Найти тему

Абидос - история любви длиною в три тысячи лет ...Часть III

У человечества есть две страсти , которые приходят к нам в раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь . Первая - это “расскажи мне историю” -  она начинается тогда, когда по вечерам нам читают сказки, и мы сгораем от нетерпения узнать, спасет ли Иван-царевич свою лягушонку в коробчонке , хотя смутно догадываемся, что обязательно спасет, и Кощея накажет, и будут они с лягушонкой жить счастливо, но нам хочется , чтобы не спасал еще какое-то время, и сказка длилась еще долго-долго. И вторая страсть - “покажи мне то, чего я еще не видел” -  и она берет начало с первых шагов у нашего порога и не заканчивается никогда , потому что мы страстно хотим открывать и видеть что-то новое !

Абидос - то место , которое хранит множество историй - счастливых , трагических и  удивительных , и их герои жили тысячелетия назад , но была одна невероятная история, главных героев которой разделяют три тысячи лет , и золушкой там стала практически наша с вами современница - нас разделяют с ней всего лишь сорок лет.  Для Египта с его тысячелетиями можно было бы сказать, что это случилось пару часов назад.

Как говорит мой хороший друг , “не будь занудкой” - я постараюсь ею не быть, но воспользуюсь вашим терпением и покажу несколько фотографий этого волшебного храма изнутри, чтобы вы тоже могли оценить его великолепие. И разбирать на молекулы его художественную уникальность тоже не стану - пусть у вас останется желание обязательно сюда приехать и прикоснуться ладошкой к его барельефам, полюбоваться и поблагодарить людей, которые его создали и подарили нам возможность быть здесь сегодня.

Открытые солнцу, ветру и пескам пустыни колонны храма , они и сегодня сохранили прекрасные росписи , а ведь им 3300  лет!!! Фото автора.
Открытые солнцу, ветру и пескам пустыни колонны храма , они и сегодня сохранили прекрасные росписи , а ведь им 3300 лет!!! Фото автора.

Храм полностью построен из мрамора, что было редкостью , и имел семь дверей , которые вели непосредственно к семи часовням внутри храма, посвященным семи богам ( или одному богу в семи ипостасях - так и не разобрались) . Сегодня открыта одна дверь - центральная , остальные были замурованы еще в древности ( вполне вероятно, христианами, которые использовали храм как церковь).

Центральная дверь, через которую мы входим , ведет в часовню Амон Ра (верховного бога египетского пантеона) . Эта часовня заканчивается дверью в загробный мир, и она настолько реалистично выполнена, что хочется ее открыть . Вообще, было как-то приятно в древнем Египте иметь дело со смертью - все было очень подробно показано,  расписано, даже дверь в загробный мир имелась , христиане потом напустили туману и всем стало страшно и непонятно )).

Центральный вход, ведущий в часовню Амон Ра.Вдали - дверь в потусторонний мир. Фото автора.
Центральный вход, ведущий в часовню Амон Ра.Вдали - дверь в потусторонний мир. Фото автора.
Боковая стена у колоннады с барельефом , изображающим Рамзеса II в голубой военной короне (он очень ее любил и “надевал” ее и на барельефы в Карнаке, и в храмах по всему Египту) и Осириса. Рамзес изображен в шаге, и его тело выкрашено в охру - значит, изображен живым, в руках у него ключ жизни и кадильница для ладана ( да, христиане и тут не первые).  Осирис же изображен с ногами, сомкнутыми вместе, и цвет тела- голубоватый - значит , он  в загробном мире. Египтяне не умели изображать объем в рисунках и барельефах, хотя прекрасно умели работать со скульптурой. Также они не знали перспективы ( ее не знали еще очень долго - перспективу откроет гениальный Бруннелески при строительстве купола Дуомо во Флоренции почти две с половиной тысячи лет спустя). А пока родится Бруннелески , египетские художники решили плоские изображения делать объемными за счет особого разворота тела - лицо всегда изображалось в профиль , плечи и тело в анфас и ноги снова в профиль , в итоге создавалось ощущение , что тело движется , а значит, имеет объем. Пространство даже не пытались углубить ( понимали, что ждать еще две тысячи лет пока Флоренция построится ) , а потому изображали все , тщательно вырисовывая детали и помещая на передний план. Фото автора.
Боковая стена у колоннады с барельефом , изображающим Рамзеса II в голубой военной короне (он очень ее любил и “надевал” ее и на барельефы в Карнаке, и в храмах по всему Египту) и Осириса. Рамзес изображен в шаге, и его тело выкрашено в охру - значит, изображен живым, в руках у него ключ жизни и кадильница для ладана ( да, христиане и тут не первые). Осирис же изображен с ногами, сомкнутыми вместе, и цвет тела- голубоватый - значит , он в загробном мире. Египтяне не умели изображать объем в рисунках и барельефах, хотя прекрасно умели работать со скульптурой. Также они не знали перспективы ( ее не знали еще очень долго - перспективу откроет гениальный Бруннелески при строительстве купола Дуомо во Флоренции почти две с половиной тысячи лет спустя). А пока родится Бруннелески , египетские художники решили плоские изображения делать объемными за счет особого разворота тела - лицо всегда изображалось в профиль , плечи и тело в анфас и ноги снова в профиль , в итоге создавалось ощущение , что тело движется , а значит, имеет объем. Пространство даже не пытались углубить ( понимали, что ждать еще две тысячи лет пока Флоренция построится ) , а потому изображали все , тщательно вырисовывая детали и помещая на передний план. Фото автора.
Вполне себе симпатичная дверь в загробный мир . Причем все часовни ( Гора, Изиды , Амон Ра, Птаха… ) заканчиваются такими дверьми , кроме одной . Догадались, чья часовня не имеет двери в загробный мир? Осириса - он и так бог загробного мира , и его часовня имеет продолжение в виде великолепного гипостильного зала и комнаты для жертвоприношений - святая святых, куда входили только жрецы. Потолок этой часовни ( Птаха) погублен копотью свечей во время пребывания ранних христиан.  Фото автора.
Вполне себе симпатичная дверь в загробный мир . Причем все часовни ( Гора, Изиды , Амон Ра, Птаха… ) заканчиваются такими дверьми , кроме одной . Догадались, чья часовня не имеет двери в загробный мир? Осириса - он и так бог загробного мира , и его часовня имеет продолжение в виде великолепного гипостильного зала и комнаты для жертвоприношений - святая святых, куда входили только жрецы. Потолок этой часовни ( Птаха) погублен копотью свечей во время пребывания ранних христиан. Фото автора.
Чудесное ночное небо в часовне Осириса и вход в другие помещения храма  ( о, бесконечный новый мир)) Я не буду здесь помещать фото остальных залов, чтобы оставить возможность каждому открыть в этом месте что-то свое. Фото автора.
Чудесное ночное небо в часовне Осириса и вход в другие помещения храма ( о, бесконечный новый мир)) Я не буду здесь помещать фото остальных залов, чтобы оставить возможность каждому открыть в этом месте что-то свое. Фото автора.
Абидосский список фараонов от первой династии ( Менеса из Истории о Лотосе и Папирусе до Сети I) , кроме четырех фараонов, поедете и узнаете , кого тут нет ))
Абидосский список фараонов от первой династии ( Менеса из Истории о Лотосе и Папирусе до Сети I) , кроме четырех фараонов, поедете и узнаете , кого тут нет ))
Рамзес II подносит Осирису дары , позади Гор в двойной короне объединенного Египта . Изумительные по красоте барельефы часовни Осириса. Фото автора.
Рамзес II подносит Осирису дары , позади Гор в двойной короне объединенного Египта . Изумительные по красоте барельефы часовни Осириса. Фото автора.
Вход в другую жизнь из часовни Осириса. Фото автора.
Вход в другую жизнь из часовни Осириса. Фото автора.

