ОТ ЯПОНИИ И КАЗАХСТАНА ДО БОЛИВИИ: САМЫЕ ТУРБУЛЕНТНЫЕ АВИАМАРШРУТЫ В МИРЕ
«Уважаемые пассажиры, пристегните ремни, мы приближаемся к зоне турбулентности. Просьба сохранять спокойствие». Не на всех рейсах можно услышать подобное предупреждение, но есть маршруты и страны, где попадание судна в так называемые воздушные ямы ощущается довольно остро.
Расскажу, как себя вести и стоит ли бояться в подобных ситуациях.
Что вызывает турбулентность
Зона турбулентности — полёт в относительно неспокойном пространстве, при котором возникают «резкие боковые и вертикальные толчки». Такое определение даёт Австралийское управление безопасности гражданской авиации.
Турбулентность может быть лёгкой, умеренной, сильной или экстремальной. Она появляется по разным причинам, которые можно разбить на несколько основных групп.
- Грозы, изменение движения воздуха вокруг гор, холодные или тёплые воздушные фронты, полосы сильных ветров, циркулирующих около Земли на определённых широтах. В течение дня кучевые облака, предвещающие грозы, видны пилотам, и поэтому их легко избежать. Во время ночных полётов для их обнаружения используют метеорадар самолёта, однако некоторые «воздушные дыры» остаются незаметными.
- Зоны турбулентности также появляются из-за географических условий: рельеф суши иногда влияет на воздушные течения (по аналогии с речными). Поэтому горные районы более подвержены турбулентности. Хребты производят примерно такой же эффект, как камни на поверхности воды в реке: ударяя по этим вершинам, ветер создаёт мощные потоки. Они иногда вызывают очень сильную турбулентность.
- При смене времён года чаще встречаются струйные течения. Они пролетят над регионами между 30-й и 60-й параллелью.
- Изменение климата приводит к тому, что тропические воздушные массы поднимаются к северным широтам. Столкновение там вызовет более интенсивную турбулентность.
Какие маршруты самые турбулентные
Разработчики шведского сайта прогнозирования Turbli.com проанализировали данные более 150 000 авиамаршрутов по всему миру, чтобы составить список самых турбулентных из них за 2023 год.
Для этого они использовали сведения Национального управления океанических и атмосферных исследований США, а также Метеорологического бюро Великобритании.
Итак, список самых неспокойных авиамаршрутов 2023 года выглядит так:
- Сантьяго (Чили) — Санта-Крус (Боливия)
- Алматы (Казахстан) — Бишкек (Кыргызстан)
- Ланьчжоу (Китай) — Чэнду (Китай)
- Центрэйр (Япония) — Сендай (Китай)
- Милан (Италия) — Женева (Швейцария)
- Ланьчжоу (Китай) — Сяньян (Китай)
- Осака (Япония) — Сендай (Китай))
- Сяньян (Япония) — Чэнду (Китай)
- Сяньян (Япония) — Чунцин (Япония)
- Милан (Италия) — Цюрих (Швейцария)
Индекс турбулентности на этих направлениях колеблется между 16 и 17 EDR (единица скорости затухания ветра).
Из европейских маршрутов самыми неспокойными оказались следующие десять:
- Милан (Италия) — Женева (Швейцария)
- Милан (Италия) — Цюрих (Швейцария)
- Женева (Швейцария) — Цюрих (Швейцария)
- Марсель (Франция) — Цюрих (Швейцария)
- Згорни Брник (Словения) — Цюрих (Швейцария)
- Ницца (Франция) — Базель (Швейцария)
- Ницца (Франция) — Цюрих (Швейцария)
- Ереван (Армения) — Тбилиси (Грузия)
- Базель (Швейцария) — Венеция (Италия)
- Франкфурт-на-Майне (Германия) — Казелле Торинезе (Италия)
По данным того же шведского портала, странами, полёт над которыми стал наиболее неспокойным в апреле 2024 года, были французская Полинезия, Фиджи, Пакистан, Намибия и Уругвай.
Как справиться со стрессом в зоне турбулентности
- Проведите параллель между турбулентностью и неровными дорогами с выбоинами. Пусть передвижение дискомфортное, но вы же понимаете, что в таких условиях невозможно упасть.
- Запаситесь терпением: неприятная зона длится, как правило, несколько минут, и экипаж делает всё, чтобы выйти из неё.
- Лучше брать билеты в переднюю часть самолёта или в зону возле крыльев. Хвост борта — место, где турбулентность ощущается сильнее, поскольку там диапазон движения самый большой.
- Обязательно следуйте правилам техники безопасности, особенно в критические моменты, — на взлёте, посадке и во время прохождения через зону турбулентности, чтобы не пораниться или не удариться головой о потолок.
- Помните, что попадание в зону турбулентности ещё никогда не провоцировало крушение воздушного судна.
- Будьте уверены: пилоты обучены действовать в любых ситуациях. Они могут адаптировать планы полётов в соответствии с необходимостью. Метеорологические радары, как и аэронавигационные карты, подсказывают им места, которых следует избегать. Экипаж также получает информацию из сообщений, отправленных с самолётов, пролетавших по этому маршруту ранее.
- Самолёты рассчитаны на то, чтобы противостоять турбулентности (даже сильнейшей из них). Крылья созданы для поглощения ударов. Они выдерживают всевозможные деформации благодаря гибкости своей структуры.