Собор Казанской иконы Божьей матери – второй храм в Петербурге после Исаакиевского, которому изрядно достается от альтернативщиков, усмотревших в нем либо более древнее сооружение, либо другое вероисповедание в России XIX века. Все это потому, что облик Казанского собора не похож на канонический...
Канонический или неканонический?
Что значит канонический? Хочется спросить, а как обязан выглядеть православный собор? Есть ли какие-то правила в православной архитектуре?
Первые храмы были простыми, без излишнего пафоса, если каменный, то обязательно беленый. Купола медные, золотить стали с XII века. Тогда же, в XII веке, в древнерусской православной архитектуре происходит формирование нескольких школ: Владимиро-Суздальская, Новгородско-Псковская, Киево-Черниговская.
В 16 веке появляются шатровые храмы, кардинально отличающиеся от древнерусских храмов. Вспомните Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Москве — это уже совсем другая школа, другая архитектура.
С XVIII века, когда наука, технологии стали развиваться семимильными шагами, а культурный обмен стал происходить значительно быстрее, архитектурные стили стали меняться один за одним, всё это отражалось и в архитектуре русских храмов.
Архитектура православного храма строго не регламентирована, в отличие, например, от иконописи. Правила, конечно, есть, но они не про внешний облик. Есть традиции в православной архитектуре, но от них иногда отступают, принося что-то новое. Именно поэтому наши храмы столь разнообразны:
Однако, стоит признать, Казанский собор кардинально отличается от всего, что было построено до него и после. Даже Исаакиевский собор, если разбираться, не так сильно выделяется на фоне собратьев, как Казанский.
Почему облик Казанского собора совершенно другой? Потому это был проект-подражание главному собору католической церкви. Вопрос надо ставить по-другому: как могла возникнуть такая идея у императора Павла I?
"Сердцем я католик"
Достоверно неизвестно, принадлежала ли фраза «сердцем я католик» императору Павлу I, об этом высказывании мы знаем со слов иезуита патера Грубера, являвшегося близким конфидентом императора (по совместительству стоматолог). Но то, что Павел I желал объединения католичества и православия — это факт.
Идея воссоединения христиан могла зародиться у Павла во время путешествия по Европе, а дальнейшие события, произошедшие в Старом свете, подтолкнуть к действию.
Во Франции революция. Получившие власть республиканцы проводят политику «дехристианизации» общества. Мальтийский религиозный орден Римско-католической церкви лишается своих владений во Франции и вообще оказывается под угрозой распада.
Наполеон громит коалицию европейских держав. Папа Пий VI просит защиты у монархов Европы, отзывается Павел I, начинаются разговоры на тему объединения церквей.
В феврале 1798 года войска республиканцев входят в Рим, провозглашают Римскую республику. Папу ссылают во Францию, в Валанс, где уже в августе 1799 года он скончается.
Россия вступает в антифранцузскую коалицию европейских держав. Павел даёт приют Мальтийскому ордену в Российской империи, передает им Воронцовский дворец, строит Приорат (летнюю резиденцию для приора Мальтийского ордена принца Конде).
В декабре 1798 года православный император возложил на себя знаки католического сана: мальтийский крест, рыцарскую мантию и корону. Павел I стал магистром ордена (вряд ли такое было возможно, если бы не Французская революция).
В марте 1800 года в Венеции был избран новый папа — Пий VII. В мае 1800 года армия Наполеона переходит Альпы и вступает в Северную Италию.
Учитывая опасность фальшивой философии, приобретающей всё более широкое распространение, и против набирающего силу атеизма следует бороться, объединив усилия всех сил добра. Союз религий есть самая сильная преграда на пути распространения вселенского зла.
Это высказывание также приписывают Павлу I, под вселенским злом имеется в виду революция. Павел I предлагает переехать Папе Пию VII в Россию, если ему будет угрожать опасность, но тот вежливо отказывается.
К концу 1800 года Петербург и Ватикан пришли к полному пониманию в необходимости и пользе христианского союза, оставалось решить вопрос с противниками, а они были с обеих сторон.
В то же время перед Павлом встает другая проблема — Англия. В конце 1799 года он отзывает войска из Европы и вынужденно ищет союза с Наполеоном, чтобы выступить против давнего соперника России. У этой идеи также были противники.
12 (24) марта 1801 года Павла убивают, то ли за сближение с Наполеоном, то ли с Римским Папой, а может, просто мстили за притеснение дворянства.
В июле 1801 года между папой Пием VII и Французской республикой подписывается соглашение, по которому католицизм объявлен «религией большинства французов», но свобода вероисповедания сохранялась, священнослужители назначались государством, а церковь отказывалась от притязаний на конфискованное ранее имущество.
Это краткая предыстория происходящего тогда в Европе и реакции России.
Казанский собор – первый в России...
Павел I был человеком со странностями, неуравновешенный, маниакально подозрительный, но далеко не сумасшедший, как выставили его перед обществом «победители».
Интересную оценку деятельности Павла I и происходящего вокруг него дал русский историк В. О. Ключевский:
Собрав все анекдоты, подумаешь, что все это какая-то пестрая и довольно бессвязная сказка; между тем, в основе правительственной политики внешней и внутренней, лежали серьезные помыслы и начала, заслуживающие наше полное сочувствие.
В 1799 году Павел объявляет конкурс на проект собора, который должен быть похож на главный храм католического мира. Известно, что Павел I был впечатлен собором Святого Петра в Ватикане. Казанский собор мог быть прихотью императора, желавшего видеть в столице подобие того, что он видел в юности, но...
С Павлом не так всё просто, многие дурости, которые приписывают ему, либо выдумка, либо не его инициатива. Время объявления конкурса на проект собора совпадает с началом трудных времен для Ватикана и первыми переговорами об объединении Церквей.
Вспомним слова Ключевского: «В основе политики лежали серьезные помыслы и начала». Одним из таких помыслов Павла было желание исправить историческую ошибку – раскол христиан. Мы, конечно, уже никогда не узнаем, но, возможно, в видении Павла Казанский собор должен был стать символом объединения христиан.
Для Александра I храм, как и политика отца, были чужды. Однако строительство собора при нём начали, чему посодействовал граф Строганов, у которого были свои интересы к этому проекту.
Так на Невском проспекте Петербурга появился самый необычный православный храм и первый в России, построенный чисто в европейском стиле.
О том, как Воронихину, архитектору собора, удалось придать Казанскому собору вид древнеримского сооружения, не нарушив православные каноны, читайте в статье:
Статьи, которые могут быть вам интересны: