Голливуд к экранизации второго романа Стивена Кинга, изданного в октябре 1975 года, впервые попытался подступиться во второй половине 70-х практически сразу после его публикации. На это очень вдохновляли $33-миллионные сборы экранизации его первой книги "Кэрри" (1976) снятой Брайаном де Пальмой всего за $1,8 млн. Права на него приобрела студия Warner Bros. и планировала снять полнометражный художественный фильм. Для написания сценария пробовали привлечь разных людей, среди которых были, к примеру, Роберт Гетчел, сочинивший для Мартина Скорсезе хитовую мелодраму «Алиса здесь больше не живёт» (1974), и Ларри Коэн, постановщик и сценарист ставшего уже культовым хоррора «Оно живо» (1974) и многие другие. Однако по словам Стивена Кинга, всех их варианты были полным провалом – ни одна из попыток уместить все сюжетные линии в формат полнометражного фильма не выглядела хоть сколько-нибудь приемлемой.
Промучившись какое-то время Warner в итоге плюнула на эту затею и передала проект на свое телевизионное подразделение, решив реализовать его в более подходящем формате мини сериала из двух серий общей продолжительностью в три часа. Сценарий доверили написать опытному в этом деле телевизионному автору Полу Манашу, а в режиссёрское кресло усадили постановщика оригинальной «Техасской резни бензопилой» Тоби Хупера. Бюджет был выделен для того времени очень даже солидный, целых $4 млн. Ну а получившийся результат удостоился высоких оценок со стороны критиков и культовый статус на долгие годы у зрителей.
Спустя почти 10 лет студия решила даже сделать продолжение «Возвращение в Салем» (1987). Изначально на фильм не возлагали больших надежд и планировали его к выпуску на домашнем видео. Режиссёром стал тот самый Ларри Коэн, который написал один из отвергнутых вариантов сценариев для первого фильма. Фильм стал часть сделки режиссёра со студией, согласно которой он снимал для них два фильма рассчитанных в основном на малые экраны одновременно. Другим стало второе продолжение его собственного фильма «Оно живо 3: Остров живых» (1987). Коэн использовал свои собственные наработки для первого фильма, а также решил разбавить повествование юмором, а основным источником вдохновения для него стала пьеса американского драматурга Торнтона Уайлдера «Наш городок», удостоенная в 1938 году Пулитцеровской премии. Несмотря на то, что фильм изначально планировался к выпуску сразу на видео, Warner всё-таки решила выпустить его в прокат, правда ограниченный. Фильм практически никак не был связан с оригиналом, кроме общего места действия, и был крайне негативно принят как зрителями, так и критиками.
В 2004 году Warner решила, что прошло уже достаточно времени и пора обновить свой давний хит для нового поколения. Было принято решение вновь снимать его в виде мини сериала на принадлежавшем студии кабельном канале TNT. Сценаристом в этот раз пригласили Питера Филарди, ответственного за «Коматозников» (1990) и «Колдовство» (1996), а режиссёром – Микаэла Саломона, снявшего провальный, но горячо обожаемый мною боевик «Ливень» (1997). Бюджет в этот раз был уже $15 млн. Главную роль исполнил Роб Лоу, а помогали ему среди прочих Рутгер Хауэр и Дональд Сазерленд. Новая версия была не так тепло принята критиками и зрителями, как оригинал 1979 года, но всё же и у неё нашлись свои поклонники.
По прошествии почти 45 лет с момента публикации книги Warner вновь задумала попробовать превратить её в полнометражный фильм, на что в этот раз её вдохновила успешная во всех отношениях экранизация другой книги автора - дилогия «Оно» (2017- 2019). За написание сценария взялся Гари Доберман, работавший над адаптацией «Оно», он же занял и должность режиссёра, а одним из продюсеров выступил автор «Пил», «Астралов» и «Заклятий» Джеймс Ван, для которого Доберман только закончил снимать третью часть «Проклятья Анабель».
Впервые о работе над фильмом было объявлено в апреле 2019 года, чуть позже Доберман заявил, что собирается, сделать свою версию как можно ближе к литературному источнику. Съёмки фильма прошли в сентябре 2021 года. Однако в июне 2022 года съёмочная группа вновь собралась чтобы переснять некоторые сцены. По словам самого Добермана, его оригинальная версия длилась три часа, однако окончательный вариант был сокращен до 1 часа 53 минут. Также изначально Warner планировала выпустить фильм в кинопрокат в ещё в сентябре 2022 года, но из-за пересъёмок и затянувшегося постпродакшена, а также, очевидно, качества получившегося фильма было принято решение выпустить его сразу на принадлежавшем студии стриминге Max (бывшее HBO Max). Кстати, и данных о бюджете студия почем-то предпочла на раскрывать – видать стало стыдно того, на что они были потрачены.
Визуально и стилистически фильм мало чем отличается от своих телевизионных предшественников, а в создании атмосферы откровенно проигрывает оригиналу 1979 года, впрочем, как даже и версии 2004 года. Безвкусные выполненные решения в виде светящихся крестов и глаз у вампиров выглядят откровенно халтурно.
Сюжет напоминает просто зарисовки на основные сюжетные линии, которые очень кратко и очень поверхностно их пересказывают. Ни о каком драматизме нет и речи. Герои и сыгравшие их актёры совершенно не запоминающиеся, единственное, кто вызвал хоть какие-то эмоции была Сьюзан Нортон в исполнении Макензи Ли, остальные просто присутствовали в кадре. Очень резала глаз замена расовой принадлежности двух основных героев – мальчика по имени Марк Петри и доктора Коди, последний к тому же ещё сменил и пол.
Очень халтурно и притянуто за уши выглядит сцена, в которой чернокожий Петри колотит своего белого обидчика в школе, что-то не помню была ли такая в книге, но с учётом нового расового оттенка, выглядела она очень искусственно и совершенно не нужной для основного сюжета. Также очень разочаровала и переписанная сцена финальной разборки, которую зачем-то перенесли в авто-кинотеатр.
В целом, даже не знаю, на какую аудиторию рассчитывали создатели фильма. Фанаты Кинга явно не оценят все сделанные правки сюжета и героев, а не знакомому с первоисточником зрителю здесь будет мало что понятно и интересно. Лучше пересмотреть оригинал Хупера.
Мой канал в Telegram с обзорами на приглянувшиеся новинки и не только: