Найти тему
Блог Хеба

Потерянные атомные бомбы

Оглавление

Атомное оружие со времён Второй мировой войны внушает страх его возможным массовым использованием, что неизбежно приведёт к самым трагическим последствиям для человечества, вплоть до полного уничтожения. Потому, частенько складывается впечатление, что каждый атомный заряд находится под беспрестанным присмотром максимально ответственных людей. И тем более удивительным будет узнать, что потери и аварии с атомными бомбами при самых разных обстоятельствах не так уж малочисленны. О некоторых, хотя и не всех, таких случаях мы сегодня и поговорим.

Случай в Британской Колумбии (Канада)

Первый известный случай произошёл 13 февраля 1950 года, когда самолёт ВВС США B-36 выполнял задачу по имитации ядерного удара бомбой Mark IV. Тут в разных источниках есть разногласия. Кто-то указывает что самолёт имитировал удар по территории СССР, целью которого, в рамках учений, должен был стать Сан-Франциско. В других источниках говорится, что целью учений была имитация нанесения Советским союзом ядерного удара по территории США и защита от него. Где правда, наверняка сказать сложно, но для нашей истории это не имеет особенного значения.

Сама бомба не имела плутониевого сердечника, что исключало непосредственно атомный взрыв, однако была наполнена природным ураном и двумя тоннами взрывчатки.

Через семь часов полёта, по данным расследования у самолёта вышли из строя три двигателя вследствие оледенения в воздухозаборниках. Продолжать полёт на оставшихся двигателях не представлялось возможным и экипаж решил покинуть самолёт, предварительно сбросив бомбу в океан. Сброшенная бомба взорвалась в воздухе, эффектным и мощным, но неядерным взрывом. Двенадцать человек из семнадцати членов экипажа выжили выпрыгнув с парашютами, однако пятеро так и не были найдены и скорее всего погибли при приземлении.

Сам самолёт при этом считался разбившемся в океане, однако спустя три года был случайно обнаружен канадскими ВВС на территории Британской Колумбии (северный регион Канады). В 1954 году американцы смогли, наконец, добраться до самолёта и, сняв, всё, что представляло интерес, уничтожили остатки.

В 2016 году, появилось сообщение от некоего водолаза, который предположительно обнаружил в океане нечто, похожее на металлический объект. Однако, прибывший для расследования канадский флот утвердил, что находка не была атомной бомбой или её остатками. Впрочем, стоит иметь ввиду, что даже место крушение самолёта было тайной для общественности 40 лет. Так что, что именно обнаружил водолаз мы тоже можем так и не узнать.

Катастрофа в Фэрфилд-Суисан

В этой истории бомбы никто не терял… борт с ней просто врезался в землю.

В августе 1950 года происходило перебазирование бомбардировщиков B-29 на Гуам в целях сдерживания Китая. Каждый из них нёс по одной атомной бомбе Mark IV. Один из бортов взлетал 5 августа, имея на борту 20 пассажиров, включая целого бригадного генерала Роберта Тревиса. Вскоре после взлёта самолёт не смог набрать высоту и разбился унеся жизни большей части экипажа включая генерала, в честь которого впоследствии была переименована авиабаза. Но что же с бомбой?

Атомная бомба Mark IV
Атомная бомба Mark IV

После падения самолёта начался пожар. Спасательные команды и другие военные принялись спасать раненых и тушить огонь, однако ситуация накалялась вместе с бомбой. Подполковник Холси оказавшийся старшим на месте крушения приказал покинуть опасную территорию, но большая часть людей к нему не прислушались и напрасно.

Когда огонь добрался до бомбы её две с небольшим тонны взрывчатки детонировали, оставив на месте самолёта воронку радиусом 18 и глубиной 2 метра и забрав с собой жизни ещё 7 спасателей и ещё порядка пятидесяти тяжело раненных человек.

