Найти в Дзене
Огненный мяч

Фея бретонских лесов. Нольвенн Леруа

Современная Франция насчитывает сорок три провинции, или, как принято называть их у нас, исторических областей. За каждой такой территорией, герцогством, графством своя летопись присоединения к столичному центру, однако никакая власть Парижа не ослабит гордые свободолюбивые чувства выходцев из покорённых регионов. Во Франции по-прежнему сильна национальная идентичность, и с веками она, как минимум, не ослабевает. Эльзас, Прованс, Шампань, Бургундия, Фландрия, Нормандия – эти названия символизируют собственную культуру, особенности и нравы, так что место рождения для жителей страны подчас самая верная и точная характеристика. Гасконец – это слово говорило о Д’Артаньяне лучше, чем он мог бы сам. И плохого, и хорошего. Наполеона, даже после обретения им огромного могущества, втихаря так и продолжали дразнить корсиканцем, а французским языком он как император владел хуже, чем его русский коллега Александр I. Не уступает в колорите другим провинциям и Бретань, расположенная на северо-западе

Современная Франция насчитывает сорок три провинции, или, как принято называть их у нас, исторических областей. За каждой такой территорией, герцогством, графством своя летопись присоединения к столичному центру, однако никакая власть Парижа не ослабит гордые свободолюбивые чувства выходцев из покорённых регионов. Во Франции по-прежнему сильна национальная идентичность, и с веками она, как минимум, не ослабевает. Эльзас, Прованс, Шампань, Бургундия, Фландрия, Нормандия – эти названия символизируют собственную культуру, особенности и нравы, так что место рождения для жителей страны подчас самая верная и точная характеристика. Гасконец – это слово говорило о Д’Артаньяне лучше, чем он мог бы сам. И плохого, и хорошего. Наполеона, даже после обретения им огромного могущества, втихаря так и продолжали дразнить корсиканцем, а французским языком он как император владел хуже, чем его русский коллега Александр I. Не уступает в колорите другим провинциям и Бретань, расположенная на северо-западе страны. Это родина кельтских переселенцев, чьё пребывание там и дало название области – «британская». Местный диалект, как никакой другой во Франции, близок к традиционной английской речи. Наследие потомков короля Артура чувствуется как в архитектуре, так и в трепетном отношении к традициям. В этом живописном краю, утопающем в лесах и обдуваемом ветрами Атлантики, в коммуне Сан-Ренан начала свой музыкальный путь певица Нольвенн Леруа.

В этих глазах крайне сложно не утонуть
В этих глазах крайне сложно не утонуть

О высокой сероглазой красавице-брюнетке с кокетливой чёлкой во Франции заговорили в 2002 году, после победы в проекте Star Academy – аналог российской «Фабрики звёзд». У девушки к 20 годам за плечами была отличная школа: она играла на скрипке, занималась вокалом, получила степень по юриспруденции, училась в США и обладала решительным, целеустремлённым характером. Стиль её композиций, исполненных звонким, хорошо узнаваемым меццо-сопрано, тяготел к фолк-року, в лёгкой его разновидности. Песни Нольвенн богаты кельтским шармом, в них звучит арфа, волынка, скрипка и аккордеон, музыка ласково ложится на тексты о любви к природе, о гармонии жизни и приятной ностальгии по ушедшим годам. Леруа ярко ворвалась в мир французской эстрады, в период с 2003-го по 2014-й она выпустила 22 сингла, регулярно снималась в видеоклипах и вообще была на виду. При этом девушка, судя по её редким интервью, всегда тянулась скорее к искусству, нежели славе, она пела о животных в любимой Бретани, исполняла национальные баллады и предпочитала образ девочки-одиночки, что охотно принимает знаки внимания, но вполне самодостаточна и не ищет информационных поводов. Нольвенн принимала участие в различных фестивалях и благотворительных концертах, в том числе широко известном в определённых кругах Les Enfoirés (то есть «Ублюдки»), исполняла знаменитый хит Майка Олфилда «Moonlight Shadow» и в лучшие годы, несомненно, являлась одной из ведущих фолк-певиц Франции.

