Найти тему
BLAGOVOLITELNITSA

Честолюбие как способ самоубийства. Роман Теодора Драйзера «Американская трагедия». Рецензия

Откройте любой список с громким названием в роде: «лучшие книги всех времен», «эти книги должен прочитать каждый», «лучшие произведения классической литературы» и проч. Со стопроцентной вероятностью роман американского писателя Теодора Драйзера, опубликованный в 1925 году, занимает одну из позиций в таком топе. Хотелось бы выразить надежду на то, что свое место на мировом литературном пьедестале роман выбил на века, поскольку «Трагедия» представляет собой пример того, какой бывает книга, предназначенная к прочтению всем и каждому, в любом возрасте и положении.

Стремление добиться успеха и занять субъективно достойное положение в обществе роднит в той или иной степени каждого человека, поэтому не может быть предметом порицания. Но как на самом деле сильна эта страсть? И как разрушительна эта сила?

Роман основан на реальном случае убийства, совершенного американцем Честером Джилеттом, в 1906 году.

История же о трагической судьбе главного героя романа Клайда Грифитса, прототипом которого и стал Честер, начинается в 1920-е годы в Америке.

Клайд представлял собою интереснейший пример того, как невежество, молодость, бедность и страх непомерно осложняют жизнь

Клайд родился в семье уличных проповедников – людей религиозных, совсем не предприимчивых и, в общем-то, жалких. Жизнь проповедников сопровождалась постоянными переездами, поэтому Клайд и его сиблинги не получали никакого сносного образования. Убогое существование, вызывавшее у общества только снисхождение и насмешки, отсутствие пищи для ума, замененной картонной верой, посеяли в душе Клайда желание выбиться в люди. Не столько, чтобы крепко стоять на ногах и любить то, что делаешь, а сколько, чтобы показать им. Им всем.

Главный герой устраивается коридорным в большой отель, у него появляются сомнительные друзья и начинают водиться приличные по меркам его семьи денежки. Наклевываются даже первые муки любви к девушке, подобающей Клайду, – пустышке и кокетке, тянущей из него гроши за возможность подышать близко к ее губам.

Кружок кутил приводит Клайда к печальному событию, вынудившему его покинуть Канзас-Сити и скрываться от полиции в Чикаго.

В Чикаго Клайд ищет встречи со своим влиятельным дядей Сэмюэлом Грифитсом в надежде на то, что богатый владелец фабрики пристроит его на приличную должность и введет в общество.

Счастливый случай все-таки представляется, и дядя предлагает Клайду работу на фабрике. Клайд переезжает в город Ликург, чтобы с низов изучить ремесло изготовления воротничков. Вскоре Клайда, хоть как и не очень желательного, но все-таки родственника, назначают начальником в штамповочную, где Грифитс знакомится с работницей Робертой Олден. Поначалу возвышенно влюбленный Клайд довольно быстро все-таки склоняет воспитанную в строгих правилах Роберту стать его любовницей.

В это же время он до безумия влюбляется в Сондру Финчли, которую по положению, влиянию, происхождению и красоте можно сравнить только с Пэрис Хилтон в ее лучшие годы.

Сондра, влекомая капризом избалованной девчонки, вводит Клайда в круг местных мажоров с белыми вечеринками и детским маслом.

И вот наконец-то Клайд получает все то, чего так давно и страстно желал – положение в обществе, деньги и модно одетую красотку. Пусть статус весьма зыбкий, деньги совсем не большие, а красотка позволяет быть подле себя, только забавляясь.

И в этот наполненный светом малодушного тщеславия момент Клайд узнает, что Роберта беременна.

Если вам интересно заглянуть в нутро самых отъявленных ублюдков, способных убедить себя, что их холодящим душу поступкам могут найтись железные оправдания, то добро пожаловать в голову Клайда Грифитса. Удивительно совсем не то, что Клайд мерзавец, удивительно то, что он до последнего верит, что он честный человек. Он способен уверовать в свою полную праведность.

