«Журнал красивой жизни» – выставка Музея русского импрессионизма, посвящённая первому российскому глянцевому журналу «Столица и усадьба». Благодаря большой работе музейной команды можно погрузиться в мир и ценности, которыми жила аристократия последних лет императорской России. Но, кажется, главное, что выносишь от просмотра, — ощущение, что и сто лет назад адепты «красивой жизни» были весьма консервативны и даже ограниченны.
В поисках красивой жизни
Главный плюс выставки – сама идея экспозиции и профессиональная кураторская работа, которая вытекает из задачи музея показывать культурные явления, оставшиеся вдалеке от широкой аудитории. Уважения заслуживают усилия команды организаторов, которые искали произведения, упоминавшиеся на страницах журнала с 1913 по 1917 год. Легко ориентироваться на выставке помогает понятное зонирование в соответствии с рубриками журнала («Столица», «Усадьба в прошлом и настоящем», «О том и о сём», «В зрительной зале», «Художественные выставки», «Петроград во время войны»), а удобный аудиогид на Яндекс.Музыке позволяет погрузиться в художественную и бытовую жизнь дореволюционной России.
Портреты и усадьбы, усадьбы и портреты
Несмотря на продуманную концепцию выставки и её качественное исполнение, откровения не случается (в отличие от похожих проектов музея «Авангард: на телеге в XXI век» или «Выбор Добычиной»). Возможно, самые любопытные работы со страниц журнала не сохранились или организаторы не смогли заполучить их на выставку, но, как бы то ни было, экспонируемые картины кажутся пресными и сливаются в единую массу. Галерея портретов столичных красавиц не поражает разнообразием типажей и стилей исполнения, а крестьянские парадные наряды были анахронизмом даже для начала XX века. Кажется, что редакция журнала уже сама не верила в возрождение усадебной жизни, вот и картины, воспевающие поэзию деревенского уклада, выглядят клишированными и заказными (исключение – наполненное светом и теплом «Имение Брасово» мастера интерьерной живописи Станислава Жуковского).
Непонятный авангард
Консервативная редакция первого отечественного глянца критиковала новые веяния в живописи и на выставках обращала больше внимания на дамские наряды, чем на прогрессивность и содержание работ. Однако именно секция художественной критики журнала получилась на выставке самой яркой и любопытной. Свежестью здесь веет от эзотерической кубистической «Фантазии» Георгия Якулова, необычностью колорита и композиции поражает таинственный «Фимиам» Николая Калмакова, спокойствием и лиричностью трогает минималистичный «Солнечный луч» Екатерины Гольдингер. Неудивительно, что такие новаторские работы не стали хэдлайнерами журнала и уступили место понятным заказным портретам на фоне благообразных усадебных интерьеров.
А что сейчас?
Впечатление унылого однообразия от зацикленного на прошлом дореволюционного глянца рассевает продолжение выставки – отдельная экспозиция произведений современных художников на тему красивой жизни. Удивительно, но в этот раз «непонятное современное искусство» рассуждает на тему живее и рассматривает dolce vita с разных сторон. В отличие от художников «Столицы и усадьбы», слепо воспроизводящих «красивые» паттерны, художники XXI века в эту гламурную красоту и пристально всматриваются, и над ней иронизируют, и даже пытаются провидчески разглядеть её в будущем. По жанрам здесь тоже разнообразнее – живопись, инсталляция, видеоарт. Особого внимания заслуживают концептуальная «Пальма» Дамира Муратова, эпикурейское «Конфетти» Людмилы Константиновой и лучезарное «Утро в Эрмитаже» Ольги Торбелтус.
Фраза издателя журнала «Столица и усадьба» Владимира Крымова (и по совместительству заглавная цитата выставки) гласит: «Красивая жизнь доступна не всем, но она все-таки существует». Звучит претенциозно и даже самонадеянно. Атмосфера самодовольства вряд ли может родить новые смыслы, поэтому ждать художественных открытий среди картин первого отечественного глянца не стоит. А вот порефлексировать на тему стремления к красивой жизни тогда и сейчас – хороший повод заглянуть на выставку.