Высокий интеллект нашей героини, что называется, на лбу отпечатан
Высокий интеллект нашей героини, что называется, на лбу отпечатан

Спад активности Леруа произошёл во второй половине десятых. К тому времени она дала два крупных авторских концерта, в 2007-м и 2014-м, записала главные композиции, одна из которых, Tri Martolod, и стала её «визитной карточкой». Что произошло потом, почему обаятельная бретонка отошла в тень – сложно сказать, а сама она, похоже, не тот человек, чтобы рассказывать о своей личной жизни, мечтах и дальнейших целях. Гораздо важнее, что Нольвенн успела прославить родную землю так, как прежде это удавалось разве что Жюлю Верну – самому, пожалуй, известному выходцу из Бретани. Песни француженки это гармония изысканных национальных мотивов в сочетании с могучим, вызывающим восхищённый трепет вокалом. Удивительно, как в этой хрупкой девушке таится такая сокрушительная энергетика, такое сочетание мягкости натуры и уверенности действий. А как она танцует, кружась в хороводе будто с самой природой… Это лучше просто увидеть и поверить. И пусть пик Леруа охватил всего несколько лет, придясь на стык 2000-х и 2010-х, три её песни способны навсегда влюбить в далёкую и прекрасную Бретань, в этот затерянный уголок старой Франции. Каждая из них заслуживает отдельного рассказа, в котором музыка неотделима от истории, а мифология – от реальности.

Отличница!
Отличница!

La Jument De Michao

«Кобыла Мишао» впервые и открыла автору этих строк талант незнакомой французской дивы. Необычная манера исполнения речитативом без единой паузы все три минуты, благоухающая пасторальная красота кадра, сама певица в традиционном наряде и текст о сказочной лошади, что съела сено и перешла поле. Эта композиция вызвала ассоциации с легендарным восточным гостеприимством, а на деле подражала пению сказочных лесных лис и волков, что наполняют жизнью нехоженые тропы, куда дорога лишь тем, кто готов простить.

Tri Martolod

«Три моряка» это легендарная национальная бретонская композиция, которую исполнили бесчисленное количество музыкантов, в том числе и Хелависа – лидер и основательница группы «Мельница». Российский вариант получил название «Тебя ждала я», но, конечно, он хоть и хорош сам по себе, всё-таки не ровня оригинальному исполнению. Нольвенн Леруа пропела балладу о моряках, облачившись в длинное жёлтое платье с открытыми плечами, сочетая яркий женственный стиль с более скромным одеянием, украшенным шапкой друидов. В клипе на эту песню Нольвенн и заводит тот самый кружащийся танец. Наслаждаться им можно бесконечно, ведь в грации милой француженки бессмертие самой природы, её вечная притягательность и непостижимость.

Juste Pour Me Souvenir

«Просто чтобы вспомнить» это самое трогательное и душевное окончание условной трилогии, объединённой идеей веры, внимания и тёплой памяти. Нольвенн и в этом клипе танцует так же, как в «Трёх моряках», но выглядит совсем по-другому, сильно повзрослевшей, хотя два видео разделяет жалкий год. Возможно, морской пейзаж и романтика странствий в далёкие края придают композиции оттенок прекрасного будущего, прийти в которое ещё только предстоит. Однако в этой дороге память – лучший проводник. Память о горьком расставании с любимым человеком, о капельках воды на губах, о тех часах, что были прожиты вместе, пока море не призвало в свои владения.

Таким состоялось знакомство с феей бретонских лесов, такой светлой грустью наполнила она сердце и такой музыкой обволокла она магию своего голоса.

Как тут не поверить, что эта дева способна ворожить?
Как тут не поверить, что эта дева способна ворожить?