Посмотрите на эти барельефы и росписи ! Весь храм украшен ими . Сам Гор-Ра в короне Верхнего и Нижнего Египта вручает Рамзесу II цеп и посох - символы власти.  Помните, я рассказывала о Карнаке в первой части? Он монументален , он великолепен и еще море эпитетов можно привести, но мы не увидим там вот таких росписей, мы не почувствуем, что буквально вчера этих стен  касалась кисть древнего художника, а в Абидосе все было вчера , даже то, что случилось три тысячи лет назад,  Фото автора.
Посмотрите на эти барельефы и росписи ! Весь храм украшен ими . Сам Гор-Ра в короне Верхнего и Нижнего Египта вручает Рамзесу II цеп и посох - символы власти. Помните, я рассказывала о Карнаке в первой части? Он монументален , он великолепен и еще море эпитетов можно привести, но мы не увидим там вот таких росписей, мы не почувствуем, что буквально вчера этих стен касалась кисть древнего художника, а в Абидосе все было вчера , даже то, что случилось три тысячи лет назад, Фото автора.

И моя история как раз об этом.

Жила-была в Англии маленькая девочка, звали ее Дороти Иди. Дело было в далеком 1907 году , жила наша малышка в семье скромного портного и его жены, и она была их единственным ребенком. Когда Дороти было 3 года , она упала с лестницы, получила травму головы и врач установил факт смерти. Но через несколько часов ее вдруг нашли живой,  и врач не смог никак это объяснить .

Через некоторое время родители стали замечать за Дороти некоторые странности.

Она начала говорить с акцентом на родном языке (синдром иностранного акцента)  , просила вернуть ее домой , утверждая, что дом родителей - не ее родной дом , но при этом не в состоянии объяснить , где же дом, куда она хочет вернуться.

Учитель из воскресной школы попросила не приводить нашу девчушку на занятия, т к она начала сравнивать христианство с языческой древнеегипетской религией (и была во многом права), чем повергла учителя в шок , т к в начале 20 века никому и в голову не приходило, что христианство может иметь какие-то корни в Древнем Египте.

Мне сейчас легко это писать , но я не могу себе представить , как шестилетний ребенок мог иметь смелость не просто говорить эти факты учителю, но и вообще откуда-то это знать, учитывая жесткость образовательной системы начала 20 века в Англии и скромное положение семьи - это не была семья лорда или даже потомственного дворянина с хорошей библиотекой, это была семья обыкновенного портного, и книги там были непозволительной роскошью).

Дороти допросил католический священник и после собеседования попросил родителей больше не приводить ребенка на мессу. Таким образом , поведение и определенные знания у девочки носили не случайный , а вполне себе системный характер , что говорило о том, что она неплохо знает мир, о котором рассказывает.

Родители решили повезти ее в Лондон в Британский музей, и конечно же, они первым делом  посетили залы древнеегипетского искусства , где Дороти бегала от статуи к статуе и целовала им ноги, говоря что это ее народ ! И вдруг она увидела фотографию заупокойного храма Сети I в Абидосе , ткнула в эту фотографию пальчиком и воскликнула :”Вот он, мой дом!! Но где же деревья, где сады, и вот тут должен быть колодец” .

Она “помнила” это место в зелени и не окруженное пустыней. Забегу чуть вперед и скажу, что еще пятьдесят лет после этого момента археологи разводили руками и говорили , что никаких садов и деревьев быть тут не могло , вокруг пустыня , Нил далековат и вообще раскопки показали, что не было ничего вокруг. Но шло время, были проведены новые серии раскопок более любопытными и настойчивыми археологами,  и под метрами песка были найдены остатки целого парка вокруг храма, и колодца ( вот его основание можно увидеть и сегодня) , а Нил был в те времена гораздо ближе, и от него шли ирригационные каналы, остатки которых тоже были обнаружены.

Дороти ловила любую возможность побывать в Британском музее, где чувствовала себя дома, и там она случайно встретила Сэра Уоллиса Баджа, знаменитого египтолога, востоковеда и филолога, который был так поражен ее историей , что предложил ей изучать египетские иероглифы. Встреча, конечно, была судьбоносной и гораздо облегчила Дороти жизнь, так как появился человек, с которым она могла говорить о Древнем Египте, не опасаясь , что ее сочтут сумасшедшей. Он же, в свою очередь, был поражен тем, как легко, играючи, она осваивает древнеегипетские иероглифы и изучает язык, который с трудом давался специалистам. На что Дороти просто замечала, что она не изучает, а вспоминает свой язык.

