Найти тему
Точка опоры.

Профессионализм и вера. Или на что мы рассчитываем на самом деле

Личность человека штука сложная и противоречивая. Пример верующих учёных показывает, что человек может одновременно придерживаться мифологической и научной картины мира. Просто в разных ситуациях.

Пример верующих преступников говорит о том, что можно быть сторонником религии систематически, как образ жизни, нарушая её постулаты.

Примеры освящения ядерных ракет говорят, что перед лицом сотрудничества с государством у религии не может быть ничего святого. И это абсолютно не мешает такому священнику на следующий день отпускать бандиту грех убийства и накладывать епитимью.

Но сегодня я хочу поговорить не о сложности человеческой натуры вообще, а о том, какой стороной эта натура поворачивается к нам в данный момент. В разные моменты времени верующий может рассуждать и вести себя, как атеист - рассчитывая на опыт, знания, объективные закономерности и если помышлять о своём боге, то в перерывах между активными действиями и мышлением.

И тут оказывается, что во всех значимых для себя сферах мы бы хотели видеть перед собой абсолютного атеиста. Того, кто будет решать нашу проблему материальными методами и не рассчитывать на помощь свыше.

Вот представьте, вполне жизненная ситуация, кстати, что вы пассажи самолёта. Что-то идёт не так. Появляется угроза жизни. Чтобы вы хотели, чтобы делал пилот?

До последнего пытался спасти самолёт и пассажиров?
Или начал молиться о спасении своей души?

А чтобы хотел слышать пилот от диспетчера? Разумные рекомендации по обстановке или...

Анекдот:
Пилот вызывает диспетчера:
- Отказал правый двигатель! Левый вот вот откажет! Стремительно теряем высоту, что делать?
Диспетчер:
- Без паники! Повторяйте за мной: Господи, помилуй мя грешного...

А что бы хотели видеть пассажиры? Инструктаж по безопасности? Требование пристегнуться? Кислородные маски свисающие с верхней панели? Или псалмы по по динамикам и призывы к смирению?

Представьте себя на секунду в этой ситуации. Чтобы вы подумали услышав в критической ситуации такие призывы со стороны экипажа? Полагаю, что за вас не собираются бороться. И пытаются просто успокоить, как животное на бойне.

Ну ладно. Оставим критические ситуации. Оставим силовые структуры, хотя если бы все полицейские и солдаты стали бы поступать по-христиански, то нас бы убивали на улице и насиловали в наших домах стаи зверья с человеческим лицом.

Но представьте сантехника, который уповает на божью помощь, устанавливая вам унитаз. А когда он не работает ссылается на неисповедимость путей господних.

Представьте врача, который рассчитывает дозу лекарства не исходя из клинической практики и исследований, а из личного опыта озарения. Ну ангел ему сказал назначить вашему ребёнку летальную дозу средства от поноса. Ну такова воля Всевышнего - захотел прибрать к себе ваше дитя.

Представьте учёного, который бросил исследование Ихтиоза арлекина. Ибо по воле Творца дети иногда рождаются без кожи - в этом Его замысел и не нам его менять. Или который не бросил, но ждёт ответа от ежедневных молитв и чтении писания, а не из результатов исследования генома.

Представьте себе любую, просто любую сферу жизни, где вы сталкиваетесь с угрозой, страхом или просто дискомфортом. Тот кто должен вам помочь должен опираться на веру или на знание? Рассчитывать на материальные методы или на чудо?

Да, сейчас возмутятся верующие - мы не такие! Мы не творим подобной дичи! И верующий сантехник, верующий врач, верующий учёный прикладывают все усилия, чтобы помочь ближнему.

И это правда. В своей профессии верующий врач от неверующего не отличается ничем. А если отличается - то это плохой врач. Просто в этот момент верующий врач становится врачом-атеистом. И верующий пилот - атеистом. И верующий сантехник, когда ставит вам унитаз, абсолютный атеист.

Они полагаются на знания, опыт, материальные методы. И если и уповают на своего бога, то как на последний шанс, когда всё возможное уже сделано.

Наше сознание живёт в противоречии. Противоречивых желаниях, противоречивых мотивах, противоречивых моделях поведения. И то, что мы видим в результате - их исход.

И когда мы видим поведение верующего - это не поведение продиктованное его верой. Это поведение результат взаимодействия его веры, его воспитания, его навыков и привычек.

Бандит сажающий на перо сокамерника и какой-нибудь верующий учёный, которых так любят поднимать на щит мои оппоненты - верующие. Просто воспитаны в разных условиях, занятые разным дело, ведущие разный образ жизни.

И вера не остановила первого и не помогла второму. Она просто не работает.

Вера в чистом виде дала человечеству только передел собственности и влияния. Одни стали сверхбогатыми, а других убили.

Вы говорите про старые соборы? Их построила не вера - их построил человеческий труд. Строители выверяли углы и рассчитывали крепость опор не по священным книгам и не по откровению.

Вы говорите про изобретения в старых монастырях? Так не ангелы явились к монахам. Время у них было и возможность пробовать, исследовать, читать в конце концов.

Вы говорите про мораль? Так не из веры появляется мораль, а из потребностей общества. Из необходимости жить и трудиться вместе. Ну не запустишь ты завод без массового образования. А дав массовое образование - нельзя не давать права личности. А дав права личности не получится их не защищать силой государственного принуждения.

А в обществе, где права защищают, а преступников наказывают - и повседневное поведение становится спокойнее. Во дворе, где нет плохой компании, мальчики и девочки не становятся хулиганами. А если становятся, то остаются в одиночестве без перспектив и выгод, которые даёт общество.

Это всё не вопросы веры. Это вопросы вполне материальных общественных отношений.

Знаете, а сейчас вам говорю азбучно-очевидные вещи. У нас же есть опыт. Больше тысячи лет доминирования религиозности. Ну должны же были люди у которых есть план и доверенность от самого Создателя сделать нечто хорошее?

Сделали! Почти 800 лет резали друг друга, а потом ещё 200 лет резали всех остальных. Научившись убивать лучше всех в мире. Вот уж торжество веры.

И все боги отодвинуты от жизни. Никто всерьёз на них не уповает - даже сами верующие. От головной боли и самый ортодоксальный батюшка или имам примет таблетку. А уж ребёнка точно повезёт лечить в лучшую доступную больницу.

И никаких молитв. Разве что уже после того, как сделаны все материальные действия. И всё потому, что каждый в глубине души понимает - вера не работает.

Но так не хочется терять это самоуспокоение и самовозвеличивание.
Так не хочется переставать считать себя лучше других на пустом месте.

Но ни один верующий не хочет, чтобы дозу лекарства ему назначали тем же способом, каким о судит о мире.

P.S. То, что не могу сказать здесь, я говорю на ТГ-канале НЕдуховный наставник.

Мои статьи на ту же тему:

Цена знания. О паразитизме и других способах жизни.

Ответы атеиста. Мои ответы на найденные в интернете вопросы к атеистам.

Нравственность. О её истоках, её рациональности и о том, почему для нравственности нужны именно мозги.