы была Амарель. Амарель и Кампуа – это песчаные карьеры и буксиры. Это люди с большими возможностями и большими гонорарами. Мегрэ под влиянием настойчивости старой дамы отправился в особняк. Там он встретил своего лицейского приятеля Эрнеста Малика, который получил кличку «сборщик», потому что его отец был сборщиком налогов.
Тот вел себя панибратски и всем видом показывал, что старая дама просто выжила из ума.
Эрнест позвал Мегрэ на обед, на котором присутствовали его сын Жан Клод и жена. За это время бывший комиссар составил представление о том, что отношения в большой семье весьма странные. В момент обеда кто-то убежал из дома, из-за чего Эрнест вскочил и бросился в погоню. Это был младший сын Эрнеста, который, по мнению отца, совсем не похож на Маликов.
Разговоры с местными жителями подтвердили опасения Мегрэ: не все так просто с этой семьей. Шарль Малик, отец погибшей девочки, тоже пытался убедить бывшего комиссара, что произошедшее – всего лишь несчастный случай и что бабушке верить не надо.
Все настолько против расследования и ковыряния в прошлом, что в Мегрэ по дороге из замка в гостиницу стреляли. И бывший комиссар понял, что все еще хуже, чем он думал.
Мегрэ при этом интересуется, где сын Эрнеста. В конечном итоге поиски приводят к подвалу, где спрятан мальчишка. Отец готов на все, чтобы сохранить свое лицо. Парень потрясен и напуган, ничего не говорит, однако бывший полицейский и так уже многом догадывался.
Развязка истории оказалась страшной: Бабушка не стала ждать помощи от правосудия, а застрелила зятя. И бывшему комиссару впервые в жизни пришлось арестовывать 82-летнюю женщину…
Дело в том, что в молодости Эрнест Малик убрал своего конкурента – сына Кампуа, компаньона Амаралей. Тот был влюблен в старшую дочь Амарелей. Эрнест втянул его в карточные игры, познакомил с ростовщиками, скупая его векселя, а тот в итоге совершал хищения из конторы отца. В трудной ситуации тот не мог обратиться к отцу. В итоге молодой человек наложил на себя руки.
Кампуа-отец об этом знал, что не сделал ничего в защиту своего сына. Мало того, он продолжал быть компаньон, а в момент расследования Мегрэ и вовсе поддался на уговоры Эрнеста уехать в Норвегию якобы в путешествие.
Потом Эрнест женился на старшей дочери Амареля, хотя ему нравилась младшая (просто младшей было всего 15 лет, жениться было рано, а упускать такую возможность он не мог).
Для младшей вызвал своего брата. Однако именно он был отцом погибшей Маниты (которая была официально была его дочерью). Об этом девушка узнала из разговора между бабушкой и матерью в ночь гибели. Она рассказала об этом своему кузену, который по факту был ее родным братом…Манита действительно утонула, она утопилась от горя.
Мегрэ и мертвец
Однажды к комиссару пришла старуха и начала рассказывать о том ,что родственники пытаются ее отравить. Дочь и зятем и отдельно племянница. Простую старуху сразу бы выгнали, но эта была вдовой влиятельного человека, поэтому приходилось ее слушать.
И в это самое время Мегрэ позвонил человек, который уверял, что за ним следят, его преследуют и вот-вот убьют. И еще он просил защитить Нину, жену, которую, по его мнению, Мегрэ определенно знал.
Он перемещался от одного бара в другой и отовсюду названивал Мегрэ. Мегрэ отправлял инспекторов по следам незнакомца, но того уже не было на прежнем месте. Вечером звонки кончились.
А наутро был обнаружен труп, причем на улице, там, где этот тип вряд ли мог быть. Он был заколот, одет в домашнюю одежду, но следы проколов на одежде и на теле не совпадали. Свидетели говорили о желтой машине, из которой выпало тело. Лицо жертвы было обезображено.
Загадка! Тем более что Мегрэ, который традиционно защищал «маленьких людей», не успел.
Итак, началось расследование. Кто этот человек? За что его преследовали? Убили его явно не на улице, тогда почему он оказался там, где его нашли?
В общем, одни вопросы и никаких ответов. Расспросы владельцев баров подтвердили, что да, мужчина действительно весь день бегал по 18-му округу и за ним действительно кто-то ходил. Однако , оказавшись за стойкой бара вместе, эти люди даже не переговаривались. А жертва была явно напугана.
К этому моменту жертву в комиссариате называли не иначе как «мертвец Мегрэ» или «Ваш мертвец».
Мегрэ, осмотрев тело и опираясь на заключения патологоанатома, сделал вывод, что это человек работал не физически. Потом понял, что это, скорее всего был официант. В последующем эта версия подтвердилась: действительно, жертва какое-то время работала официантом, причем он прекрасно справлялся со своей работой, был веселым и отзывчивым. Вечерами играл на скачках. Потом женился, взял жену с приданым и жизнь его переменилась. Звали его Альбер.
Мегрэ понял, что Альбер, скорее всего, стал владельцем кабачка. Но где? В Париже тысячи мелких заведений, как его найдешь. Публикация в газете объявления с просьбой помочь полиции привела в комиссариат еще одну старуху – на этот раз соседку Альбера. Она-то и сказала, что видела желтый автомобиль и назвала адрес, где располагалось кафе «У маленького Альбера».
Двери кафе оказались не заперты. Никакой Нины внутри не было. Все в доме было тщательно осмотрено кем-то, вплоть до маленьких коробочек. Мегрэ установил засаду – на случай, если преступники вернутся. Он посадил в кафе полицейского инспектора с женой и те, якобы, стали новыми владельцами кафе, перекупив его у Альбера. Засада оправдалась. Однажды в кафе вошел предельно настороженный человек. Внимательно огляделся, быстро выпил рюмку и бросился бежать. Мегрэ с инспектором бросились вдогонку.
Однако поймать незнакомца не удалось. Он целый день мотал их по Парижу, а потом его застрелил кто-то из толпы. Мегрэ понял, что это кто-то из сообщников испугался, что жертва приведет полицейских на место встречи.
Было установлено имя жертвы, он оказался поляком, явно был разнорабочим на заводах типа «Ситроена», где неквалифицированный труд выполняли тысячи нелегалов из Восточной Европы. По имени жертвы были опрошены содержатели меблирашек и в конце концов стало понятно, где он обитал. Мегрэ организовал облаву и в итоге оказался в комнате, где… рожала женщина.
Хозяин меблирашек подтвердил, что здесь обитало несколько мужчин и один молодой парень и с ними эта женщина. Мужчины периодически пировали, пили и ели самое лучшее, а потом деньги заканчивались, и они жили впроголодь.
Мегрэ сопоставил факты с донесениями полиции и понял, что тут обитала пикардийская банда, которая грабила фермеров в провинции. Чтобы вытащить из людей деньги, их зверски пытали, а потом убивали всю семью. Лишь однажды выжила девочка 9 лет, которая спряталась, но увидела, как какая-то женщина жгла свечой грудь ее матери.
Итак, стало понятно, что это банда матерых преступников и их надо ловить. Но как с этим связан маленький Альбер и почему за ним гонялись преступники? Вместе с тем, было сложно представить, что голодранцы могли проесть 2,5 млн франков (причем изрядная доля в золоте) – а именно столько, по предварительным данным, было украдено.
Коллеги Мегрэ выяснили, что накануне одного из нападений на ферму в ту местность приезжал хорошо одетый мужчина. Он сошел на одной станции, а потом сел на обратный поезд на Париж на другой станции. Но его билет не был обнаружен (по тогдашним правилам, на Севером вокзале по прибытию билеты должны были сдаваться).
Итак, задача усложняется: вместе с бандой надо поймать и главаря. А он явно не из меблирашек для нелегальных гастарбайтеров.
И тут на помощь пришел ипподром. Маленький Альбер туда регулярно ходил. Мегрэ решил узнать, нет ли там иностранца с хорошей внещностью, хорошо одетого. Такой нашелся. Считалось, что он связан с кинематографом и у него есть красивая любовница, которая одновременно с этим участвует в номерах в одном шоу.
Хозяин шоу оказался давним знакомым Мегрэ и продемонстрировал обширные познания об этом человеке (вообще у полицейских знакомых много, так что не стоит удивляться, когда в детективных романах вдруг появляется куча персонажей, которые готовы рассказать что угодно, лишь бы их бизнес уцелел).
Благодаря засаде у дома любовницы, этого типа взяли. Ян Бронский, как оказалось, выронил злополучный билет на ипподроме. А Альбер – по привычке всех азартных игроков – копался в куче бумажек на полу в надежде найти выигрышную квитанцию. Он явно читал газеты и знал, что произошло накануне в провинции и уж явно догадался об источнике денег у одного из игроков. Увидел ли он, из чьего кармана выпал железнодорожный билет, или нет, неясно. Однако сообщники главаря его заметили.
В итоге банда чехов сразу же пошла по его следу. В тот день они и правда его преследовали. Однако, названивая комиссару, он предпринял и другую попытку защититься – нанял других бандитов. Они должны были прийти в его кабачок в восемь вечера. Жену он отправил в кино. Однако в пути их желтый «Ситроен» сломался и они опоздали на полчаса. К этому времени в доме уже побывала банда чехов и приглашенные бандиты не нашли ничего лучше, как разбить Альберу лицо, засунули его в машину и потом выкинули на улице. Жену Альбера встретили у кино и отвезли в деревню.
Беременная женщина из банды родила. Одного бандита застрелил сообщник (при этом был ранен сам), другого схватили. Участь этих людей была решена.
В последней сцене Мегрэ общается с Ниной, женой Альбера. Она сильно косит, но очень миленькая и хорошо отзывается об Альбере. Мегрэ говорит ей о возможности усыновить новорожденного, который только что родился и вряд ли дождется материнской ласки…Нину комиссар действительно видел –давным-давно, когда отдыхал вместе с женой в одной гостинице. Конечно, он ее не помнил.
А билет, поднятый с пола ипподрома, Альбер положил в конверт и отправил сам себе. Мегрэ потом и это установил. Таким образом, все факты для суда над бандой были налицо.