В дальнейшем было установлено, что проблема была в неправильной регулировке винтов, которые были заменены при техобслуживании. Неполадки были выявлены и назначены соответствующие процедуры для их устранения, но судя по документам, их никто так и не проводил. Вся команда техников погибла в самолёте и спросить было не с кого.

К счастью атомные бомбы в таких случаях находятся в не боевом состоянии и, благодаря этому, удаётся избегать случайных атомных взрывов. Однако, они всё ещё содержат различные радиоактивные материалы.

Интересно отметить, что семьям и общественности было объявлено о крушении во время тренировочного полёта, и, разумеется, ничего об атомных бомбах. Оказывается в царстве демократии и свободы слова тоже не принято говорить о таких вещах, не смотря на угрозу окружающим. О наличие бомбы в той катастрофе стало известно лишь в 1994 году, после интервью того самого Холси. Конечно же, после этого были проведены все замеры радиационного фона и всё оказалось в порядке. Верим?

Но на этом приключения 1950 года не заканчиваются.

Радиоактивные впечатления

В ноябре 1950-го у бомбардировщика B-50 совершавшего перелёт с атомной бомбой на борту, возникли неполадки двигателя. Протокол запрещал неисправному самолёту приземлятся с атомной бомбой на борту, поэтому было принято решение сбросить её, поставив на самоуничтожение.

Конечно, бомба так же не была снабжена плутониевым сердечником, но взрыв на высоте 700 метров над рекой Святого Лаврентия неподалёку от местечка Ривьер-дю-Лу (Канада), тем не менее, впечатлил окружающих. Взрыв разбросал по округе 45 килограммов урана 238, а самолёт успешно приземлился на авиабазе Лоринг.

Бегство из Лейкенхит

27 июля 1956 года на авиабазе Лейкенхит, в Великобритании, где базировались бомбардировщики ВВС США, произошёл несчастный случай чуть было не ставший катастрофой. Бомбардировщик B-47 во время посадки врезался в складское помещение, где хранились три атомные бомбы Mark VI. Горящее авиатопливо накрыло всё окружающее пространство и, как сообщается некоторыми лицами (какими конкретно, к сожалению, не сообщается), бомбы не взорвались только чудом.

Впрочем, официальный доклад Минобороны США выражает очень сдержанные оценки, заявляя, что бомбы практически не пострадали и не были приведены в боевое состояние. Так что угроза была минимальная.

Любопытно в этом случае ещё то, что Джим Уилсон в своей книге Холодная Война: Восточная Англия, сообщает, что во время происшествия на базе возникла паника, и американские офицеры вместе со своими семьями разбегались кто-куда подальше от места происшествия.

Насколько этому Джиму Уилсону можно доверять, мне трудно сказать, поскольку я не смог найти никакой конкретной информации о его работе по этому делу, но учитывая, что Британское правительство всерьез обеспокоилось вопросом эвакуации американцев в случае чрезвычайных происшествий, это вполне может быть правдой.

И да, Британское правительство, судя по всему, больше обеспокоилось не возможностью атомной катастрофы на своей территории, а тем, что в случае такого ЧП, американское командование может отдать приказ об эвакуации, чем наведёт панику среди добропорядочных жителей Великобритании. В результате было принято решение, об отрицании любых возможных ядерных инцидентов на территории страны, включая этот.

Известно о нём стало только в 1979 году, после заявления министерства обороны, и даже тогда правительство признало это не сразу. Последующие инциденты, которые, спойлер, ещё будут, отрицались аж до 2003 года.

Киртланд и Делавэр

В мае 1957 года, бомбардировщик B-36 перевозивший термоядерную бомбу Mark 17 на авиабазу Киртланд уронил её вместе со створками бомболюка с высоты около полукилометра. Боеприпас взорвался, оставив на земле воронку диаметром около 8 и глубиной около 4 метров.

Бомба не была приведена в боевое положение, но разбросала радиоактивные материалы в радиусе пары километров от взрыва, образовав радиоактивное загрязнение.

Спустя примерно два месяца, самолёт С-124 вылетев с авиабазы Дувр штата Делавэр перевозил три атомные бомбы, когда во время полёта над Атлантическим океаном его двигатели начали терять мощность. Чтобы обезопасить экипаж, было принято совершить сброс груза для облегчения самолёта. В океан были сброшены две из трёх атомных бомб, которые не детонировали, но вероятно разрушились от столкновения с водой. В любом случае найти их следы в последствие так и не удалось.

Снаряженная или нет

В феврале 1958 года в США в штате Джорджия снова произошли проблемы с носителями атомных бомб. Истребитель F-86 Sabre столкнулся в воздухе с бомбардировщиком B-47 во время имитации боевого задания, на борту которого находилась атомная бомба Mk 15.

Атомная бомба Mk 15
Атомная бомба Mk 15

Оба самолёта были повреждены и летчик истребителя катапультировался, так сказать «умыв руки», а вот экипажу бомбардировщика пришлось разгребать проблему. Пилот смог восстановить управление, но требовалась аварийная посадка. Делать это с бомбой на борту было опасно, так что её, так сказать «привычным движением», решили утопить в океане.

Бомба была сброшена. Взрыва никто не увидел, а последующие активные поиски не дали результатов. Бомбу искали до апреля месяца, но куда делось ядерное оружие так и осталось неизвестно.

Существовал спор и насчёт того, была бомба снаряжена плутониевым сердечником или нет. Все документы указывают, что она не была приведена в боевую готовность (что, в принципе, звучит логично). Однако в 1966 году на слушаниях в Конгрессе помощник Министра обороны неожиданно заявил, что бомба была полностью снаряжённой. В таком случае, остаётся только удивляться, как она не детонировала.

Впрочем, документы и свидетели утверждают, что бомба всё же не была снаряжена и хочется верить, что опрашиваемый просто ошибся.

Проблемы с точностью

Спустя лишь 23 дня с момента предыдущего инцидента, на авиабазе США Гринхэм Коммон расположенной в Англии случилась история из разряда нарочно не придумаешь. Во время полёта одного из B-47 у него начались неполадки на борту. Чтобы совершить аварийную посадку, самолёту было необходимо сбросить внешние топливные баки. Однако, экипаж видимо прогуливал уроки по бомбометанию, потому что один топливный бак, вместо назначенного места угодил в ангар, а второй рядом с другим B-47 с атомной бомбой B-28 на борту.

Начался сильный пожар, который унёс жизни двух человек и ещё восьмерым нанёс травмы. Бомба в этот раз особенно не пострадала (по крайней мере, об этом не сообщается), но пожар длился 16 часов прежде, чем с ним справились. Правительство США и Великобритании привычно отрицало инцидент, сообщая, что случилась лишь небольшая авария.

Ой!

Спустя ещё 11 дней, 11 марта 1958 года, в Южной Каролине в США проводились учения по имитации сброса атомной бомбы на Советский союз. Через 25 минут полёта B-47 выяснилось, что держатель бомбы не полностью защелкнут, и бомбардиру дали задание проблему исправить. Но бомбардир на то и бомбардир, что во время попытки починить замок он случайно отцепил её и бомба распахнув бомболюк устремилась вниз. За ней вниз едва не отправился и сам бомбардир, но ему повезло и он смог удержаться в самолёте.

Преодолев четыре с половиной километра бомба ударилась о землю и взорвалась. Сердечника в бомбе тоже не было, однако неядерный взрыв оставил воронку радиусом 20 и глубиной 11 метров. Бомба упала неподалёку от дома местного жителя, большая часть которого оказалась, разрушена, однако живущей там семье повезло, и они отделались лишь лёгкими ранениями. В дальнейшем им удалось отсудить у правительства около полумиллиона долларов по современным деньгам. Радиоактивное заражение оказалось не сильным и было устранено путём очистки территории.

После взрыва пилот сообщил о прекращении задания и возвращении на базу. Впрочем, можно считать, что миссия по отработке бомбометания была выполнена с лихвой. А штаты, в привычной манере, сделали из этого места своеобразную достопримечательность округа сохранив кратер от взрыва.

На волоске

24 января 1961 года катастрофа произошла в Северной Каролине, США. Самолёт B-52 перевозил две 3,8 – мегатонные термоядерные бомбы Mk 39 (на этот раз полностью снаряженные) и должен был штатно дозаправится в воздухе. Однако, во время дозаправки выяснилось, что самолёт теряет топливо и ему была приказано вернуться на аэродром. Во время снижения самолёт начал разваливаться и предположительно потерял часть крыла став неуправляемым. Экипаж большей частью успел покинуть самолёт до крушения, однако три человека из восьми погибли.

В процессе разрушения неподалеку от городка Голдсборо самолёт потерял и бомбы. Первая бомба выпала на высоте 2700 метров и сделала это весьма неаккуратным способом, запустив инициацию взрыва. Был запущен специальный генератор, который инициировал аккумулятор и таймер, а так же выпущен парашют. После отработки таймера должна была запуститься последовательность взрыва, однако основной предохранитель не позволил ему произойти. Сама бомба была обнаружена воткнувшейся в землю и обезврежена подоспевшими специалистами.

Бомба из Голдсборо
Бомба из Голдсборо

Позже, изучавшие аварию инженеры указывали, что успешная работа предохранителя это во многом везение, поскольку он требует электричества и любое короткое замыкание могло легко перевести его в состояние «взвод». Кроме того подобные ситуации ни раз случались во время эксплуатации этих предохранителей.

Вторая бомба выпала из самолёта позже на высоте плюс-минус около километра. В ней так же началась процедура инициации, однако её парашют не раскрылся и бомба на полной скорости врезалась в землю. Она зарылась в грунт настолько, что для того чтобы достать её основную часть специалистам понадобилось 6 дней осторожных раскопок. Ещё одно удивительное открытие случилось, когда специалисты обнаружили предохранитель бомбы. Он был в состоянии «взведён». Инженеры, вероятно, не мало перенервничали в этот момент, однако, последующие исследования выявили, что предохранитель был повреждён, как и вся цепь и не смог бы допустить взрыв ни в одном из состояний. Кроме того бомба долетела до земли слишком быстро и её таймер не успел отработать положенное время и тепловые батареи не были заряжены так чтобы произвести взрыв.

Несмотря на то, что термоядерной катастрофы удалось избежать, было рекомендовано модифицировать систему предохранения от взрыва, а сама бомба была признана не достаточно безопасной для эксплуатации на патрульных полётах.

В целом был принят комплекс мер по модифицированию оружия и самих самолётов B-52, чтобы подобных случаев больше не случалось.

Случившийся случай

Не прошло и двух месяцев, как 11 марта того же года, самолёт B-52 с двумя термоядерными бомбами Mk 39 Mod 2, с уже внесёнными модификациями по итогу предыдущей катастрофы (надо сказать тут инженеры сработали быстро), столкнулся с техническими проблемами на борту. Не смотря на то что неисправности были обнаружены ещё в начале полёта экипаж упорно продолжал выполнять задачу в течение двадцати двух часов пока ситуация не стала критической. В конечном итоге им пришлось прыгать, а самолёт врезался в землю через 22 часа 50 минут после начала полёта вместе с бомбами.

Первая бомба получила небольшие повреждения и начала процедуру инициации, однако та была остановлена штатно сработавшим предохранителем. Вторая бомба разрушилась при ударе, но не смотря на то, что контейнеры с радиоактивными материалами были разбросаны вокруг бомбы, они остались целыми и заражения не произошло.