Добавлю от себя , что я изучала египетские иероглифы и грамматику, чтобы было легче ориентироваться в надписях на стенах храмов, и должна сказать, что даже при очень высокой мотивации это невероятно трудоемкий и нудный процесс, уж точно не для восьмилетнего ребенка.

В 15 лет ей начали сниться сны , в которых ее посещал Сети I , она рассказывала об этом близким , что привело к тому, что ее стали помещать в санатории для “поправки душевного здоровья”. Если вспомнить , что собой представляли такие санатории в начале 20 века, с ледяным душем среди ночи и особой голодной диетой , то Дороти повезло, что она вообще выжила.

В 17 лет она поступила в Школу изобразительных искусств , продолжала интересоваться  иероглифами и древнеегипетским языком , и в возрасте 27 лет стала работать в  египетском журнале , в отделе по связям с общественностью, где и познакомилась со своим будущим мужем, гражданином Египта.

Дороти Иди. Красивая девочка!
Дороти Иди. Красивая девочка!

В 1931 году она переехала к своему мужу в Египет . По приезде она поцеловала землю и сказала, что, наконец, вернулась домой.

Семья обосновалась в Каире, и вскоре Дороти родила сына, которого конечно же назвали Сети .

В Каире она познакомилась с секретарем другого известного египтолога Джорджа Рейснера , который позже писал, что был поражен тем, как она умеет заклинать змей на древнеегипетском языке, а при входе в пирамиды она делала подношения богам и снимала обувь.

Еще в ранний период своей жизни Дороти говорила о ночных посещениях Гора-Ра ( одной из ипостасей бога Ра, его часовня есть в храме Сети I ) , который приходил к ней во сне и она называла его духом Сети I .

В Египте же в течение двенадцати месяцев Гор Ра в ночных посещениях рассказывал Дороти ее предыдущую жизнь , а она записывала все, и этот текст занимает 70 страниц рукописного иероглифического текста  , на котором, собственно, никто, кроме самих древних египтян и писать не умел, и сегодня не умеют , т к одно дело читать иероглифы , а другое дело писать скорописью.

В этом тексте описывается молодая девушка- жрица из Древнего Египта , которую звали Бентрешит, что означает “Арфа радости” .

Бентрешит происходила из очень скромной семьи, ее отец был простым воином армии Сети I , а мама торговала фруктами и овощами. Когда девочке было 3 года, ее мама умерла, а отец не смог о ней заботиться и отдал девочку в храм, где ее растили, чтобы сделать жрицей.

Кстати говоря, жрецы и жрицы были самым привилегированным классом в Древнем Египте, после фараона. Будущие жрицы получали прекрасное образование, доступ к библиотекам, их обучали пению, танцам, молитвам и мистериям, умению хорошо излагать мысли, они могли путешествовать из храма в храм, пользовались неизменным уважением народа, и в целом вели очень достойную и безбедную жизнь. Не было так называемой священной проституции , как в храмах Коринфа или Карфагена , никто не принуждал их продавать свое тело для непонятного высшего блага , и девочки давали священный  обет оставаться девственницами.  Думаю, весталки в Древнем Риме были позаимствованы у Древнего Египта.

Когда Бентрешит исполнилось двенадцать лет , Первосвященник спросил ее, желает ли она уйти в мир или остаться и принять обеты безбрачия и стать жрицей богини Изиды. Она согласилась стать жрицей, т к другого мира не видела и не знала.

В течение последующих двух лет она заучивала молитвы и мистерии , посвященные истории воскрешения Осириса . В один из дней храм навестил Сети I , он ее заметил, они познакомились , полюбили друг друга и стали любовниками . (Жрицы действительно были очень близки к фараону и его семье, т к выполняли для них целый ряд религиозных треб).

Бентрешит забеременела и призналась Первосвященнику, кто отец ребенка. Тот, в свою очередь, сказал, что ее грех, давшей обеты безбрачия самой Изиде, настолько велик, что наказанием может быть только смерть , а если еще узнали бы, кто отец ребенка, то и Сети I мог бы оказаться в уязвимом положении. ( Давайте будем помнить , что это не 20 век и даже не Греция и Рим, где с богами вполне можно было бы договориться. Если учесть , что пирамида Хеопса была построена всего за 20 лет одним поколением людей во имя бессмертия фараона , то представим себе уровень ответственности перед Изидой. Даже в Риме за нарушение обета весталками полагалась смерть - их живыми закапывали в землю).

Бентрешит не хотела ставить своего фараона и любимого человека в тяжелое положение и приняла решение покончить жизнь самоубийством. Должна сказать, что самоубийство как вариант наказания  в Древнем Египте, как и позже в Древней Греции и Риме, считалось достойным путем для сильных людей, и этот способ поощрялся в высших слоях общества. Речи не было о лишении возможности вечной жизни из-за самоубийства .

Вернемся к ее жизни в 20 век.

Она рассталась с мужем через несколько лет после рождения сына , т к его семья , принадлежавшая к высшей прослойке общества, не могла понять ее страстного увлечения Древним Египтом и тем более , слушать ее рассказы о ее прошлой жизни. Ее знакомство со знаменитыми египетскими археологами привело ее в отдел древностей, где она стала работать как секретарь, переводчик и иллюстратор. Для многих ученых  она стала человеком, который помог им опубликовать научные работы, очерки, эссе, многим она помогла в переводе сложных текстов и в изучении малопонятных иероглифов.

Дороти Иди в период работы в отделе древностей.
Дороти Иди в период работы в отделе древностей.

У нее были дружеские отношения с самыми выдающимися учеными-египтологами и археологами современности. Многие видели в ней феномен реинкарнации и изучали его.

К примеру , в первый ее приезд в Абидос поставили эксперимент. К тому моменту храм был еще закрыт для публики и только-только закончились раскопки, Иди не могла нигде раньше видеть барельефы, и она должна была стоя в полной темноте описать сцены на барельефах на определенных стенах, что она с успехом и выполнила, и в подробностях их рассказала. Также она настаивала на том, что недалеко от стен храма есть целый город , погребенный под песками ( его обнаружили только в 2003 году и там ведутся раскопки - действительно целый город) , она настаивала на садах вокруг храма и их нашли , как и колодец. Она знала то, чего знать никак не могла .

Как это объяснить с точки зрения науки, я не знаю, и я всегда за научный подход, без мистики , и сегодня я хочу рассказать не о реинкарнации, а о любви , об этом феномене человеческой души, как о невероятной силе, способной жить тысячелетия.

В 1956 году завершился проект отдела  древностей по изучению пирамиды в Дашуре и Иди могла остаться без работы . Профессор Ахмед Факри, с которым она работала много лет и который серьезно относился к ее феномену, предложил ей два варианта работы - очень хорошо оплачиваемую и солидную в отделе древностей по хранению древних записей или очень плохо оплачиваемую в Абидосе, в деревне на юге, недалеко от Сухаджа ( того самого, через который мы проезжали во второй части нашей истории) . И конечно, Дороти выбрала Абидос! На что профессор сказал, что сам удивлен, как поворачивается колесо ее истории, и что появилась скромная должность именно в Абидосе , и что возможно, сейчас , послужив в этом храме, она сможет искупить свой грех перед Изидой и послужить храму так, как она должна была это сделать три с половиной тысячи лет назад.

Дороти в возрасте 52 лет переехала в деревню недалеко от Абидоса, и первые два года занималась полным описанием и инвентаризацией фресок, барельефов и артефактов, найденных в храме во время раскопок. В это же время она настаивала на том, что в храме есть тайник с бесценными артефактами и документами , показала, где он должен быть , и он был найден. Она очень подробно описала сад , который был вокруг храма, и через много лет он был раскопан именно в том виде , каким она его описала. Она говорила, что именно в этом саду, еще при недостроенном храме, они встретились с Сети I.