Мегрэ в тревоге
Мегрэ поехал в Фонтене-ле-Конт навестить своего давнего товарища Жюльена Шабо. Посидеть, поболтать, выпить хорошего вина, вспомнить прошлое… Так ему представлялась грядущая встреча.
Но вот уже в поезде на пути к другу с ним общается один местный житель и выдвигает предположение, что комиссар туда направляет из-за двух убийств. Это шурин убитого четыре дня назад Робера де Курсона. А потом убили вдову Жибон. Убийства были совершены одним и тем же предметом.
Встреча с другом оказалась не такой, как ожидалось. Он был весь в поту и заботах – как расследовать эти дела? Опыта в подобных делах у него почти не было, а вот своим местом он рисковал, и переживал об этом. Присутствие Мегрэ было как нельзя кстати,однако сам Мегрэ не очень-то желал включаться в процесс – у не было ни полномочий, ни настроения.
В этот момент был убит старый пьяница Гобийяр, который чаще всего просиживал на берег с удочкой. Гобийяра обнаружил доктор Ален Верну.
Семейство Верну в городе не любили. Их дед и отец пробились из низов, разбогатели и отец Юбер женился на девице из замка из рода Курсонов. Старшая из сестер вышла замуж за Верну, именно ее брата убили первым. Ко времени замужества Курсоны были практически полностью разорены, но убитый Робер де Курсон не жаловал зятя и часто над ним насмехался.
Вся большая семья жила в одном доме – Ален, его сестра, тетка с семьей… Верну и Курсоны составляли один большой клан, который не сильно любили остальные жители. В семействах еще и медицинский анамнез неплох: белая горячка, самоубийство…
Ален Верну, боясь, что и сам унаследовал что-то из психических расстройств своих предков, стал врачом и изучал психиатрию. Он также отличался странным поведением: мог вдруг остановиться и начать разглядывать прохожих, не играл в карты, не бегал за женщинами.
Весь городок был уверен, что в смертях виноваты Юбер Верну или его сын Ален Верну.
Работа – работой, но вечером – светские беседы и сплетни. На встрече вечером Ален Верну высказал мысль, что единого мотива у всех трех преступлений нет, возможно, речь идет о криминальном убийстве.
Потом пришел школьный учитель, который сказал, что примерно во время убийства он из своей комнаты слышал шарканье ног. Полицейские начинают подозревать, что убил Ален Верну, а потом сказал, что нашел тело, чтобы создать себе алиби. Полиция хлопает в ладоши от восторга, однако Мегрэ не верит этому свидетелю: тот принимает снотворное, но говорит, что все равно не спит ночами.
Установить наблюдение за отцом и сыном Верну невозможно: в городке все знают в лицо четырех местных полицейских.
Мегрэ получает анонимную записку, из которой следует, что доктор Верну регулярно проводит время у Луизы Сабати.
Отношения у него странные: он долго за ней наблюдал (а она не лучших моральных нравов), потом неделю за ней ухаживал, а потом стал регулярно к ней приходить. При этом жаловался на судьбу, на то, что его в доме не понимают и что денег нет. Он также оказался ревнивым и жестоким: мог схватить Луизу так, что у нее следы на запястьях оставались, а еще однажды на 10 дней закрыл ее на замок.
Однако подозрения в городе усиливаются, тем более что кусок трубы, которым убивали, оказался из кабинета Робера де Курсона. Он просто лежал на его письменном столе, и служанка опознала.
Доктор чувствует себя загнанным в ловушку. Он приходит к любовнице, принимает веронал сам и заставляет принять Луизу. Он говорит, что им не дадут спокойно встречаться, а она готова разделить с ним судьбу. Когда приходят полицейские, чтобы его арестовать, доктор мертв, а Луиза еще жива. При обыске обнаружили около 200 писем, которые он ей написал за неполные 8 месяцев встреч.
Но Мегрэ не верит в то, что это сделал доктор. Он подводит своего приятеля Шабо к мысли поискать другого преступника. Они вместе приходят к Юберу Верну. Тот пьян и спит. В разговоре Мегрэ показывает, что все знает: Юбер Верну приходил к шурину, чтобы дать ему денег (так он делал раз в месяц). Он убил его куском трубы, лежащим на столе. А потом, что отвести подозрения, убил еще двоих, чтобы полиция не смогла найти мотив ни в одном убийстве и списала бы все на действия психа.
Мегрэ при этом вытащил из кармана анонимки и сказал, что это писал дворецкий, потому что желает, чтобы его допросили.
Мотивом такого тяжкого преступления стала банальная бедность - Юбер Верну уже не такой богатый, как раньше. Ну и психиатрический диагноз Мегрэ тоже не отклоняет.
После ухода Мегрэ Юбер Верну начал крушить все вокруг, а потом перерезал себе вены. Его, конечно, спасли, а потом судили.
Правда, Мегрэ это не интересовало. Он сразу же после разговора уехал на вокзал, оттуда в Париж и к этим событиям не возвращался.
Правда, и к другу юности больше не ездил…
#сименон #детективы #книги