Эту деревню отдали в приданое матушке первого царя из рода Романовых. А моя бабушка говорила, что там разводят лучших в округе поросят и ездила за сто километров на перекладных, чтобы увезти в плетеной корзинке одного из них для пополнения хозяйства. Сегодня деревня Хабоцкое - уютное местечко почти ничем не отличающееся от остальных милых деревенек севера Тверской области, утратившая и привилегии опричных земель и советскую сельхоз респектабельность, но сохранившая главное своё сокровище, ценность которого пережила оба эти политические уклада - церковь Рождества Христова с изумительными настенными росписями.
Три стены основной части, собственно, самого храма, сохранили прекрасные изображения. Все они демонстрируют сцены только Нового Завета, подобраны с учетом богослужебных текстов и служат как бы иллюстрацией того, о чем поют на службе.
Западная стена
Вся западная стена - руководство по тому, как избежать худшей участи после второго пришествия.
По обеим сторонам входной арки прихожан встречают два ангела, свитки которых содержат текст с просьбой о защите и спасении. Слева - сцена страшного суда. Изображение разделено горизонтально: сверху Иисус Христос в окружении праведников, на нижней части грешники.
Справа от входа сцена с проповедью Христа из Евангелия от Матфея 18:3 («Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»).
Изображение над аркой иллюстрирует сцену умножения хлебов, на первом плане хорошо видна фигура мальчика, держащего пять хлебов и мужчины, в руках которого поднос с рыбой.
Слева от композиции роспись на сюжет из Евангелия от Иоанна о том, как Христос заступился за грешницу, которую собирались забить камнями.
Справа - наполовину утраченная роспись, изображающая события четверга страстной недели - омовение ног.
Верхний ярус западной и трех остальных стен отведен под изображения пророков.
Южная стена
Основная композиция представлена сценой прощальной беседы Христа м апостолами.
По краям - евангелисты Иоанн и Марк, узнаваемые по символам - лев (рядом с Марком) и орел (рядом с Иоанном).
Средний ярус отведен «столпам православия», которых также легко узнать по символам: Василий Великий держит в руке потир (чаша, используемая в богослужении),
Григорий Богослов, в руках которого подсвечники для двух и трех свечей,
Иоанн Златоуст с Евангелием и распятием и Николай Чудотворец.
Чуть ниде, в медальонах, изображены местные святые (Арсений Тверской и Макарий Калязинский) и Александр Невский. На нижнем ярусе сохранились только две фигуры - Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского.
Северная стена
Северная стена композиционно отражает южную. Центральная композиция наверху иллюстрирует Нагорную проповедь - любимый сюжет, встречающийся почти во всех церквях XIX века. По краям евангелисты Лука (с тельцом) и Матфей (с ангелом). Ниже - московские митрополиты*: Пётр, Алексей, Иона и Филипп. Верхняя часть изображений утрачена, что не дает возможности идентифицировать их более подробно. Под митрополитами в медальонах поясные фигуры равноапостольных Владимира и Константина и мученицы (на что указывает пальмовая ветвь в её руке), имя которой не известно и неизвестная святая, изображения которой не осталось.
Нижний ярус содержит четыре ниши, две из которых утратили изображения, а в двух других написаны святые Флор и Лавр (те самые каменщики, покровители лошадей, о которых я рассказывала здесь
В отличие от росписей того же периода в других церквях, фрески в церкви деревни Хабоцкое выполнены не строго по образцам гравюр европейских живописцев Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда, или реже, Гюстава Доре. В основе некоторых из них лежит композиция сюжетов гравюр Кристофа Вайгеля, но сходство это еле уловимо, художники воплощали собственное видение сюжета.
* А.Л. Павлова «Церковная стенопись северо-востока Тверского края в XIX веке