Найти тему
Art story

Без образа и подобия: уникальные росписи храма Рождества Христова

Эту деревню отдали в приданое матушке первого царя из рода Романовых.  А моя бабушка говорила, что там разводят лучших в  округе поросят и ездила за сто километров на перекладных, чтобы увезти в плетеной корзинке одного из них для пополнения хозяйства. Сегодня деревня Хабоцкое - уютное местечко почти ничем не отличающееся от остальных милых деревенек севера Тверской области, утратившая и привилегии опричных земель и советскую сельхоз респектабельность, но сохранившая главное своё сокровище, ценность которого пережила оба эти политические уклада - церковь Рождества Христова с изумительными настенными росписями.

Западная стена церкви Рождества Христова, д. Хабоцкое
Западная стена церкви Рождества Христова, д. Хабоцкое

Три стены основной части, собственно, самого храма, сохранили прекрасные изображения. Все они демонстрируют сцены только Нового Завета, подобраны с учетом богослужебных текстов и служат как бы иллюстрацией того, о чем поют на службе.

Западная стена

Вся западная стена - руководство по тому, как избежать худшей участи после второго пришествия.

По обеим сторонам входной арки прихожан встречают два ангела, свитки которых содержат текст с просьбой о защите и спасении. Слева - сцена страшного суда. Изображение разделено горизонтально: сверху Иисус Христос в окружении праведников, на нижней части грешники.

-2

Справа от входа сцена с проповедью Христа из Евангелия от Матфея 18:3 («Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»).

-3

Изображение над аркой иллюстрирует сцену умножения хлебов, на первом плане хорошо видна фигура мальчика, держащего пять хлебов и мужчины, в руках которого поднос с рыбой.

-4

Слева от композиции роспись на сюжет из Евангелия от Иоанна о том, как Христос заступился за грешницу, которую собирались забить камнями.

Справа - наполовину утраченная роспись, изображающая события четверга страстной недели - омовение ног.

-5

Верхний ярус западной и трех остальных стен отведен под изображения пророков.

Южная стена

Основная композиция представлена сценой прощальной беседы Христа м апостолами.

-6

По краям - евангелисты Иоанн и Марк, узнаваемые по символам - лев (рядом с Марком) и орел (рядом с Иоанном).

Средний ярус отведен «столпам православия», которых также легко узнать по символам: Василий Великий держит в руке потир (чаша, используемая в богослужении),

-7

Григорий Богослов, в руках которого подсвечники для двух и трех свечей,

-8

Иоанн Златоуст с Евангелием и распятием и Николай Чудотворец.

Чуть ниде, в медальонах, изображены местные святые (Арсений Тверской и Макарий Калязинский) и Александр Невский. На нижнем ярусе сохранились только две фигуры - Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского.

-9

Северная стена

Северная стена композиционно отражает южную. Центральная композиция наверху иллюстрирует Нагорную проповедь - любимый сюжет, встречающийся почти во всех церквях XIX века. По краям евангелисты Лука (с тельцом) и Матфей (с ангелом). Ниже - московские митрополиты*: Пётр, Алексей, Иона и Филипп. Верхняя часть изображений утрачена, что не дает возможности идентифицировать их более подробно. Под митрополитами в медальонах поясные фигуры равноапостольных Владимира и Константина и мученицы (на что указывает пальмовая ветвь в её руке), имя которой не известно и неизвестная святая, изображения которой не осталось.

-10

Нижний ярус содержит четыре ниши, две из которых утратили изображения, а в двух других написаны святые Флор и Лавр (те самые каменщики, покровители лошадей, о которых я рассказывала здесь

В отличие от росписей того же периода в других церквях, фрески в церкви деревни Хабоцкое выполнены не строго по образцам гравюр европейских живописцев Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда, или реже, Гюстава Доре. В основе некоторых из них лежит композиция сюжетов гравюр Кристофа Вайгеля, но сходство это еле уловимо, художники воплощали собственное видение сюжета.

* А.Л. Павлова «Церковная стенопись северо-востока Тверского края в XIX веке