Найти тему

Что посмотреть: снятые в экзотических местах фильмы Свердловской киностудии

Оглавление

Рассказываем о фильмах Свердловской киностудии, снятых в самых необычных уголках России.

Есть такой стереотип, что Свердловская киностудия снимала кино только про суровый Урал и заводской быт. Разумеется, это не так: в фильмографии кинокомпании есть и мюзиклы, и военные фильмы, и фантастика. А есть ряд картин, снятых совсем уж в экзотических краях, как например, новый фильм Свердловской киностудии "Она тебя любит", съемки которого проходят в ямальской тундре. О работе над этой картиной можно узнать тут, а мы расскажем о других экзотических работах.

Сон в начале тумана

Один из постоянных режиссеров киностудии Барас Халзанов привнес своими работами неожиданный для уральского кино восточный колорит: уроженец Бурятии часто снимал картины о своей родине и, можно сказать, открыл этот край для киностудии и зрителей – «Последний угон», «В ночь лунного затмения», «60 беглецов».

Последний его фильм, рассказывающий о судьбе канадского моряка, который после кораблекрушения попал в чукотскую семью, в соответствии с буквой сценария был снят действительно на Чукотке. К сожалению, суровые условия подорвали здоровье режиссера, и после завершения натурных съемок он скоропостижно скончался.

Груз 300

-2

Горячая тема Афганской войны и ее последствий не обошла стороной и режиссеров Свердловской киностудии. Но если Ярополк Лапшин в фильме «Я объявляю вам войну» отправил воевать бывшего «афганца» с городской мафией на натуре и в помещениях Свердловска, то Георгий Кузнецов, отметившийся несколькими боевиками, сам отправился в Среднюю Азию (Узбекскую и Туркменскую республики), где воспроизвел афганский колорит с пустынями, кишлаками и душманами.

По сюжету, моджахеды под руководством западных инструкторов устраивают засаду колонне советских войск.

Пора таежного подснежника

-3

Ярополк Лапшин впрочем тоже отправлялся за красивым кадром в дальние края: съемки его дебютного фильма прошли весной 1958 года в Бурятии. Картина о неожиданном любовном треугольнике – бурятская крестьянка Дынсема, ее муж-белогвардеец и отважный красавец-красноармеец – который сильно приправили классовой борьбой и революцией, снимали в Улан-Удэ, возле монгольской границы, а также в построенных на берегу Селенги декорациях.

Картина получила несколько премий и дипломов на Всесоюзном фестивале в Минске.

Тучи покидают небо

-4

Свердловская киностудия освоила и дагестанские локации, сняв первый фильм в этом крае при участии местных актеров. Сюжет также рассказывал о столкновении «старого и нового», злых богачей и молодых революционеров, приправляя социальный подтекст крутыми мелодраматическими поворотами вроде подмены младенцев или опасного соперничества двух женихов. Картину снимали девять месяцев, причем в Дагестане прошли не только натурные съемки в селе Куппа и ауле Тарки, но и павильонные, для которых приспособили помещения клуба рыбаков в Махачкале.

Журавлиная песнь

-5

Наверное, сложно назвать Башкирию экзотическим краем, но и картина получилась непростая – на Свердловской киностудии замахнулись на целый фильм-балет. По основанному на башкирских легендах сюжету, юный пастух своей прекрасной игрой на курае приручил журавлей, да не простых, а превращающихся в девушек. Однако эту природную идиллию нарушил злодейский бай…

Кроме того, что картина стала первым (и увы, последним) фильмом-балетом киностудии, первым цветным фильмом, снимали ее три режиссера – классик советского кино Эдуард Пенцлин, молодой Олег Николаевский, а также балетмейстер Нина Анисимова. Натурные съемки проходили на реке Белая, почти в сотне километров от Уфы: сюда вывезли целую балетную труппу в восемьдесят человек и несколько недель перемещали с одной локации на другую.

Семен Дежнев

-6

Мы уже не раз вспоминали этот исторический приключенческий фильм, основанный на биографии знаменитого путешественника, например, вот тут. Добавим только, что ради достоверности натуры киногруппа во главе с режиссером Николаем Гусаровым выезжала и в Магаданский край, и на Чукотку. Также съемки проходили в Пскове и на реке Чусовой, где построили крепость почти в натуральную величину.

Золотая баба

-7

За красотами киногруппа уехала не так далеко от базы: съемки проходили в Тобольске и на пороге Ревун, что на реке Исеть, однако результат получился неожиданно экзотическим для тогдашнего советского кино. В кадре сошлись и петровские чиновники, и бунташные крестьяне, и таинственные вогулы, усеявшие леса самострелами и ямами-ловушками, и дозированная, но редкая в соцреализме мистика. Не без эротики тоже. Такое кино само по себе было залетным гостем на советских экранах, либо случайно прорвавшемся сквозь железный занавес, либо созданным вот так в обход цензуры в дремучих уральских лесах.