То как Драйзер скрупулезно, учитывая малейшие скрытые от беглого взгляда тонкости (на увесистую тысячу страниц) описал непрекращающийся торг Клайда со своей совестью, – выше всяких похвал и глубже половины популярного психологического нонфика.

Надо сказать правду: Клайд по своему характеру неспособен был когда-либо стать вполне взрослым человеком. Ему недоставало ясности мышления и внутренней целеустремленности - качеств, которые присущи большинству людей и позволяют им среди всех дорог и возможностей в жизни выбрать для себя самую подходящую

Убедить себя в том, что приобрести новенький костюмчик для щегольского посещения борделей, куда лучше, чем помочь матери – легко.

Честно соврать самому себе, что не можешь поддержать беременную и брошенную сестру, чтобы наскрести на шубку хорошенькой профурсетке – проще простого.

Из раза в раз доказывать своему сердцу, что обещать – не значит жениться, и тем самым снова и снова обманывать и оставлять в беде девушку, которую любил и привел к этой беде своими же руками – ничего не стоит.

Объяснять, что лишить жизни можно разволновавшись, и греха в этом нет – пустяки.

Книга тяжелая и вполне способна вызвать чувство гадливости и меланхолии, а иногда и поддать пощечину, показывая, что читатель может узнать себя в изворотливых размышлениях Клайда, пытающегося по разным поводам оправдать самого себя.

Читать о том, как Клайд размышляет как же ему «разрешить вопрос» с Робертой – мучительно. Не хочется быть бабкой, но мир был бы добрее и разумнее, если бы эту историю прочитали многие юные леди и джентльмены.

К финалу книги градус доходит до горячечного помешательства, читать физически неприятно и душно. Клайд не может больше заниматься самообманом, не может игнорировать свою негодяйскую суть, точно так же он не способен отказаться от светлого представления о себе и признать свои ошибки. Он не совершал оплошностей, гадостей и преступлений, он все может объяснить, он хотел все из лучших побуждений, он верующий, интеллигентный, он добрый, он любит мать, он... Начинается достоевщина в лучшем ее проявлении.

У людей с болезненной чувствительностью и обостренным воображением, если их интеллект-притом не наделенный особой силой-сталкивается с трудной и сложной задачей, бывают такие минуты, когда рассудок, еще не сброшенный со своего пьедестала, все же выходит из равновесия и корчится, словно в пламени; когда человек потрясен и сознание до того одурманено, что-по крайней мере на время-безрассудство или смятение, заблуждение или ошибка могут одержать верх над всем остальным. В таких случаях воля и мужество, встретив серьезные трудности, которых они не могут ни перенести, ни победить, как бы отступают, обращаются в поспешное бегство, оставляя место панике и временному безумию

В романе нет назидательных интонаций, мысли о том, что стремление к успеху порочно, во время прочтения точно не возникнут. Кроме того, у тщеславия есть и другая сторона. Так, следователь, занимающийся расследованием убийства, кладет на это много сил, будучи исполненным желания получить значительное повышение. И со своей работой он оттого справляется превосходно.

Говоря о расследовании убийства, отдельно стоит отметить судебный процесс. Описание подготовки позиции защиты и позиции обвинения, доказательной базы, а после выступлений и прений сторон в процессе занимают, как мне показалось, около четверти книги. И написана эта часть с присущей юриспруденции дотошностью, интеллектуальностью и изворотливостью. Могу предположить, что в основу книжного процесса легли материалы процесса реального, так хорошо автором передан дух профессионализма.

«Американская трагедия» - эта история о том, как низко может пасть человек в стремлении воплотить свои честолюбивые грезы, о том, как невежество притупляет сострадание и решительность.

Читайте книгу в любом настроении, потому что после прочтения все равно будет сыро, тоскливо и плохо, но оно того стоит.

_______

Если хотите принять участие в живых обсуждениях литературы, то вступайте в мой книжный клуб "BV". Буду рада Вашему вниманию!

Америка
9688 интересуются