Найти в Дзене

Pringles - история бренда

Когда речь заходит о Pringles, у большинства из нас сразу возникают в голове эти идеально ровные чипсы, аккуратно уложенные в знаменитую цилиндрическую банку. Но за этой упаковкой скрывается невероятная история, полная научных прорывов, курьёзов и даже неожиданных поворотов судьбы.

-2

И всё началось в далёком 1956 году, когда компания Procter & Gamble, известная своими бытовыми продуктами, столкнулась с проблемой, на которую жаловались потребители: чипсы были слишком жирными, хрупкими и быстро теряли свежесть. На помощь компании пришёл химик Фредрик Джон Бор, которому доверили миссию — создать совершенно новый вид картофельных чипсов, которые могли бы решить все эти проблемы. Фредрик потратил два года, экспериментируя с жареной картофельной массой, в основе которой был обезвоженный картофель. Он пришел к удивительному решению: чипсы должны иметь форму гиперболического параболоида — да-да, именно так математически называется седловидная форма, благодаря которой они так аккуратно ложатся друг на друга. И чтобы это решение работало на полную мощь, Бор предложил революционную упаковку — цилиндрическую банку, которая бы предотвращала поломку чипсов.

Однако один важный аспект ему так и не удалось решить: как сделать чипсы действительно вкусными? Несмотря на все свои усилия, Фредрик не смог довести проект до конца и был переведён на другой проект. Тем не менее, его труды не пропали даром. В середине 1960-х годов другой исследователь компании P&G — Александр Лиепа из Огайо — взялся за дело. Именно он доработал рецепт, сделав чипсы не только технологически совершенными, но и приятными на вкус. И хотя Бор был тем, кто придумал форму и концепцию упаковки, патент на сам рецепт был зарегистрирован на имя Лиепы. Бор же всё-таки получил свой патент — на знаменитую банку — в 1970 году. Кстати, после его смерти в 2008 году, часть его праха была захоронена в этой самой банке, что, пожалуй, можно считать самым необычным и трогательным завершением его работы.

В разработке Pringles участвовал и Джин Вулф — не только инженер, но и автор научной фантастики и фэнтези, который придумал машину для производства этих чипсов. В 1968 году Pringles впервые появились на полках магазинов в Индиане, и началась история их триумфа. Уже к 1975 году продукт стал доступен на большей части территории США.

-3

Как и с любым успешным продуктом, у Pringles возникли свои нюансы. Продукт не вписывался в традиционные представления о чипсах, ведь они были сделаны не из тонких ломтиков картофеля, а из картофельной массы. Конкуренты поспешили возразить, что Pringles не заслуживают называться "чипсами". И в 1975 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США постановило, что Pringles должны называться не иначе как "картофельные чипсы из обезвоженного картофеля". В конце концов, чтобы избежать такого громоздкого и неудобного названия, компания изменила его на "картофельные криспы" (potato crisps).

Однако это было только началом лингвистических баталий. В 2008 году юристы P&G доказали в Лондоне, что Pringles не являются криспами по британским стандартам, что позволило им избежать уплаты налога на добавленную стоимость. Но уже в 2009 году это решение было отменено, и продукт снова стал "чипсами" для налоговых целей в Великобритании.

Pringles оказались не только успешными, но и востребованными на рынке. В 2011 году P&G собиралась продать бренд компании Diamond Foods за 2,35 миллиарда долларов, но сделка сорвалась. В 2012 году Pringles, наконец, обрела нового владельца — компанию Kellogg's, которая приобрела бренд за 2,7 миллиарда долларов. Это приобретение сделало Kellogg's вторым по величине производителем закусок в мире, закрепив их позиции на международной арене.

На сегодня фабрики Pringles работают по всему миру — в США, Бельгии, Малайзии, Польше и Китае.

И даже несмотря на решение компании Kellogg's прекратить поставки в Россию в 2022 году, Pringles продолжают оставаться одним из самых узнаваемых и любимых брендов чипсов в у россиян.

Секрет успеха Pringles заключается не только в их необычной форме и банке. Это история о том, как идея одного человека, доведённая до совершенства другими, может превратиться в культовый продукт, который уже несколько десятилетий занимает место на полках наших кухонь.