Что мы знаем о Чаплыгине, городе, по легенде, больше трёх столетий назад основанном самим Петром Великим? Сегодня мало кому в голову придёт сравнивать эти живописные края с Голландией. Но только не художнику-примитивисту Сергею Левитову. Самобытный мастер создал целый мир ярких и необычных образов, местом действия которых стал родной город. На его полотнах летают рыбы, облака опускаются на уровень домов, а среднерусскую равнину, напоминающую нидерландские ландшафты, населяют африканские животные. Каждая картина — отдельный сюжет и множество загадок, разгадать которые порой не может даже сам автор. Он так мыслит, чувствует, живёт.
Небольшой уютный дом в центре Чаплыгина. Во дворе раскидистая полувековая ель. И маленькая уютная мансарда. Поднимаемся к мастеру, завязывается нетороп¬ливая беседа.
Время от времени всматриваюсь в картины и словно возвращаюсь в детство. Вот деревня, расположившаяся на крыле самолёта. Или виниловая пластинка, превратившаяся в озеро. Город на трёх китах. Неблагодарное занятие — описывать картины. Их нужно видеть.
Никаких канонов
Сергей Левитов — художник, талант которого давно уже перерос масштабы провинциального города, парадоксальным образом остаётся верен родным местам, словно себя уже без них и не представляет. В 80-е он учился в Саратовском художественном училище, но реалистичная манера письма так и не стала для него привлекательной. Его примитивизм — вполне осознанный уход от академичности, выход за рамки и полная свобода для фантазии. Никаких законов пространства и времени.
— Реализм меня не вдохновлял. Сначала была мысль изучить художественное дело, чтобы стать оформителем. Но такая работа у меня никогда не получается, творчество уносит куда-то в «глубины сибирских руд», — улыбается Левитов. — Всегда нравились Питер Брейгель Старший, Григорий Сорока. В училище я набрался мастеровитости, поэтому мой примитив не такой уж примитивный в итоге. Знаю приёмы по созданию рельефа и объёма. Иногда добавляю в краски наполнители — песок, опилки, мел. Холста практически не видно. Делаю сложные, многослойные грунты. Сначала создаю рисунок, без цвета, потом тонирую двумя-тремя красками, а сверху уже пишу кистью.
Сюжеты рождаются не сразу. Как и грунт, это многослойный процесс. Но всегда неожиданный для зрителя. Есть работы на грани сюрреализма. Например, «Рыбак, который берёт с собой цветы». На переднем плане фантастический букет в огромной вазе, за которым скрывается силуэт мужчины с удочкой.
— Хотелось сочинить такой милый сюжет, — говорит Сергей. — Но натюрморты я не очень люблю делать. Поэтому придумал такого странного рыбака. И на одной картине совместил рыбалку и цветы. А эта работа называется «Низкая облачность». Я просто услышал об этом в прогнозе погоды. И изобразил, как примитивист, облака между домами.
Малая Голландия
Именно Брейгель привёл Левитова к живописи. Рисовать, как знаменитый художник, всегда было его мечтой. Отсюда и представление о Чаплыгине как о голландском городе.
— По преданию, Пётр I основал его как раз после поездки в Голландию, — рассказывает Сергей. — Ему понравилось, что здесь близко сходятся две реки — Ягодная и Становая Ряса, потом расходятся, а километра через два-три снова сливаются. Обилие воды в этих местах действительно напоминает Нидерланды. И крепость Раненбург изначально была построена по голландскому образцу. Сейчас от неё, правда, мало что осталось. Разве что окошки в здании краеведческого музея. А мне, помимо Брейгеля, близки и «малые голландцы» (голландские художники XVII века). Иногда даже делаю повторы их работ, компиляции какие-то. Получается голландский стиль в переложении на местный ландшафт.
Героями его работ нередко становятся рыбаки. Он и сам не против иной раз посидеть с удочкой на берегу реки и попутно подсмотреть какой-нибудь сюжет.
— Вот вид с моста на Становую Рясу, я помню её ещё не заросшей, — показывает художник. — А это с Кривополянского моста. Такая примитивистская архитектура — домики, загородочки с валенками. Вот Ягодная Ряса и неожиданно усадебный дом в стиле классицизма. Люблю мостики. Правда, у нас все деревянные заменили на железные. Одно время я был редактором литературно-краеведческого журнала «Раненбургская крепость». Даже делал там большую публикацию с фотографиями, посвящённую мостам.
Среди персонажей на картинах Левитова не найти реальных жителей Чаплыгина. Рыбак повторяется на нескольких зимних полотнах. На нём плащ из охристого брезента, который когда-то был у многих. Образы, скорее, собирательные.
Сюжеты картин художника нередко ироничные, на них невозможно смотреть без улыбки. Есть целый цикл работ, посвящённый профессиям — «Деревня лётчиков», «Деревня музыкантов», «Деревня электриков», «Деревня матросов». В «Деревне лётчиков» все на чём-то летают — на лодках, самолётах, на каком-то странном приспособлении из палок, тут же летают страусы и рыбы.
— Как-то ехал по трассе в Москву и увидел там интересное название населённого пункта — Электрики, — рассказывает Сергей. — Так оно понравилось, что решил написать «Деревню электриков» с гирляндами из красивых фарфоровых изоляторов и шкафами с надписью «Не влезай, убьёт».
Картины в большинстве своём сочные, с яркой цветовой палитрой, но художник признаётся, что его нередко посещает меланхолия. И в некоторых работах проглядывает даже мрачная ирония. К примеру, «Мясорубка», где на зелёном фоне крупным планом изображён бытовой прибор, или очень метафоричный «Утюг мизантропа».
Оценил Табаков
В 90-е и нулевые годы Сергей Левитов стал устраивать выставки в Саратове. Его самобытный стиль оказался абсолютно неожиданным для этого города и довольно быстро завоевал популярность среди ценителей искусства. Художник делал по две-три экспозиции в год на разных площадках. Однажды выставку посетил сам Олег Табаков, тоже уроженец Саратова. Знаменитому артисту настолько понравились работы Левитова, что он предложил художнику выставляться у него в «Табакерке», которая, по иронии судьбы — не иначе, располагалась в столице на улице Чаплыгина. В итоге пять экспозиций раненбургского мастера были устроены в театре Табакова. Восемь картин Левитова знаменитый актёр и режиссёр приобрёл для личной коллекции.
Выставки Сергея Левитова не раз проходили в Москве, Санкт-Петер¬бурге, Липецком областном выставочном зале. Работы разлетались по разным городам и странам. Одна экспозиция полностью уехала в Анг¬лию.
— Как-то из Воронежа приехали две китаянки, — рассказывает художник. — Захотели купить картины. Я сказал, что все проданы. И они попросили сделать такие же. Заказали 25 работ. Потом увезли их в Харбин. О дальнейшей судьбе уже ничего не знаю.
Саратов стал вторым значимым для Левитова городом помимо Чаплыгина. Во время учёбы он познакомился там со своей супругой Валерией, дочерью советского писателя-фантаста Олега Лукьянова. Они уже много лет вместе. Это удивительно тонкий семейный союз двух интеллигентных людей. Настолько внутренне наполненных, что внешняя сторона жизни не представляет для них особенной ценности.
— Сергей изначально серьёзно занимался физикой, учился в московском Физтехе, но потом что-то не заладилось, вынужден был бросить, — присоединяется к разговору его супруга. — Уехал в Питер, там учился в мебельном техникуме. Начал писать рассказы. Потом приехал в Саратов, где мы и встретились у моего брата. У нас была такая филологическая университетская тусовка. Когда уже родилась старшая дочка Маша, мы переехали в Чаплыгин. Конечно, жили очень скромно. Но мы как-то не стремились ни к какому комфорту, дорогим ремонтам. Совершенно всё равно было, какие обои, мебель. У Сергея много талантов — художник, писатель, математик. В школе знал больше учителей, подолгу сидел в библио¬теке, был таким вундеркиндом. Он и детям нашим помогал готовиться к ЕГЭ по математике. Много мебели дома сам сделал.
Вместе Левитовы воспитали двух дочерей и даже взяли в семью третью, приёмную. Все они живут сейчас в Москве и очень благодарны родителям.
За почти сорокалетнюю творческую жизнь Левитов создал около двух тысяч работ, разнообразных по сюжетам, композиции, палитре, настроению. Из совы успел превратиться в жаворонка. Теперь самое плодотворное время для мастера — с четырёх до восьми утра. Все его картины можно условно разделить на летние и зимние. Когда замерзает река, он часами ходит по ней вдоль и поперёк, восхищается снежной графикой, и перед глазами возникают сюжеты для новых полотен.
— Чтобы не терять форму, стараюсь работать каждый день, — говорит художник. — Чем больше не «красишь», тем меньше хочется. Есть такой закон. Весной ездили с женой в Анапу на два месяца. Я там ничего не писал и отвык немного, одичал. Большим стимулом становятся выставки, не дают расслаб¬ляться. На заказ не работаю. Только если просят повторить мою же картину.
Сергей Левитов готовит очередную экспозицию в Чаплыгине. Нет сомнений, художник снова будет удивлять весёлыми превращениями, фантастическими историями и немного грустной иронией. Где-нибудь в пять утра на берегу Ягодной Рясы.
Ольга Журавлёва ("Лица Липецкой области")
Фото Анастасии Пчеловой и из архива Сергея Левитова
Почему художника из липецкой глубинки сравнивают с великим Брейгелем
6 октября 20246 окт 2024
8
7 мин
1