Каждое утро и каждый вечер она приходила в храм и читала молитвы и песнопения, посвященные Изиде и Осирису, а в праздники приносила древнеегипетские подношения в часовню Осириса - хлеб, фрукты, пиво и сладости.

Она воссоздала и написала  древнеегипетский литургический календарь всех праздников и свято их соблюдала. Другими словами, наша девочка вела жизнь и выполняла обязанности настоящей жрицы храма Осириса.

Одну из комнат храма она сделала своим кабинетом, в котором практически жила с ручной коброй , которая приползала к ней время от времени , к ужасу охранников.

И при этом она каким-то волшебным образом была очень любима в деревне, в которой жила, уважала мусульманские и христианские праздники и здесь ее называли Ом Сети - мама Сети , т к на юге Египта принято называть родителей по имени их старшего ребенка.  Она была уверена, что нить времени связывает и древнеегипетскую религию с ее ипостасями единого бога Ра , и христианство , и мусульманство , просто со временем формы этого поклонения менялись людьми, но по сути они едины.

В Абидосе ее посещали выдающиеся ученые , журналисты и египтологи своего времени, привозили ей подарки, одежду , т к зарплаты в 30 долларов не хватало даже на очень скромную жизнь, и она подрабатывала вязанием, которое продавала знакомым и друзьям. И тем не менее , ее это не только не огорчало, но и радовало , потому что это был ее дом , тут за ней присматривали ее боги и ее любимый Сети I. Только любовь способна на такой подвиг.

Она рассказывала о Рамзесе II как о подростке , каким его знала в прошлой жизни, и говорила, что он самый оклеветанный из всех фараонов , из-за библейских свидетельств о том, что он убивал младенцев и удерживал в плену еврейский народ во время Исхода , но на самом деле это был не он, и это было совершенно не так, как описывается в Библии. Кеннет Китчен, египтолог, специалист по Ближнему Востоку и профессор, знаток этого периода, называл Ом Сети настоящим Рамессидом и говорил о ее правильном подходе к вопросу о библейском Исходе . Современные исследования это подтвердили - Рамзес не имел отношения к истории с Исходом из Египта и убийству детей.

В октябре 1980 года об Ом Сети был снят фильм BBC “Ом Сети и ее Египет”.

Ом Сети на пороге храма Сети I в Абидосе.
Ом Сети на пороге храма Сети I в Абидосе.

Последние десять лет ее жизни она провела в небольшом домике , который для нее построил сын смотрителя храма в Абидосе Ахмед Сулиман, и она жила как часть его семьи, продолжая при этом ходить в свой храм , вести научную работу и при этом отслуживать молебны Осирису и Исиде как жрица храма.

Она не боялась смерти, потому что была уверена, что уже прошла через нее. Она боялась суда Осириса, потому что когда-то сделала то, чего не должна была делать, но была уверена, что пройдет этот суд, так как заслужила прощение своей жизнью три тысячи лет спустя, и с ней был ее Сети , который продолжал ее посещать в последние годы .

За несколько дней до смерти она отдала своих двух кошек , завещала прочесть свой дневник только после ее смерти и похоронить ее в маленькой гробнице , которую построила сама и в которой тоже была дверь в потусторонний мир.

Она ждала встречи со своим любимым и заслужила эту встречу, посвятив всю свою жизнь Абидосу и Древнему Египту.

Ом Сети умерла 21 апреля 1981 года в Абидосе и была похоронена в пустыне недалеко от храма , в котором прошли две ее жизни.

Небольшой памятник над могилой сделали сами жители деревни в знак уважения к ее жизни и ее подвигу.

Могила Ом Сети в пустыне за храмом Сети I . Фото автора.
Могила Ом Сети в пустыне за храмом Сети I . Фото автора.

Мне рассказал эту трогательную историю три года назад мой уже хороший друг, археолог и смотритель храма Сети I в Абидосе , Махмуд , и он же отвел меня к могиле Ом Сети.