Модифицированные предохранители в обеих бомбах находились в положении «безопасно». Но, неожиданно, было обнаружено, что тепловые батареи, зарядка которых блокировалась этими предохранителями, в случае второй бомбы всё равно оказались заряжены. Анализ остатков бомбы определил, что вероятно произошло короткое замыкание, которое позволило батареям зарядится в обход предохранителя. Однако, все прочие системы безопасности отработали штатно и инженеры сочли, что бомба отработала как надо.

Дикая гора

В январе 1964 года в штате Мэрилэнд, B-52, который перевозил две атомные бомбы потерпел крушение в местечке Savage Mountain (Дикая гора). На высоте самолёт попал в турбулентность, которая вероятно повредила его, после чего он потерял хвостовой стабилизатор. Управлять самолётом в таком состоянии было невозможно, и командир экипажа принял решение катапультироваться. Бомбардир не покинул самолёт по неизвестным причинам. Штурман и хвостовой стрелок погибли от переохлаждения к тому времени как их нашли. Пилоты остались живы.

С бомбами в этот раз не произошло ничего угрожающего окружающей природе и жизни людей. Они разрушились при ударе об землю. Министерство обороны стремительно эвакуировало то что от них осталось, хотя специалисты утверждали, что прежде необходимо должным образом оценить их состояние. По сообщениям местных СМИ бомбы были собраны обычной местной строительной техникой и увезены через обычный муниципальный аэропорт.

Что упало - то пропало

Пятого декабря 1965 года нештатная ситуация произошла в Филиппинском море на авианосце США Тикандерога. Во время проводимых учений, самолёт F-4 Skyhawk вместе с пилотом и водородной бомбой B-43 перемещали с подъёмника ангара. По какой-то причине, оставшейся неназваной, самолёт покатился и свалился за борт. Пилот выбраться не успел и вместе с самолётом и бомбой ушёл на дно в пяти километрах под поверхностью воды.

Лифт аналогичный тому на котором произошло происшествие
Лифт аналогичный тому на котором произошло происшествие

Подробности происшествия на текущий момент не раскрываются.

Четыре бомбы в Испании

17 января 1966 года снова произошло происшествие с водородными бомбами. Бомбардировщик B-52 столкнулся с самолётом заправщиком во время дозаправки над Средиземным морем. Штанга топливозаправщика ударила по самолёту, оторвав тому левое крыло. Произошёл взрыв. Топливозаправщик был уничтожен мгновенно со всем экипажем. B-52 развалился в воздухе, но три члена экипажа из семи смогли выжить, приземлившись на парашютах.

Водородные бомбы B28 разлетелись по всей территории. Две из них упали на землю и их обычная взрывчатка детонировала, разбросав по всей округе радиоактивные вещества. Ещё одна бомба оказалась повреждена незначительно и была успешно вывезена. У четвертой бомбы вероятно сработал парашют и она была унесена в море. Примерное место падения было замечено местным рыбаком. США направило на место целый поисковый флот, но бомба была обнаружена только к 18 марта спустя почти 80 дней. Спустя ещё несколько недель, не без сложностей её удалось поднять.

Поднятая бомба у Паломареса
Поднятая бомба у Паломареса

Общее радиоактивное загрязнение недалеко от городка Паломарес составило около двух с половиной квадратных километров. Были проведены мероприятия по очистке, однако, даже спустя 40 лет случалось обнаруживать землю и предметы с повышенным радиоактивным фоном. Позже были проведены дополнительные работы по очистке, однако, даже по состоянию на 2015 год, Испанское и Американское правительство всё ещё ведёт диалог по поводу очистки оставшейся территории и утилизации зараженной почвы на территории США.

Эта катастрофа имела и политические последствия, поскольку НАТОвским самолётом впредь запрещалось пролетать над территорией Испании с атомным оружием.

