Не так часто, как хотелось бы, встречаем мы в жизни истинное проявление настоящих мужских качеств и, прежде всего, ответственность и мужество. Многие считают, что быть трусливым эгоистом гораздо полезнее для здоровья… Но всегда были и есть те, кто умел вести себя достойно при самых страшных обстоятельствах.
Я хотел бы вспомнить сегодня об одном из таких людей. Это выдающийся актёр Русского рижского театра Юрий Львович де Бур (1897-1949). В трудную, смертельно опасную минуту он с блеском исполнил свою самую главную роль в жизни, проявив качества подлинного Человека и настоящего Мужчины.
Юрий де Бур родился 2 мая 1887 года в городе Баку. С 1903 по 1906 год учился в Петербургской консерватории, затем работал пианистом в оперных школах Москвы и Петербурга. Вскоре он увлёкся сценической деятельностью. Она началась в 1908 году в маленьком дачном театре под Петербургом пьесой Чехова «Вишнёвый сад». Выступал на сцене театра Литературно-художественного общества в Петербурге. Затем работал в Харькове. Пришлось побывать и в Америке, где он выступал даже в опере.
Потом Юрий де Бур приезжает в Латвию, и с 1924 по 1949 год -- актёр Рижского театра русской драмы. О нём писали: «Этот артист прекрасной старой школы с богатым опытом и разнообразным дарованием. Неподражаемый комизм и исключительная яркость в передаче того или другого образа. Каждое выступление сопровождается большим успехом». Его называли «одним из самых ценных приобретений театра Русской драмы».
Юрий де Бур приехал в Латвию не один. С ним была его жена – талантливая красавица Екатерина Осиповна Бунчук, вскоре ставшая ведущей актрисой театра. Они поженились ещё в Харькове в 1916 году, но в Риге брак их распался… Елена Осиповна полюбила молодого, яркого Юрия Юровского – известного уже тогда актёра и режиссёра. Вышла за него замуж.
Жизнь продолжалась. Они служили в одном театре, вместе выходили на сцену. Каждый блистал по-своему. Вот газетный отзыв об исполнительском мастерстве Юрия де Бура в гоголевской «Женитьбе»: «Роль Подколёсина в исполнении актёра де Бура оказалась на редкость большой удачей. Из-за смеха публики сцены задерживались на 7 -- 8 минут». Говорили, что творческой палитре де Бура были свойственны как яркие, контрастные краски, так и мягкие, пастельные тона. Несмотря на невыигрышные внешние данные -- небольшую и довольно тучную фигуру, ему были под силу герои разнообразного характера: и трогательные в своей непосредственности чудаки, и комические персонажи, которых он изображал с заразительным юмором.
Юрий Львович принадлежал к старой гвардии актёров театра. С 1924 года он являлся одним из членов товарищества «Театра русской драмы», взявшего на себя заботы по сохранению русской сцены в Риге. Это был настоящий русский интеллигент.
Мирная жизнь закончилась летом 1941 года…
В Ригу вошли немцы. Одним из страшных проявлений нацистского режима стало уничтожение еврейского населения. Актрису Екатерину Бунчук арестовали по обвинению в принадлежности к еврейской нации, ей грозила гибель…
Все, кому была она дорога, бросились к мужу, Юрию Юровскому, имевшему в городе большой вес и полезные связи. Но Юровский… категорически отказался помогать супруге! Проявил, так сказать, обдуманное благоразумие… Опасался он не случайно. Нацисты тотально уничтожали евреев и совсем не жаловали тех, кто им помогает. За укрывательство еврея полагался расстрел…
Все считали, что Екатерина Бунчук обречена. И тогда Юрий Львович де Бур, несмотря на то, что у него уже была другая семья и маленький сын, делает свой, смертельно опасный выбор. Он отправляется в гестапо и... добивается освобождения Екатерины Осиповны. По сути, рискуя жизнью, он спасает её!
Дерзко придя на приём к нацистскому руководству, артист вдруг увидел в кабинете рояль. Он был прекрасным пианистом. Он стал играть… Играл вдохновенно, исполняя популярные в то время мелодии. Немецкие офицеры были восхищены его игрой, аплодировали с восторгом. Вот тут он и рассказал о замечательной актрисе, исполнительнице романсов, которую арестовали по ложному доносу. Ему удалось убедить немцев в том, что её оклеветали, что она вовсе не еврейка, а грузинка по происхождению.
Какие слова, какое поручительство, какие эмоции он использовал, чтобы спасти от гибели некогда покинувшую его, но по-прежнему любимую бывшую жену… Этого мы уже никогда не узнаем. Но ясно одно. Юрий де Бур совершил тогда по-настоящему героический поступок, проявив качества НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ, способного на всё ради спасения любимой женщины.
Эту историю, ставшую почти легендарной, годы спустя рассказывали режиссёр Аркадий Кац и директор музея им. Я.Смильгиса Татьяна Власова.
Екатерина Осиповна Бунчук (1895-1968) после войны вернулась в театр, много и успешно играла на сцене. В 1955 году ей присвоили звание Народной артистки Латвийской ССР.
Народный артист СССР Юрий Ильич Юровский (1894-1959) стал известнейшим в советские годы театральным деятелем.
Юрий Львович де Бур умер 18 ноября 1949 года. В этом году исполняется 75 лет со дня его кончины. Светлая ему память!
Рождение Русского театра в Риге (2 октября 1883 года)
Это стараются вычеркнуть из истории: «Золотой век» русского театра в Риге