Найти в Дзене
Ars et Sapientia

«Сталкер» Тарковского. Жуткий фильм-метафора о том как устроен внутренний мир человека.

Помните фильм "Сталкер" Андрея Тарковского, выпущенный в 1979 году и который вошёл в золотой фонд истории мирового кинематографа? Этот фильм, основанный на повести Аркадия и Бориса Стругацких "Пикник на обочине", погружает человека глубоко в себя, снова и снова сталкивая его с самим собой. Почему мы существуем и существуем ли мы вообще, что есть Я, а что есть МИР? Нарратив "Сталкера" выстраивается вокруг путешествия трех человек — Проводника (Сталкера), Писателя и Ученого — в загадочную зону, где, как говорят, исполняются его (человека) самые сокровенные желания. Тут я вспоминаю фильм Балабанова "Я тоже хочу", сюжет которого несколько (или даже достаточно) подобен этому. Зона же, полная опасностей и аномалий, это прежде всего, метафора внутреннего мира человека. Она является символом внутренних переживаний героев, их страхов и надежд. Как и в других своих работах, в этом фильме Андрей Тарковский сосредотачивается на визуальных образах, это нужно ему для того, чтобы создать атмосферу

Помните фильм "Сталкер" Андрея Тарковского, выпущенный в 1979 году и который вошёл в золотой фонд истории мирового кинематографа?

Этот фильм, основанный на повести Аркадия и Бориса Стругацких "Пикник на обочине", погружает человека глубоко в себя, снова и снова сталкивая его с самим собой. Почему мы существуем и существуем ли мы вообще, что есть Я, а что есть МИР?

Нарратив "Сталкера" выстраивается вокруг путешествия трех человек — Проводника (Сталкера), Писателя и Ученого — в загадочную зону, где, как говорят, исполняются его (человека) самые сокровенные желания. Тут я вспоминаю фильм Балабанова "Я тоже хочу", сюжет которого несколько (или даже достаточно) подобен этому.

Зона же, полная опасностей и аномалий, это прежде всего, метафора внутреннего мира человека. Она является символом внутренних переживаний героев, их страхов и надежд.

-2

Как и в других своих работах, в этом фильме Андрей Тарковский сосредотачивается на визуальных образах, это нужно ему для того, чтобы создать атмосферу безвременья и неопределенности. На помощь в этом также приходят: черно-белая пленка, долгие планы и медленный темп повествования. Вместе они погружают зрителя в размышления о сущности человеческой природы и поиске истины.

-3

Другая центральная тема "Сталкера", это тема конфликта между научным рационализмом и мистическим восприятием мира, отсутствием попытки сопоставить своё мировосприятие с мировосприятием другого и расширить его. Здесь Ученый стремится объяснить явления, основанные на логике, тогда как Писатель ищет вдохновения в хаосе и эмоциях. Это противостояние и отражает вечный (а может и нет) конфликт о различии науки и веры.

Те же сцены, где герои обсуждают свои желания, лишь подчеркивают, что истинные наши желания часто скрыты от нас, а их исполнение может привести к глубокому личностному кризису.

-4

Фильм наполнен различными символами и аллюзиями: вода, свет, природа — все они служат метафорами для внутренних конфликтов героев. Пейзажи зоны, с их абсурдной красотой и затаенной угрозой, становятся тут отражением психологии персонажей.

-5

Вообще "Сталкер" Андрея Тарковского — это глубокое произведение, которое "раскрывает" наши глаза на нас самих. Поэтому если вы его ещё не смотрели, то обязательно посмотрите.

Кстати, а те кто смотрели, как вам фильм? Какие эмоции он вызвал у вас? Рефликсировали?