Найти тему

Электронщик. Глава 2. Сколько вольт в одном ампере?

После полного усвоения закона Ома, а это, пожалуй, самый главный закон электротехники, Игорь Иванович принёс нам измерительные приборы, радиодетали, провода. Батарейки мы принесли свои. Т.к. приборы и батарейки были разные, у каждого сборщика были свои расчёты, свои параметры нужных деталей. Поэтому тут не у кого было списать, как на школьном уроке. И каждый смог построить свой омметр.

Измеряли эти приборы с большой погрешностью, видимо, они были списаны и пылились где-то на складе. А наш Игорь Иванович решил им дать таким образом вторую жизнь. Лично меня это не смутило, т.к. я вообще не понимал, зачем мне нужен такой прибор, когда нужные мне параметры можно посчитать по формуле, а если расчёты не нужны, то параметры были написаны на самих радиоэлементах. Ну, да ладно. Можно использовать как прозвонщик обрывов и проводов, проверить целостность ламп накаливания, предохранителей, обмоток трансформаторов и т.д. и т.п. Дома такой прибор не помешает. Я сделал самодельный корпус, всё в него вмонтировал и у меня появился первый измерительный прибор.

Организовал я своё "радиоэлектронное" рабочее место прямо на столе, где обычно делал школьные домашние задания. Их я делал прямо посреди всего рабочего процесса. Мне ничего не мешало.

Кстати, на фото как раз изображён тот самый омметр: слева посередине снимка коробка с проводом, а справа от неё прямоугольная панель с квадратным прибором. Для чего была снята панель, уж не помню, но скорее всего, что-то модернизировал в приборе.

Всю осень я строил различные пищалки-мультивибраторы, мигалки, снова соорудил новогодние гирлянды, ведь осень уже подходила к концу, начинался декабрь. Туда-сюда и Новый год! А где гирлянды? А вот они, готовые, ждут своего часа. Но на этот раз гирлянды запитывались от сети 220в, что очень огорчало моих родителей. Они не очень хотели, чтобы я в данный момент времени лез в мощную электросеть. Для этого папа купил мне бытовой безопасный понижающий трансформатор, на котором я испытывал свои устройства. Он также на фото - это "кубик" по центру снимка с двумя чёрными полосками сверху, возле кассетницы из спичечных коробков. Это была последняя гирлянда, которую я собирал в своей жизни к Новому году.

Следующим прибором, который я хотел себе сделать, должен был быть амперметр. Но тут возникли технические трудности. В знаниях начали появляться какие-то шунты, которые надо пилить напильником или надфилем, а лучше найти нихромовую проволоку и из неё сделать красивый шунт. Ничего в тот момент не поняв, эту идею я отложил. И отложил надолго. Навсегда. Но в тот момент я этого ещё не знал.

В те годы папа выписывал мне журнал "Юный техник". И в одним из номеров публиковалась статья, как собрать модель автомобиля на радиоуправлении. Кому итересно, загуглите "Юный техник", 1986г, №3, стр.74. До увлечения электроникой эти статьи у меня не вызывали никакого интереса. А т.к. все номера журналов я сохранял, то вспомнил, что в каком-то из номеров упоминалась модель на радиоуправлении. Некоторые радиодетали мне дал Игорь Иванович. Но другие нужно где-то брать. Из найденых на разборку старых телевизоров взять было нечего. В магазинах я также ничего нужного не нашел и мне стало совсем грустно. И мысль о сборке такого автомобиля со временем отпала.

К тому времени в кружок радиоэлектроники нас ходило всего три человека, остальные ребята перестали его посещать и становилось очевидно, что кружок скоро закроется. Надо было что-то делать, но никто не знал что. Занятия становились всё реже, нас иногда не пускали вечерами в школу и мы расходились по домам. Так продолжалось до февраля 1988 года.

Наравне с журналом "Юный техник", родители также выписывали мне отдельное приложение к этому журналу, которое называлось "ЮТ для умелых рук", а после "Левша". И вот в февральском номере приложения публикуется серия статей, как собрать из недефицитных радиодеталей свой собственный компьютер, название которому "ЮТ/88". Да ладно! Неужели? А таки да. И с этим номером я пошёл к Игорю Ивановичу.

Чтобы было совсем понятно: компьютер собрался спаять школьник 13 лет, который кроме гирлянд и пищалок в своей жизни ничего не собрал и о микропроцессорах даже понятия не имеет. Но нужно отдать должное учителю - он взялся подтянуть нас в этом деле настолько, насколько знает сам. Мы пошли к директору школы, попросили хоть какую-нибудь каморку, и нам скрепя сердцем выделили до лета помещение, где мы уже основательно оборудовали себе радиолабораторию на условиях, что после окончания учебного года наш кружок закроется. Мы согласились.

Через некоторе время один из наших кружковцев ушёл из кружка. Он тяготел с авиамоделизму и все эти микропроцессоры ему были неинтересны.

На этот раз мы собирались часто - два раза в неделю. До этого было один раз, а то и раз в две недели. У нас с товарищем был ключ, мы после уроков оставались в школе, шли к себе в лабораторию и там занимались. Немного позже приходил Игорь Иванович. Вопросов было очень много. Обучение строилось по принципу вопрос-ответ. Затрагивались темы не только микропроцессорной техники, но и построения других несложных устройств. В запасе у нас было всего чуть более трёх месяцев. Программа "100 дней", как мы шутили тогда. Никто и не предполагал, что по истечении этих ста дней мы не увидим больше своего учителя никогда. За эти сто дней в моём лексиконе появились такие слова, как-то: триггер, счётчик, дешифратор, сумматор и ещё уйма других специфических слов и терминов.

Заканчивался учебный год. Был обычный вечер, мы отсидели в лаборатории последний раз и начали расходиться по домам. Ключ мы отдали техничке, сказав, что, мол, так и так, мы освободили помещение и нам оно больше не нужно. На остановке я и мой товарищ попрощались с нашим учителем, он сел в автобус и поехал в направлении к метро.

Так закончилась школьная эпоха моего радиолюбительства, где огромную роль сыграл инженер Харьковского завода "Электробритва" Фомин Игорь Иванович.