Мы прошли три километра по пустыне в июле, в жару в 50 градусов, но это было легко , потому что мы шли к могиле женщины, которая посвятила целую жизнь своей идее и прошла тернистый путь ради своей любви. Per Aspera ad Astra - сквозь тернии к звездам...

Мы положили по камешку на ее могилу, восхищаясь и недоумевая, как любовь может пройти через тысячелетия, и я искренне надеюсь, независимо от того, есть феномен реинкарнации или нет его, была ли это память или что-то иное, что она все-таки встретилась со своим любимым,  и по-настоящему где-то счастлива, в какой-то другой Вселенной, где Египет совсем не древний, а вполне еще молод и у него еще в запасе тысяча лет, и сохнут краски в часовне Осириса , где вчера расписывали потолок, и великий Рамзес еще совсем мальчик , и Бентрешит с Сети I познакомятся только завтра в том самом саду, и она вернет Изиде свои обеты и просто станет любимой женщиной своего фараона…и все у них впереди...

Выражаю благодарность моему многолетнему гиду Ахмеду (посредине) , настоящему профессионалу и просто замечательному человеку, который терпеливо и спокойно принимает пожелание поехать к черту на кулички и на Кудыкину гору , где нет ни людей, ни дорог, ни воды , ни даже скорпионов, но есть заброшенная гробница )). Потому что ему нравится его работа, и если он еще не был в этом месте, то тоже может узнать что-то новое. Мы лазали через заборы,  делали сырцовые кирпичи для храма Дендеры, собирали остраконы в пустыне , и все потому, что он любит эту землю и гордится тем, что он египтянин ! Слева - Махмуд, от него мы и узнали эту историю)
Выражаю благодарность моему многолетнему гиду Ахмеду (посредине) , настоящему профессионалу и просто замечательному человеку, который терпеливо и спокойно принимает пожелание поехать к черту на кулички и на Кудыкину гору , где нет ни людей, ни дорог, ни воды , ни даже скорпионов, но есть заброшенная гробница )). Потому что ему нравится его работа, и если он еще не был в этом месте, то тоже может узнать что-то новое. Мы лазали через заборы, делали сырцовые кирпичи для храма Дендеры, собирали остраконы в пустыне , и все потому, что он любит эту землю и гордится тем, что он египтянин ! Слева - Махмуд, от него мы и узнали эту историю)
Благодарю Махмуда -смотрителя храма в Абидосе,  потрясающего археолога и увлеченного своей работой человека!! От него будет еще одна волшебная история об этом месте ) - слева на фото , а также охранников , которые терпели и терпят с улыбкой время от времени мою беготню по храму. Потом мы все вместе ели арбузы и это было очень здорово!
Благодарю Махмуда -смотрителя храма в Абидосе, потрясающего археолога и увлеченного своей работой человека!! От него будет еще одна волшебная история об этом месте ) - слева на фото , а также охранников , которые терпели и терпят с улыбкой время от времени мою беготню по храму. Потом мы все вместе ели арбузы и это было очень здорово!
Благодарю строгого дядю полицейского, который поперся с нами в пятидесятиградусную жару в пустыню с автоматом наперевес отгонять шакалов ( не шучу) , и не захотел никакого вознаграждения , потому что провел нас к могиле Ом Сети из уважения к ней. Шакалов не было, но было много черепов и скелетов коров , которых они загрызли . С тех пор он сопровождает нас туда в качестве доброй традиции.
Благодарю строгого дядю полицейского, который поперся с нами в пятидесятиградусную жару в пустыню с автоматом наперевес отгонять шакалов ( не шучу) , и не захотел никакого вознаграждения , потому что провел нас к могиле Ом Сети из уважения к ней. Шакалов не было, но было много черепов и скелетов коров , которых они загрызли . С тех пор он сопровождает нас туда в качестве доброй традиции.

Благодарю своих читателей за их терпение и за то, что они тратят драгоценное время своей жизни , читая мои очерки , ведь время  - самое бесценное, что у нас с вами есть!

-17