Пожар

Спустя два года, 21 января 1968, бомбардировщик B-52 совершал полёт с четырьмя такими же водородными бомбами над территорией Гренландии в рамках стратегической программы обороны США. Непредвиденное стечение обстоятельств привело к пожару на борту самолёта примерно после шести часов полёта. Когда ситуация стала критической и поняв, что самолёт уже не посадить, командир экипажа принял решение покинуть самолёт над авиабазой Туле. Большая часть экипажа успешно катапультировалась, однако второй пилот вынужден был покидать самолёт через люк и получил при этом смертельную травму головы.

Неуправляемый самолёт ещё какое-то время продержался в воздухе после чего врезался в лёд в 12 километрах от авиабазы Туле. Все четыре бомбы детонировали при ударе создав мощные, но неядерные взрывы. Тем не менее, детонация распылила радиоактивные вещества на большой площади, а мощный пожар от ста тонн разлившегося топлива в итоге растопил лёд и увлёк часть обломков на дно океана.

За происшествием последовали трехнедельные мероприятия по очистке льда, снега и воды, обильно зараженных различными радиоактивными материалами. Работа проводилась в крайне тяжелых условиях при температуре до -70 градусов, первое время даже без тяжелого оборудования. Однако, было решено провести работы как можно скорее прежде чем лёд начнёт таять ближе к лету и увлечёт радиоактивные частицы в океан. Большая часть загрязнения была устранена и последующие исследования в недавнем прошлом показали, что часть оставшегося плутония осела на дне океана и не представляет серьезной угрозы человеку. Впрочем, загрязнённые частицы в почве всё ещё остаются и могут представлять некоторую опасность для людей.

Погрузка заражённого льда в цистерны
Погрузка заражённого льда в цистерны

Позже появилась информация о том, что следов одной из бомб на самом деле не было найдено, что привело к дополнительным поисковым работам, которые ни к чему не привели. В целом, одно из заявлений гласило, что найти и тем более поднять недостающие остатки ядерного оружия, даже если такие есть, задача практически невозможная.

Довольно любопытно выглядит и политический скандал в Дании, в результате которого выяснилось, что несмотря на запрет нахождения ядерного оружия как «на» так и «над» территорией Дании, американские войска длительное время использовали базу в Туле для операций с таковым, в то время как правительство закрывало на это глаза.

Недавнее

Относительно недавно, в 2007 году произошла ещё одна не штатная ситуация с крылатыми ракетами AGM-129 ACM в США. Самолёт B-52 совершающий перелёт с учебными ядерными боеприпасами с авиабазы Майнот на авиабазу Барксдейл провёл 36 часов на земле и в воздухе с шестью не учебными, а вполне реальными ядерными боеголовками.

Хотя сама по себе ситуация не имела серьезных последствий, однако загруженное по ошибке и неизвестно где находящееся в течение полутора суток ядерное оружие, намекает на то, что с процедурами безопасности всё ещё случаются проблемы.

Итоги

Подобные катастрофы не могли остаться незамеченными ни внутри США ни другими странами. Программы полётов в рамках стратегического сдерживания были сокращены, отчасти в связи с рисками подобных катастроф, отчасти в связи с тем, что очередное крушение которое могло в конечном итоге вызвать ядерный взрыв могло быть ошибочно трактовано другими странами, как нападение. Но в то же время, более активно стали внедряться системы ракетного стратегического вооружения, которые начинали вытеснять самолеты бомбардировщики.

Технические выводы так же были сделаны, в результате чего был разработан новый тип взрывчатого вещества для атомного оружия, который не должен был детонировать при нештатном падении бомб.

На этом основные известные потери или детонации авиационных атомных бомб заканчиваются. Дальнейшие катастрофы связаны в большей степени с атомными подводными лодками и другими работами с радиоактивными веществами, что выходит за рамки этой статьи.

Источники:

DEPARTMENT OF DEFENSE - Narrative summaries of accident involving U.S. Nuclear weapons 1950-1980

Wikipedia