На счету не только каждый день, но и каждые руки
"Хлеб наш насущный дай нам на сей день"
Каждый год в сельском хозяйстве особенный, но независимо от погодных условий и внешних обстоятельств простых сезонов не бывает никогда. Текущий превзошёл все ожидания - майские заморозки, июньский град, июльская жара, а затем бесконечные дожди повлияли на плановые показатели аграриев, но опускать руки никто не намерен. Наоборот, именно сейчас в уборочную страду все силы брошены на то, чтобы сохранить весь урожай до последнего зёрнышка.
Начало сентября, словно помогая растениеводам, дарит солнечную погоду, а с высветленных небес вместе с лучами льется: "Хлеб наш насущный дай нам на сей день". И, чтобы понять настоящую цену хлебу, не ту, которую мы платим в магазине, а скорей то, какой ценой он достается, молитва эта через века переносит на поля наших предков.
"Перед началом жатвы начинается обряд благодарения: кладут на поле хлебную соль, затем срезают три раза по три колоса и, заткнувши их за спины, приговаривают:
- Чтоб наши спины не болели.
Нажавши первый сноп, добавляют в него прежде сжатые колоски. С этим снопом обходят по краю поля, ударяя им об землю и приговаривая: "На сто колен и на тысячу".
После приступают к жатве. Мужики, широко замахиваясь, проходят по полю с косами, а бабы, одни режут колосья остро наточенными серпами, другие вяжут скошенные колосья в снопы, составляя их так, чтобы дождь не затек и пшеничка не проросла, а сам колос не осыпался. Работа тяжелая, пыльная, но на душе радостно, оттого и песни играют. Есть хлеб - будет сытой зима. Тут же начинают обмолачивать часть скошенного зерна. Впрягают лошадь в молотильный каток, пускают по круглому току, да цепами, прикрепленными к длинным палкам, ударяют по лежащим колосьям. После катка подымали снопы и уже цепом добивали. Это палка метр двадцать сантиметров длиной, соединенная сыромятными ремнями с палкой сантиметров шестьдесят. Ею и бьют до темна. Устали, попадали на эти снопы и спят. Только зорька занималась, вставали и опять новые радости, новые заботы. Как хорошо! И всё во славу Господа! Неделю и боле работали. Потом, если веялка была, веяли, если не было, подымали в ведре на ветер и сыпали на землю". (Г. М. Возлинский "Уборка хлеба").
И в реалиях сегодняшнего дня наиглавнейшей задачей растениеводов остается посеять и убрать хлеб.
"Умные" комбайны, бурты и механизаторы с любящей душой
Традиционно в золотое время уборочной кампании я на полях агрофирмы "Манчажской". И радуется сердце, глядя на мощные комбайны: два красных "Акрос" - 595 и желтый - "NewHolland" СХ - 6090, захватывающие жаткой колосья ячменя, плавно идущие по бескрайнему полю и оставляющие после себя вороха слепящей на солнце соломы.
Где недавно колосилась
Нива с налитым зерном,
Там под вечер появились
Краски злата над жнивьём.
Комбайнёр устал до пота,
от штурвала дрожь в руках,
а вся радость от работы
отражается в глазах.
(М. Барановский)
С интересом наблюдаю, как на кузове"NewHollandа", набравшего необходимое количество зерна, загораются сигнальные маячки, и к нему спешит КамАЗ. Зерно густой струей выплескивается из выгрузного шнека, и грузовик наполняется за несколько минут. За это время успеваю подняться по лестнице в просторную, панорамного остекления кабину, где меня приветствует В. В. Волков. Валентин Валерьевич позволяет мне проехать с ним один круг.
- Сыплет сегодня неплохо, - приветливо говорит комбайнер, - в этом году урожайность гораздо лучше прошлогодней. Хороший вырастили ячмень! Правда, из - за нескончаемых дождей, мы не смогли во время произвести химобработку всех полей, поэтому много сорняков. Ячмень с таких полей пойдет на зерносенаж. Также непогода (отсутствие тепла) не дала полностью созреть пшенице и овсу - стоят до сих пор зеленые. Но ничего, главное, чтобы погода сейчас постояла. Не зря в народе говорят: "Хлеб убирают - на небо взирают". А мы уж постараемся!
И вот включена молотилка, опущена жатка, открыт бункер - процесс пошел. Мы начинаем "зажинать" поле.
Осмотревшись в кабине, замечаю монитор бортового компьютера, на нем буквально все: сколько сегодня убрано гектаров, насколько заполнен бункер, какая влажность зерна…- вся необходимая информация. В кабине царит комфортная температура, шума практически нет. Валентин Валерьевич комментирует:
- Из плюсов комбайна - большая производительность, удобство и комфорт для водителя.
А еще я замечаю, что, несмотря на свои внушительные габариты, комбайн достаточно маневренный. Комбайнер дергает правой рукой джойстик, управляя жаткой, изредка что - то нажимает на экране. Сделав один проход, идем на разворот. И, глядя на жатку, я испытываю маленькое счастье от сопричастности к процессу скашивания колосьев и их обмолота.
Затем мы с М. Л. Беликом, председателем профсоюзного комитета агрофирмы, отправляемся на поле, где закладываются бурты с многолетними травами и зерносенажем. Здесь нас встречает начальник цеха №1 Л. М. Илюшкин. После привычных траншей мне как - то странно видеть валообразную удлиненную кучу. Леонид Михайлович поясняет:
- Бурты (курганы) - это простейший тип хранилища. На основание площадки укладывается пленка, на которую выгружаем зеленую массу. Причем, подъезд к бурту осуществляется со всех сторон. Масса утрамбовывается и укрывается еще одним слоем пленки. Эта технология считается менее затратным способом силосования - не надо везти массу на дальние расстояния.
Мы наблюдаем, как Р. Р.Шаяхметов на К -744 Р1 и В. П. Власов на тракторе "Кейс -315" с разравнивателем РЗМ 2, 6 осуществляют трамбовку. Мне удалось побеседовать с Владимиром Павловичем, имеющим огромный опыт работы, об особенностях нынешней уборочной кампании:
- В этом году запаздываем с уборкой, - говорит механизатор, - а что делать, если дожди, льющие день и ночь, не выпускали в поля. Сейчас нам приходится выполнять одновременно разные виды работ: заготовку сенажа, сена, уборку зерновых, вспашку… А это постоянная смена техники - пересаживаемся с одной единицы на другую. Не хватает каткастрофически рабочих рук - нас осталось 12 трактористов.
Я с детства на тракторе с отцом и не могу представить себя вне деревни. Душа моя лежит к технике и земле. Приятно смотреть на результат своего труда. Когда сеешь, а потом видишь, как растет будущий урожай, собираешь его. Переживаю за каждое поле.
Жаль, что молодые ребята, - подытоживает Владимир Павлович, - не остаются в деревне, отдаляясь все дальше и дальше от земли, которая нуждается в трактористах, людях с живой душой и сильными руками. А у нас на счету не только каждый день, но и каждые рабочие руки, которые буквально от рассвета до заката борются за каждый гектар поля, которое просит: "Давай, не подкачай, родной!"
И тут ничего не добавишь. Пожелаем лишь аграриям солнца!
Татьяна Костырева
2024 г