Дорогой Кинозритель! С 5 по 10 октября в Геленджике проходит фестиваль актуального российского кино "Маяк". Я буду рассказывать вам о конкурсной программе - главных отечественных кинопремьерах 2024 года.
И начнём мы с фильма открытия кинофестиваля, одной из самых ожидаемых премьер года под названием "Анора" режиссёра Шона Бэйкера. Американский фильм с российскими кинозвёздами, снятый в Бруклине и получивший Золотую Пальмовую Ветвь на Каннском кинофестивале - однозначно, он стал важнейшим событием и на открытии "Маяка". Но каким же получился сам фильм?
Прежде расскажу немного о режиссёре. Шон Бэйкер - автор отличных инди-драм, близких по духу к картинам Джима Джармуша. Режиссёр снимает в полудокументальной манере, в непридуманных декорациях, зачастую его истории так же отражают жизнь "непарадной" и "неголливудской" Америки. Его главные герои часто маргинальны, неустроенны в жизни, инфантильны, одиноки и разобщены друг с другом. Однако всегда в его фильмах проявляется сочувствие даже к самым неприятным персонажам.
Его человеколюбие подкупает в инди-драме "Проект Флорида" с Уиллемом Дефо, которую я рекомендую посмотреть и к которой мы будем возвращаться, анализируя "Анору". Теперь непосредственно к сегодняшней премьере.
Представила фильм фестивальной публике Дарья Екамасова, сыгравшая одну из ролей. Она очень тепло отозвалась о потрясающем и ранимом Шоне Бэйкере и подчеркнула, что фильм очень откровенный, в нём 24 секс-сцены. Я не считал, но мне показалось, что меньше. Возможно, что-то вырезали. Интригующее начало было положено. Так о чём же сам фильм?
НЕ В СКАЗКУ ПОПАЛА, А В ЖИЗНЬ ВЛЯПАЛАСЬ
"Анора" - это история об инфантильной девушке-стриптизёрше из Бруклина Аноре Михеви (или Энни, как она просит себя называть). Она танцует приватные танцы и однажды влюбляется в одного из клиентов - в мальчишку, Ваню Захарова, который оказывается сыном русского олигарха. Анора поверила в сказку, закрутила роман с мальчишкой и тот даже решил жениться на ней. Но всё не так просто...
История золушки или, конкретнее, сюжет фильма "Красотка" в случае с Анорой разворачивается не в жили долго и счастливо, а в череду нелепых и абсурдных ситуаций: фильм показывает нам, что случилось, когда родители юного мажора узнали о браке и послали армянских гангстеров (опекающих Ваню в отсутствии родителей) и гопника Юру Борисова аннулировать брак. Фильм поделён на две неравных части: первые полчаса у нас яркая и весёлая история любви, очень откровенная, с огромным количеством секса. А вторая часть представляет собой очень смешную документальную хронику: режиссёр буквально поминутно фиксирует сутки, за который брак Аноры и Вани распадается.
Первое, что хочется отметить: фильм напрочь лишён клюквы
Русские здесь - русские: Ваня, в отличном исполнении Марка Эдельштейна, часто переходит на русский язык, импровизирует, травит шутки, произносит тосты в духе "чтоб х..й стоял и деньги были". Так же и армяне в фильме - их играют настоящие армянские актёры Ваче Товмасян и Карен Карагулян, они забавны и очень естественны.
Удивительно, что режиссёр-американец, который до этого вроде бы и не работал с такой международной командой, отлично передаёт характеры и колорит разных национальностей. Да, персонажи показаны немного стереотипно: армяне любят сказать тост, русские обязательно связаны с "русской мафией" и попивают водку. Но насколько всё органично - веришь каждому, в образах нет никакой фальши.
По кинозалу постоянно прокатывались волны смеха от такого слома стереотипа: в кадре американцы, армяне и русские - и всё по-настоящему, без дубляжа, постоянно слышна то русская, то английская речь. Даже главная героиня в исполнении Майки Мэддисон переходит на русский. Актриса, кстати, уже блеснула у самого Тарантино ролью хипстерши-убийцы из "Однажды в Голливуде. Ну а молчаливый Юра Борисов держит фильм до конца, его персонаж имеет ключевое значение для финала.
Второе, отмечу, что сюжет достаточно прост и предсказуем, он он точно заставит вас посмеяться от души, а в конце - и задуматься. Анора, которая, как казалось, вытащила счастливый билет, попала в сказку, на самом деле смачно так вляпалась в жизнь.
Уморительный эпизод вторжения гопника Юры Борисова и армянских гангстеров-нянек в дом молодожёнов оказывается длинным, шумным и вязким, он как будто намеренно создан таким, чтобы сломать яркую лавстори и перевернуть всё с ног на голову, разделить фильм на до и после. До вторжения - это ванильная сказка о стриптизёрше-золушке, а после это уже злая комедия абсурда, где все мечты девушки о красивой жизни разбиваются у неё на глазах. Анора до отчаяния сопротивляется, всеми руками, ногами, зубами и матерными словами борется за свой брак - за свою сказку. И только молчаливый Юра Борисов смотрит на Анору своим грустным взглядом, напоминая ей о том, что реальность жестока, и придётся повзрослеть.
И здесь выделю третий момент - потрясающий и драматичный финал картины. Как будто главная героиня поймала себя на том, что она превращается в проститутку - она настолько привыкла расплачиваться телом за роскошь, за иллюзию красивой жизни, что перестала осознавать это. Персонаж Юры Борисова подействовал на неё, как отрезвляющий холодный душ - и у Аноры появились слёзы, а значит, девушка ещё не потеряла себя, и у неё есть изменить себя. Финал очень мудрый и гуманистичный. Если задуматься фильм о том, как очень наивная девушка верила в сказку, но становилась проституткой, сама того не замечая - и в итоге всё же не стала.
Резюмируя, скажу. Фильм прекрасно был принят залом, заставил всех хохотать и а в финале - думать. Но, честно говоря, было и ещё кое-что: недоумение, висевшее в воздухе во время финальных титров. Зрители апплодировали, затем замолкали, затем снова нерешительно апплодировали. Вокруг фильма был ажиотаж, и победа в Каннах сыграла в этом решающую роль. Но по итогу мы увидели простое и понятное кино, не абсолютный шедевр. И рискну предположить, что, если бы это кино сняли у нас, то все бы восприняли его как среднее, ничем особо оригинальным не зацепившее. Но США, Канны... это другое дело. И тем не менее, фильм к просмотру я рекомендую.
Анора - это доброе, смешное и человеколюбивое кино, которое способно объединять разные национальности и примирять с суровой реальностью. Не зря эту картину отметили на таком высоком уровне. Такого положительных фильмов особенно не хватает сейчас, в период конфликтов, кризисов и информационных войн. При всей своей простоте фильм дарит надежду, сочувствие и свет.
Если вас не смущает оголёнка на экране, если любите простые и понятные истории, хотите посмеяться и вам нравятся Юра Борисов, Марк Эдельштейн, Дарья Екамасова и Алексей Серебряков - то смело идите в кино с 17 октября.